Ещё раз о театре
13.08.2024Театр – это дом. И как в любом доме, в нём есть свой заведённый порядок, в нём существуют люди, его обитатели, его семья… И как в любом доме, они строят свои человеческие отношения, свою жизнь. Но помимо всего, в этом доме ещё рождается искусство, вынашиваются творческие идеи, планы; подобно детям, растут артисты, взрослеет театральное семейство.
Театр – это род. У любого театра есть начало и зачинатели, есть его истоки и традиции. Хорошо, если с годами его род мудреет, крепнет. Жаль, если приходит в упадок.
Театр – это вера, это любовь. И как каждый духовный дар, они приходят к человеку свыше.
Театр – это плод познания, подобно библейскому. Вкусив его, душа познаёт красоту и уродство, добро и зло, преданность и предательство. Театр концентрирует в себе образ мироздания, вселенский замысел. Прекрасное и безобразное в нём – лишь суть нашего выбора и отражает идею человека. Душа и мысль принадлежат вечной триаде: тьма, свет и человек. Так задумано природой. Театральное действо буквально воплощает эту метафору: то погружает во тьму, то озаряет светом, то стремится к истине, то уходит от неё. Поэтому нет ничего древнее и сакральнее, и более вечного, чем театр.
Я заново передумываю всё это, идя мысленно по разделительной черте между светом рампы и тьмой зрительного зала. И этот путь ведёт всё дальше, дальше, дальше…
Приходя в театр к народному артисту России Вячеславу Спесивцеву, я неизменно с радостью отмечаю, что его дом жив! Он вмещает в себя артистов разных поколений и разных амплуа, что даёт возможность играть различные роли и характеры, создавать разножанровые спектакли. Театр Спесивцева теперь называют «театр Спесивцевых», поскольку режиссёрское дело создателя театра продолжают уже его сыновья Семён и Василий.
…Этот дом жив! В нём тепло и уютно, и много детей – целых три детских студии. Неизвестно, выберут ли их воспитанники в будущем актёрскую профессию и стезю, но уже с малых лет они могут открыть для себя величественный мир сценических подмостков. А вместе с ним и внутренний мир человека, и окружающие его миры вселенской бесконечности. Это подлинное таинство, это участие в священнодействии.
Познание бесконечно, как и священнодействие, которое должно продолжаться…
Театр – их символическое отражение, краткое по форме и ёмкое по содержанию.
Как здесь не вспомнить один из известнейших символов священного познания: Древо и Яблоко. Это вместилище смыслов и образов.
Неудивительно, что режиссёрский выбор Вячеслава Спесивцева пал на этот символ, и уже многие десятилетия тот олицетворяет образ его театра. В нём заключена любовь. Сквозит мир и душа, дух и плоть. В нём выражено древо жизни, в нём произрастает род. В нём заложены семена высших смыслов. В нём бьётся сердце…
Бьётся сердце театра. И оно совсем не бутафорское. Оно исполнено чувств. Где же, как не в театре, переживать подлинную любовь или ненависть?! Бьётся сердце театра… Оно бьётся с прошлого века. Много это или мало? – Всё относительно. Мгновение и вечность неразрывны.
Этот театр зародился на Красной Пресне. Те, кто стояли у его истоков, помнят, что его кредо: мудрость жизни, энергия и сила молодости, преодоление и движение вперёд. Ничто здесь не изменилось со временем. Жизнь в её утверждающем и созидающем проявлении по-прежнему остаётся движущей силой Молодёжного театра под руководством Вячеслава Спесивцева; основным правилом режиссёров и труппы.
Вспоминаю строчки стихотворения Геннадия Шпаликова:
По несчастью или к счастью, истина проста:
Никогда не возвращайся в прежние места.
Если даже пепелище выглядит вполне,
Не найти того, что ищем, ни тебе, ни мне.
Могу сказать, что в отношении театра Вячеслава Спесивцева, я чувствую приятное исключение. Хотя некогда наши пути разошлись, но я всегда смело «возвращаюсь в прежнее место». Я нахожу, что оно «выглядит вполне»… Красивый театр, талантливый коллектив, знающие своё дело профессионалы. Но самое дорогое – я нахожу здесь знакомые родные лица, теплоту воспоминаний, весёлость встреч. Я нахожу здесь искусство, его освящает дух Мельпомены.
И я слышу биение сердца. В каждом спектакле оно стучит по-особому, по-своему.
Вот сказка Ганса Христиана Андерсена «Спички». Маленькая девочка отвержена человеческим обществом. У неё не стало любящей семьи, и она замерзает в Рождественскую ночь – ночь, по поверью, полную волшебства, добра и надежд. Но сердце театрального спектакля не остановилось, оно продолжает стучать – и девочка оживает, согретая зрительским теплом и сотнями огоньков зажжённых спичек в их руках. Таков замысел режиссёра, перешагнувшего через условную границу тьмы навстречу свету.
И зритель воодушевлённо следует за ним, потому что хочет видеть свет и краски жизни.
Если вспомнить сказку Андерсена о Снежной королеве, то она как раз отражает эту философию восприятия мира, а вместе с ней и старую истину о противоборстве света и тьмы. Человеку природа вложила в глаза хрусталик, чтобы созерцать мир объёмно, различая его светлые и тёмные грани. Но попавший в глаз плоский осколок зеркала злого Тролля заставляет смотреть на мир однобоко, видя только тёмную сторону.
Великий сказочник Ганс Христиан Андерсен! Его сказки – это кусочек боли и страдания, вынесенного из суровой реальности; это мгновения счастья, к которым неизменно стремится человеческое сердце.
Противоборствуя тьме, стучит сердце другого спектакля. На сцене «Чайка по имени Джонатан Ливингстон» Ричарда Баха. Джонатан – изгнанник стаи; он вне закона. Он оставлен сородичами. «Современная Библия для молодёжи» – охарактеризовал когда-то автор своё произведение. Его символические образы и сюжет были переведены режиссёром Вячеславом Спесивцевым на сценический язык и дополнены музыкой рок-группы «Ария». В её ритмах бьётся сердце спектакля.
В декорациях – красота, глубина и многозначность чёрно-белого стиля. В самый трогательный и драматический момент на грани бытия и небытия, тьмы и света чайка символически рассыпается на белые бумажные перья, словно трепещущие на ветру, будто распадается на атомы, исчезая из видимой привычной реальности. Но преодолевая пространство и время, «здесь и сейчас», высвобождается и остаётся существовать душа и мысль, дух и воля, мечта, вера, устремлённость и сила, страсть жизни и свободы, для которых нет физических границ и преград. Они, как неисчерпаемая энергия атома. Они вечны и неистребимы, принадлежа категории Вечности. И заставляют человеческую природу стремиться к совершенству, которому, как известно, нет предела.
Я продолжаю мысленно идти по разделительной черте между светом рампы и тьмой зрительного зала. И этот путь ведёт всё дальше, дальше, дальше… Я погружаюсь в воспоминания, там, на сцене, в чёрном бархатном платье я куда-то бегу по кругу, останавливаюсь и вновь бегу… поднимаю над головой тяжёлый холодный меч и слышу есенинский стих: «Дорогие мои… дорогие… хор-рошие…»
Белый шёлковый полог, как снежный покров, закрывает от меня видения спектакля и финальную сцену казни Пугачёва. Но неожиданно всплывают в памяти начальная и заключительная строфы стихотворения «Пугачёвщина», написанного по мотивам этой постановки Вячеслава Спесивцева:
Мрак потихоньку отпустил.
В кварталах нищих волчья стая
Готова разорвать, играя,
Любого на своём пути.
***
Бессмысленный и подзабытый,
Пир кровожадной нищеты –
Ждёт часа у ворот событий
В безбрежье русской широты.
(Юрий Андрийчук)
Я слышу, как стучит сердце, то ли моё, то ли спектакля… и шагаю в безбрежье памяти. И там замираю возле эскиза.
Постановка «Сто лет одиночества» по роману Габриэля Гарсиа Маркеса – одна из первых значимых режиссёрских работ Вячеслава Спесивцева, которая принесла ему широкую известность и восторженное признание автора романа.
Я внимательно и пристально вглядываюсь в эскиз: люди в гнёздах на дереве – как большие птицы, как одна семья. Отчётливо слышу удары их сердец.
…Пульсирует сердце на древе познания театра, на его древе жизни.
Я иду по разделительной черте между светом рампы и тьмой зрительного зала. И этот путь ведёт всё дальше, дальше, дальше…
Светлана Волошина-Андрийчук,
режиссёр, актриса,
почётный деятель искусств России,
член-корреспондент Международной академии современных искусств,
член СТД РФ, заслуженный писатель МГО СПР,
действительный член, профессор Петровской академии наук и искусств
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ