Воскресенье, 21.07.2024
Журнал Клаузура

Фантастические существа: возможно ли создать что-либо принципиально новое? Часть 2

В первой части этой статьи мы рассмотрели ряд существ, созданных воображением писателя А. Мансурова по принципам и законам, изложенным в статьях профессионального биолога и этолога Марии Галиной. Однако этот ряд был бы далеко не полон без тех, быть может, не столь чудовищных, гигантских, и омерзительных, а, скорее, более «традиционных», существ, которые в первую часть не попали. Исправим же эту недоработку.

Вот повесть «Восемнадцатое Царство». Группа подростков попадает в огромный подземный комплекс, построенный ещё Советским ВПК в качестве как раз – лаборатории для создания биологического оружия. И речь идёт не о бациллах и вирусах, вроде сибирской язвы или ковида, а о конструировании на основе генетических разработок жутких макро-химер: для ведения непосредственно боевых действий и диверсий в тылу врага. Подменяя солдат-людей.

Разумеется, российские генетики самые «крутые»! Поэтому выведенный ими гибрид человека и осы и выглядит ужасающе, и очень эффективен: достаточно вспомнить, что отряд спецназа, посланный на устранение последствий «восстания» подопечных учёных-генетиков перебит тварями, которые называются «хоссы», без особых потерь и усилий со стороны тварей.

А выглядят эти монстры так (цитата): «Над солдатом, медленно двигая жующими челюстями, и держа перед ними зажатый в лапках кусок ноги солдата, стояло…

Воплощение ночных кошмаров. Страшилище. Монстр.

Да как не назови – реальный персонаж из столь любимых Надюхой фильмов-ужасов!

 

Крупная тварюга – пожалуй, по плечо Коляну. Передняя часть туловища загибается кверху. Две… – руки?! – держат оторванную часть ноги перед мощными жвалами-челюстями. А опирается насекомоподобная хреновина на шесть широко расставленных полусогнутых сегментированных ножек-конечностей.

Сами ножки – тонкие, и отблёскивающие словно полированным чёрным хитином: будто у чудовищного, в сотню раз увеличенного, не то – термита, не то – муравья… Или, скорее, богомола. Чудовищно увеличенного богомола.

Внизу, почти доставая до пола, свешивалось брюшко – да туда можно при желании затолкать не одного барана!»

А выжить и растерзать профессиональных десантников эти твари смогли потому, что командование, не будучи знакомо со спецификой этих жутких, и, разумеется, засекреченных, монстров, вооружило людей «неподходящим» оружием: АК 5, 45, с бронебойными пулями. Просто прошивавшими насквозь хитиновые тела, оставляя малюсенькие и неопасные для живучих монстров дырочки. Зато вот картечь, оказавшаяся в дробовике одного из героев, разворотила грудь странного «кентавра», в которой и скрывался орган, помогающий дышать крупным насекомоподобным созданиям в условиях бедной кислородом атмосферы: человеческие лёгкие.

Но кульминацией повести, несомненно, является описание автором гнезда общественных насекомых: огромного «улья», на строительство которого пошли и столы, и матрацы, и книги – да вообще всё, что можно разжевать с клейкой слюной, и вылепить ячейки для откладывания новых яиц. И размножались твари – очень быстро. И если бы не «самодеятельная» экспедиция подростков, всё это могло бы закончиться очень печально. И – не для армии США, и других потенциальных противников, а для армии самой России.

Однако, как мы уже писали ранее, не будем лишать повесть интриги, и рассказывать обо всех нестандартных решениях и действиях героев. Вот повесть «Чужаки».

Она написана явно в пику роману Фостера «Чужие».

Потому что Мансуров явно не верит в существование уникального «универсального» паразита, с кислотой вместо крови, который мог бы присасываться к любому органическому «носителю», откладывать в его тело яйца, и затем ещё и «поддерживать его жизнь» в условиях атмосферы без кислорода. Действительно, с точки зрения биологии всё описанное – чушь. Ни одна оса-паразит, или гельминт, или паук, или клещ, блоха, или овод не «поддерживает» жизненные функции существа, из которого он пьёт кровь, или в тело которого откладывает яйца, парализуя носителя и затаскивая в норку.

Поэтому у Мансурова всё обстоит «хитрее»: попавшие на чужой гигантский космический корабль с уникальной биосферой космонавты подвергаются «энергетической» атаке. В частности, на голову аватара (!) капитана падает некое странное существо, тонкое и полупрозрачное, как носовой платок. И, хотя материальной связи у человека и управляемого био-робота и нет, это не мешает энергетическому паразиту транслировать по каналу связи свою энергетическую матрицу, которая затем, подпитавшись от биоэнергии носителя, захватывает контроль над сознанием человека. Вынуждая совершать убийства других членов экипажа.

Однако не будем пересказывать содержание: достаточно сказать, что не только Рипли может думать, и находить способы уничтожить хищного пришельца: «наши» победят!

Далее: вот рассказ ««Весёлый» водный Мир» из романа «Я подобрал это на свалке».

Скраппер Мак, тоже, как и Пол и Джо, путешествующий по космосу в поисках Куша и приключений, находит странную планету. Гамма-сканнер Матери, главного компьютера корабля, показывает, что люди раньше на поверхности планеты жили, а сейчас от них остались только полузасыпанные и полузатопленные бункеры. Вот в одном из таких убежищ, на флэш-носителе одного из компьютеров, Мак и находит ответ на вопрос: что же случилось с человечеством?

А случилось нечто совершенно предсказуемое и «естественное»: олигархи из наиболее «технически и биологически» продвинутой страны решают, что на планете, на восемьдесят с лишним процентов покрытой водой, пищу и ресурсы со дна океанов и морей проще всего добывать с помощью существ, приспособленных для жизни под водой! И для этого начинают эксперименты по генной модификации, и выведению «Хомо акватикус». Опыты проводятся, разумеется, на «добровольцах». Которых никто не спрашивает: на преступниках.

И демонстрация одной из записей, где показана одна из операций на грудной и брюшной полости очередного подопытного, дана Мансуровым, конечно, очень впечатляюще: сцена действительно вызывает и мурашки по коже и омерзение, и тошноту. Причём не только у читателя, но и у Мака.

А заканчиваются эксперименты, зашедшие было в тупик, очень «оригинально»: главный учёный предлагает сделать систему размножения у «акватикуса» такой же, как и у исходного прототипа: у рыбы. То есть – самки должны откладывать икру, а самцы – выделять в воду сперму, которая и оплодотворит эту самую икру. И «плодовитость» таких созданий становится сразу на два (!) порядка больше, чем у Хомо сапиенса… И могущие теперь размножаться «естественным путём» монстры заселяют все океаны.

И, разумеется, вскоре господство над собой «сухопутных», которые их нещадно эксплуатируют, водяным жителям надоедает. Со всеми вытекающими последствиями. В результате которой площадь суши с помощью взрывов побережья ещё сокращена – совсем как в романе К. Чапека «Война с саламандрами», и последние «наземники» добиваются прямо в своих бункерах «водяными» в скафандрах – нужных для сохранения внутри воды…

И самым интересным в этом рассказе, и несомненной заслугой автора, является раскрытие и весьма красочное и подробное описание жизни и быта такого сложного подводного сообщества и их религии. И даже некоторые легенды о прошлом этого Социума выглядят чертовски, если мне позволят так выразиться, достоверно.

Но вот роман «Да здравствует Герберт Уэллс!». Здесь подросткам из неблагополучных семей предоставляется уникальная возможность: обучаться у лучших учителей рукопашного боя, и благодаря уникальной «Машине», проходить странные Квесты. В одном из таких главный герой и встречает уникальное и жуткое существо: гигантскую шарообразную полу-медузу, полу-рыбу, живущую в тоннелях метро заброшенного города, и явно питающуюся всем тем немногим живым и органическим, что осталось после Катастрофы планетарного масштаба. Понимая, что адекватного оружия у него нет, и шансов убить чудище – никаких, герой просто убегает! А биология странного существа так и остаётся загадкой. Как и его происхождение. (Что – жаль!)

А вот происхождение не менее странной «Физалии» из рассказа «Планета, о которой лучше не знать», из сборника о приключениях Пола и Джо «Изнанка Ада!..», очень даже известно.

Его вывели учёные сейчас абсолютно «очищенной» от органической жизни планеты, как раз для – очистки. То есть – дешёвого и простого выкорчёвывания девственных лесов, покрывающих большую часть суши, и не дающих вести нормальное сельское хозяйство.

Для этой цели скрестили, разумеется, несколько подходящих по образу жизни и действий обитателей океанов. Теперь могущих «плавать» в атмосфере планеты. Которые, будучи испытаны в «полевых условиях», попробовали человеческой плоти. После чего деревья показались им… невкусными! И создания, размером со стадион, оказались настолько живучи и неуязвимы, что никакие методы борьбы и оружие аборигенов не помогли…

В романе «Цена предательства» Мансуров впервые сталкивает людей, колонизирующих дальние планеты, и расу странных ящеров-телепатов: сустаров. И чтоб адекватно «бороться» с новой напастью, насылаемой такими телепатами, одному из десантников приходится пойти на крайние меры: попытаться превратиться в одного из ящеров! Чтоб знать их мысли, их планы, и – главное! – определить, где на очередной колонизируемой планете прячется существо, насылающее кошмары на колонистов и экипаж боевого корабля, вынуждая чуть ли не убивать друг друга в приступе «лунатизма». Разумеется, монстра землянин обнаруживает, но и сам гибнет – потому что как представитель сустаров не может пережить одиночества, и моральных терзаний от того, что сотворил…

В рассказе «Тоннельные» Мансуров впервые показывает «новых», разработанных неизвестными агрессорами, монстров для диверсий. Которые тоже, разумеется, являются генно модифицированными организмами – на базе морского червя-точильщика, Тередо. И монстры эти, действительно похожие на чудовищно огромных червей с невероятно прочными, прочнее бетона, челюстями, обосновались в Московском метрополитене, прогрызая бетонные стены, и перегрызая кабели и даже устраивая крушения поездов!

Однако методы борьбы с биологической угрозой находятся вполне… Научные.

И позже, в романе «Пипец этой вашей Омерике!», в новелле «Акватория Тихого океана» Мансуров развивает эту идею: теперь черви-точильщики, прежде нападавшие на деревянные корпуса судов, до того, как те стали обшивать медными листами, а затем и вовсе – делать из стали, нападают одновременно на все «Омериканские» подводные лодки, вызывая жуткие течи, топя, и лишая противника самого ценного, трудно локализуемого, средства сдерживания!

В рассказе «Другое солнце» автор использует идею, в-принципе, уже разработанную давно – например, Артуром Кларком в одном из своих рассказов. Там в земных лабораторных условиях удаётся воспроизвести одно из червеобразных существ, якобы обитающих на Солнце. У Мансурова черви на солнце тоже обитают. Но – на чужом. И иногда, раз в два года, в период «активного солнца», долетают и до населённой планеты, играя, забавляясь, и «шутя» с аборигенами, и теми, кто прилетает к ним: превращая сознание – в « его подлинную сущность», и уничтожая таким образом и личность и физическое тело. Хоть и «высвобождая» «подлинный» Дух и Суть существа, подвергшегося атаке.

И спастись от этих «шутников» можно лишь глубоко под землёй: её слой хотя бы частично экранирует воздействие. Два главных героя следуют советам аборигенов и прячутся в пещерах, а остальной экипаж межзвёздного торговца не верит, и уповает на броню стен корабля. И напрасно. Потому что то, во что превращаются остальные астронавты, невольно вызывает и ужас и омерзение…

Но, как мы уже говорили, не нужно лишать рассказ – интриги.

В повести «Под наклоном» автор даёт картину того, во что могло бы эволюционировать в мирке потерпевшей крушение «тарелки» сообщество лабораторных крыс, интеллект и когти которых усилены искусственно, вероятно, для проведения тех же диверсий и нанесения вреда тылам противника. Однако выбраться на волю эти модифицированные твари не могут: экипаж погиб, от, вероятней всего – удара о почву, а люки остались заперты. И разделившиеся на два вечно противоборствующих племени грызуны не дают друг другу «поглупеть», развивая и оттачивая боевые навыки и разум в самой лучшей «тренажёрной машине» для этого – в войне!

И вот, «на свою голову», погибший звездолёт находит корабль землян. И, разумеется, учёные хотят его исследовать. И, разумеется, всё идёт не по тщательно разработанному для безопасности плану. И, как показывает практика, не люди тут самые «умные»…

В рассказе «Безопасный способ захоронения» сообщество, точнее – Община, организованная по принципам первобытного строя, людей, чудом выживших после ядерного апокалипсиса, сталкивается с непонятным сооружением.

Его тщательное и детальное обследование показывает, что строилось оно с единственной целью: утилизировать и бесконечно долго и безопасно хранить ядерные отходы человечества. Которых за два века накопилось — ну очень много. И забравшись на последний уровень Хранилища «Онколо» главный герой обнаруживает, что…

Эти отходы являются для кое-кого – пищей!

Ну, точнее – не «кого-то», а конкретно – того, кого в древних скандинавских легендах и мифах называли «Змей Митгард»! И он вполне реален, и процветает, и способен к телепатическому общению. А завезли его на нашу планету некие инопланетяне. И —  лишь с одной целью.

Сожрать все имеющиеся в недрах радиоактивные минералы.

Однако времени на этот процесс змею не хватило. И человечество успело обнаружить методы обогащения и применения этих самых радиоактивных веществ. Что не мешает змею работать и дальше!

Как не мешает и главному герою сообщить соплеменникам, что отныне у них – новая Религия! И верят они теперь в реально существующее «Высшее Существо» — Змея Митгарда!..

Вот роман – точнее, сборник новелл – «Его Величество Авианосец».

Там в самой первой новелле описаны некие чрезвычайно стремительно движущиеся, летающие, ввинчиваясь в воздух, и тоже похожие на червей, монстры. Правда, небольшие – вгрызаясь в тело человека, они прокладывают там ходы, словно от пули! Настолько быстры их движения. И поскольку «вытравить» их из атмосферы невозможно, приходится землянам странную планету оставить, рассуждая о том, кто бы мог таких тварей создать и расселить*, чтоб гарантировать отсутствие на поверхности заселившихся незваных «гостей-колонистов» с других планет. И животных-аборигенов.

*По некоторым непроверенным сведениям такие «сущности» есть и на Земле – есть даже кадры их влёта-вылета из пещеры в Бразилии. И, вероятно, тут автору почти ничего не пришлось придумывать – разве что «плотоядную» сущность тварюшек…

В сборнике «Я подобрал это на свалке» есть и рассказ «Три волшебные дудочки». Там скраппер Мак попадает на очередную планету, на которой нет и следа Хомо сапиенса, зато есть очень много птичек, похожих на вымершего на земле дронта: нечто вроде огромных, и с ярким красочным оперением, попугаев. Во-всяком случае, передразнивают они человеческую речь и вообще любые звуки – превосходно. Они уже широко известны и пользуются спросом у коллекционеров на Земле, так как недавно один из скрапперов привёз на родную планету партию таких птичек. Названных «дразнилками». Однако пытаясь отловить несколько экземпляров для того, чтоб перепродать в земной «Ксенолэнд», Мак узнаёт у Матери, что под местной Антарктидой есть бункер, где содержатся ответы на вопросы, что стало с местными людьми.

С огромными трудностями и приключениями он попадает внутрь. Только для того, чтоб обнаружить, что всему виной – три «волшебных» дудочки. Подув в первую из которых можно любого человека превратить в… «Дразнилку»! А подув во вторую – из любого дразнилки можно сделать снова – человека!

Разумеется, наш герой решается на оригинальный «бодиформационный» эксперимент*! И вот он — …!

Впрочем, сохраним загадку и интригу и здесь!

*Хочется отметить, что легенды о том, что с помощью правильно подобранных звуков и тонов можно и камни делать пластичными, и лепить из них, как из пластилина, и даже можно переносить их по воздуху, бытуют на Земле давно. Правда, пока ещё никто не доказал этого экспериментально. Но это не значит, что такая гипотеза – ненаучна. Что Мансуров и пытается доказать в этом рассказе.

И на мой взгляд, это ему блестяще удаётся.

Как удаётся и доказать в романе «Другое существо», что генно модифицированные организмы, получившие в распоряжение человеческий мозг, воспоминания, и жажду свободы, не будут спокойно отсиживаться по камерам корабля, где их содержат. Используя, как гладиаторов для чудовищного теле-шоу, где люди бьются на арене с такими же созданными искусственно, и, разумеется, официально запрещёнными, монстрами, или уж когда сами монстры бьются между собой не на жизнь, а на смерть, и организаторы зарабатывают на их страданиях и крови, кучу денег.

Не-ет, такие существа рано или поздно – взбунтуются, и, поскольку снабжены разным «встроенным» оружием, легко «разберутся» с охраной, захватив корабль-студию, и сбежав от злобных организаторов шоу – в космос!..

В романе «Океан» Мансуров показывает Социум людей, выживающих в безбрежном океане планеты без суши. На островках, построенных замечательным растением – тапой. И уж каких только проблем и сложностей не возникает у племён людей, населяющих разные острова! Начать хотя бы с того, что тут нет ни месторождений железа, ни возможности добыть и развести огонь!

А уж какие только монстры не населяют пучины океана! Если честно – они куда страшней и разнообразней, чем те, что имеются в знаменитой франшизе с Кевином Костнером «Водный Мир».

Потому что в конце романа выясняется, что это – попросту океан чужой планеты!

Куда люди с Земли попали в результате катастрофы с их кораблём. И чтобы выжить – создали самое замечательное изобретение: тапу. Способную расти в условиях солоноватого океана, и образовывать огромные, населённые племенами, острова! Где вырастает всё, что необходимо для поддержания жизни полудиких, но – людей!

В другой новелле из романа «Я подобрал это на свалке», а именно – «Черви и мокрицы», показано сообщество людей, загнанных под землю, в тёмные пещеры, и используемых в качестве…

Производителей помёта!

Из которого, путём переработки в био-реакторах в тех же пещерах, сообщество разумных ящеров добывает наркотик «струх». Нужный для поддержания в покорности и полубессознательном состоянии основной массы рабски эксплуатируемых собратьев, уже на родной для ящеров планете. (Как мне кажется, до Мансурова ещё никто не додумался отвести собратьям по разуму столь унизительную роль – производителей отходов жизнедеятельности.) Но только у людей есть в этих отходах тот уникальный компонент! Что позволяет превращать в покорных рабов – уже ящеров.

Разумеется, скраппер Мак не остаётся равнодушным к такому вопиющему безобразию!..

А вот в романе «Под игом чудовищ. Часть 2.» Мансуров показывает абсолютно техногенное устройство, созданное цивилизацией Предтеч, но выглядящее в глазах современников как Чудо!

Биологический реактор, способный буквально воскрешать мертвых, и «чинить» живых: можно с помощью средств «управления» превращать загруженного в камеру устройства человека – буквально в любое создание! Хотя чаще всего отсталыми в плане понимания техники и науки потомками Машина используется как прибор для оживления, и для банального омоложения. Королей, естественно. И их наложниц!

А в рассказе «Берсерк» из сборника «Подкладка изнанки Ада» Мансуров показывает другое чудовищное устройство Древних рас: Берсерка. То легендарное оружие, которому не могла противостоять ни одна разумная раса. Впрочем, к эволюции, созданию, и описанию живых существ этот монстр отношения не имеет.

Так что про все «техногенные» штучки-дрючки, созданные воображением уважаемого А. Мансурова мы расскажем в третьей части статьи.

Дмитрий Жданов

Иллюстрации к статье изготовлены с использованием ИИ


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика