Понедельник, 16.09.2024
Журнал Клаузура

«Он бывал и сквозь слёзы». К столетию возникновения Кукрыниксов

Острые изломы графики ранят пороки лучше отточенной стали: хоть и не убить их: восстановятся…

Как творить карикатурный мир втроём, причём каждый из участников Кукрыниксов обладал, очевидно, отчётливой индивидуальностью?

Как соединить отдельные линии в триаду, ставшую известной всей стране, радовавшую работами, веселившую массу представителей нескольких поколений, — как сделать это, не мешая друг другу, взаимодействуя?

Тайною остаётся, но М. Куприянов, П. Крылов и Н. Соколов действовали именно там: и тройственное это действие, ставшее крепким, как базальт, единством, одарило русскую историю советского периода классическими шаржами, карикатурами, иллюстрациями к классике.

Да-да, Кукрыниксы иллюстрировали Гоголя и Щедрина, Горького и Чехова: и сделанные ими работы, хоть и не получили (и не предполагалось) такой популярности, как искажённый мир недостатков и пороков, но были добротны, и качество исполнение становилось очевидно.

Другое дело – Остап Бендер: сам из глобальной… юморианы: и портрет его, созданный остропёрой троицей, дарил зрителю улыбку: хитровато-хищную.

Точно выстраивались, переводимые в рисунок, забавные серии к романам, читанным и любимым поколениями; возникал коммунальный быт, равно – коммерческие области: девяностолетний Фунт дремал на стуле под ветвистыми рогами, приколоченными к стене.

…в студенческие годы в Высших художественно-технических мастерских объединились художники – остроумцы и островглядцы; а в знаменитый ВХУТЕМАС съехались из разных городов Союза; сначала стали работать вместе Куприянов и Крылов, выдумав предварительную маску — Кукры и Крыкуп; с присоединением Соколова маска стала окончательной.

Возникли Кукрыниксы.

…красные штыки, резко и точно прорывающие карту, колют тощего и злобного Гитлера.

Он же – пялится в овальное зеркало, видя белёсый череп вместо лица.

Представители вермахта – смахивающие на разной степени хищности зверушек.

Это, разумеется, период войны: когда творческая активность и отточенное мастерство художников активно работали на победу…

Смех?

Он бывал и сквозь слёзы: но – всегда помогал в деле подавления коричневой махины, накатившей смертью на тело СССР, и – получившей собственную смерть.

Постоянно сотрудничая с главной газетой страны – «Правдой» и популярнейшим юмористическим журналом «Крокодил», Кукрыниксы занялись в основном политической карикатурой.

Гротеск изгибался острыми линиями, злободневность пересекалась с темами вечных ям человечества – так возникали серии работ: «Поджигатели войны», например.

Плакат становится основным – в период великой войны; плакат цветёт резкостью и гневом, не снижая стилистических возможностей, не влияя на мастерство; знаковым и значимым становится — «Беспощадно разгромим и уничтожим врага!»…

… забавна ли «Уолл-стрижка»?

… увы, после потребительской революции 1991 года многие ориентируются именно на такую – вот бы удивились Кукрыниксы, всей сущностью своей вписанные в советскую, противоположную явь!

Политическая тематика не уходила: вибрации холодной войны попадали в тонко организованные карикатуры мастеров.

Было много выставок.

Популярность цвела садом людских сердец…

Можно рассмотреть работы Кукрыниксов и с метафизической точки зрения: хотя едва ли такой придерживались сами художники: у них была другая оптика; но… можно предположить, что, разя и ниспровергая негатив, Кукрыниксы стремились к очищению человечества от злобы, мути и дряни, всегда столь охочих до человеческих судеб и жизней.

Александр Балтин

От редакции

Гений художников Кукрыниксов заключался в уникальном сочетании коллективного творчества, острой политической сатиры и высочайшего художественного мастерства.

Кукрыниксы — это творческий коллектив трех советских художников: Михаила Куприянова, Порфирия Крылова и Николая Соколова. Их псевдоним, составленный из первых слогов фамилий, стал символом единства и нераздельности их творчества.

Особенность гения Кукрыниксов проявлялась в нескольких аспектах:

1. Коллективное творчество: Уникальность Кукрыниксов заключалась в их способности работать как единый организм. Их творческий процесс был тщательно отлажен: сначала рождался общий образ в результате наблюдений и обсуждений, затем каждый художник создавал эскиз, из которых выбирался лучший, и только потом создавалось финальное произведение.

2. Политическая сатира: Кукрыниксы достигли вершины в жанре политической карикатуры. Их работы отличались смелостью, прозорливостью и мастерством исполнения. Особенно ярко их талант проявился во время Великой Отечественной войны, когда их карикатуры стали мощным оружием пропаганды.

3. Многогранность таланта: Хотя Кукрыниксы прославились своими карикатурами, их творчество не ограничивалось этим жанром. Они создавали плакаты, иллюстрировали книги, работали в жанре живописи. Их иллюстрации к произведениям Горького, Ильфа и Петрова, Сервантеса демонстрируют глубину их художественного видения.

4. Тщательность и внимание к деталям: Кукрыниксы подходили к работе с исключительной ответственностью. Например, для иллюстраций к роману «Мать» Горького они создали около 900 эскизов и набросков. Такой подход обеспечивал высочайшее качество их работ.

5. Синергия талантов: Каждый из трех художников обладал уникальными способностями, которые в совокупности создавали неповторимый стиль Кукрыниксов. Их работы отличались глубоким психологизмом, точностью характеров и выразительностью образов.

Гений Кукрыниксов заключался в их способности объединить индивидуальные таланты в единое целое, создавая произведения, которые стали неотъемлемой частью советского искусства. Их творчество не только отражало эпоху, но и активно влияло на нее, формируя общественное мнение и поднимая боевой дух народа в трудные времена.

Кукрыниксы доказали, что коллективное творчество может быть не менее, а порой и более эффективным, чем индивидуальное. Их уникальный опыт остается непревзойденным примером творческого содружества в истории мирового искусства.

Главред ЖК

Дмитрий Плынов


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика