Новое
- Николай Новиков — просветитель, публицист, издатель (1744-1818)
- Мода в русском городе XIX век. Государственный регламент
- Александр Ралот. «Обвиняются: группа «Led Zeppelin» и фильмы про индейцев». Рассказ основан на реальных событиях
- История переименований московских улиц
- Валерий Рубин. «О, голубка моя!..». Сатирический рассказ
- Александр Балтин. «Красные стигматы». Повесть
Мода в русском городе XIX век. Государственный регламент
13.03.2025
В России XIX века одежда являлась не просто средством защиты от непогоды или выражением эстетических предпочтений — она выступала мощным инструментом социальной, этнической и конфессиональной идентификации. Платье, причёска, борода становились знаковыми элементами, по которым определялось место человека в сложной социальной иерархии империи. Государство же, осознавая силу этих визуальных маркеров, стремилось регулировать внешний облик своих подданных, закрепляя существующий порядок.
—
Государственная регламентация: контроль через внешний облик
Политика регламентации внешнего вида имела глубокие корни, восходящие к реформам Петра I, но и в XIX веке власть продолжала пристально следить за тем, как одеваются подданные. Особенно усилился этот контроль при Николае I, стремившемся к упорядочиванию всех сфер общественной жизни и борьбе с любыми проявлениями либерализма.
Показателен случай отставного капитан-лейтенанта С.И. Кадьяна, задержанного в Москве летом 1830 года. Поводом для задержания стала его «ветхая одежда и отпущенная небритая борода», что полностью противоречило его социальному статусу дворянина. На допросе Кадьян объяснил свой выбор желанием «сблизить сердце с бедностью и нищетою» и познать «добрый народ русский». Однако с точки зрения власти такое поведение было неприемлемым. По личному распоряжению императора Кадьяну выбрили бороду и взяли подписку «что он впредь не будет делать неблагопристойностей».
Этот случай наглядно демонстрирует, что одежда воспринималась не как личный выбор, а как обязательный атрибут, маркирующий социальное положение. Человек, отказывавшийся носить одежду, соответствующую его званию, рассматривался как нарушитель общественного порядка.
Социальная иерархия в одежде
В российском обществе XIX века внешний вид строго соответствовал сословной принадлежности. Примечателен конфликт, произошедший в Тобольске в 1840 году, когда полицмейстер Нога выгнал из присутствия квартирной комиссии её депутата-мещанина Кошкарова за то, что тот явился «в тулупе, подпоясанном кушаком». По мнению полицмейстера, такая одежда «прилична только мужикам и какому-нибудь сапожнику, но вовсе не члену квартирной комиссии».
В этом конфликте отразились разные представления о социальной функции одежды. Для полицмейстера тулуп символизировал низший социальный статус, недостойный человека, облечённого властью. Для мещанина Кошкарова же его тулуп был вполне приличной одеждой, соответствующей его положению и отличающейся от одежды крестьян качеством материала и отделки.
«Немецкая» мода против русской идентичности
После петровских реформ европейская одежда в восприятии простого народа долгое время оставалась «немецкой». Интересно, что даже после Отечественной войны 1812 года, когда русские простолюдины научились отличать французов от других европейцев, западное платье продолжали называть «немецким».
Для купцов, зажиточных мещан и чиновников низших рангов европейская мода воспринималась как «дворянская», следовательно, чужая. Они весьма избирательно заимствовали элементы из неё, часто создавая причудливые сочетания традиционного русского платья с деталями модного дворянского костюма.
А.Н. Островский в «Записках замоскворецкого жителя» отмечал: «У нас никогда по моде не одеваются, это даже считается неблагопристойным. Мода — постоянный, неистощимый предмет насмешек, а солидные люди при виде человека, одетого в современный костюм, покачивают головами с улыбкой сожаления; это значит: человек потерянный. Будь лучше пьяница, да не одевайся по моде».
Конфессиональная и этническая идентичность через одежду
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ