Вы здесь: Главная /
ЛИЧНОСТИ /
Золотая медаль от Елизаветы II – Ирине Анташко
Золотая медаль от Елизаветы II – Ирине Анташко
20.05.2025
/
Редакция
Французы аплодировали ей стоя, а в Лондоне, на Королевском турнире, сама Елизавета вручила Ирине Анташко, занявшей Первое место, Золотую медаль.
Мы знакомы с Ириной Анташко сто лет и написать я о ней собиралась давно, но что-то не складывалось и не складывалось.
Для меня она началась со своего образа. Буквально. Я прочитала отзыв на мои стихи и решила заглянуть на её страницу, где и увидела удивительную фотографию: черно-белый снимок девушки с причёской а-ля Матьё. «Какая редкая фотография», — подумала я. Казалось, героиня пришла из ретро советской эпохи. Портрет являл читателям автора такой доброты и сердечности, фотография несла в себе столько тепла и какой-то немыслимой доверительности и откровения, что хотелось смотреть и всматриваться в ту, кто был изображён на снимке. И ещё – захотелось почитать её стихи.
Я пошла на встречу с автором и читаю её до сих пор, не переставая удивляться её несомненному, очень искреннему и светлому поэтическому дарованию.
Она поражает широтой своего поэтического диапазона. Кто-то скажет: «А как же иначе, ведь она – музыкант!» и, наверное, будет прав, хотя не все музыканты способны так тонко чувствовать Слово, так умело им пользоваться, так опевать его, словно ноточку в гамме, как это делает Ирина.
Можно говорить о глубине её психологического звучания в поэзии, и о философской составляющей творчества, и о многом ещё можно говорить, потому что поэт Ирина Анташко консолидирует в себе так много из того, чем нужно обладать литератору, дабы его творчество могло достучаться до души и сердца читателя.
Из беседы с поэтом
Ирина Анташко :
— Я родилась и живу в Москве и всю жизнь училась музыке: сначала школа им. И.Дунаевского, потом, минуя музыкальное училище, сразу поступила в МГПУ им. Ленина на музыкальный факультет. Конкурс был сумасшедший, но мне повезло с первого раза. Преподаватели у нас были из Московской консерватории и Гнесинки, одна Лукьянова Наталья Валерьевна чего стоила! Я историю музыки знала так, что сдавала ей без подготовки. Садились с ней друг против друга и болтали по теме на экзамене. В удовольствие, не на оценку, которая в итоге, конечно, ставилась и низкой никогда не была.
Пела я, сколько себя помню, а стишки начала выдумывать лет с трёх… В пять изрекла про лето (по Пушкину врезала): «И твёрдо знаю я, тебя любил бы Пушкин, когда б не зной, да пыль, да комары, да мушки.»
Училась Ирина так хорошо, что институт окончила сразу по трём специальностям:
хоровой дирижер, преподаватель вокала и преподаватель фортепиано. Самостоятельно освоила ещё и гитару, вышла замуж, родила дочь и…
– Понеслось, — говорит Ирина. — Меня прорвало! Песни и стихи посыпались, как из рога изобилия. Начала выходить на сцену, меня заметили. Радио и телевидение, сольные концерты в самых лучших залах Москвы (Театр эстрады, КДС, Театр Вахтангова). Я застала времена, когда мне платили на телевидении, на радио, выплачивали авторские.
Но тут Перестроечные перемены перевернули жизнь с ног на голову. За все требовали деньги, нужны были спонсоры. У спонсоров интерес, понятное дело, не только к творчеству… Решила определиться с работой и неожиданно стала солисткой оркестра ВМФ им. Римского-Корсакова. Написала песню к 300-летию Российского флота «Под Андреевским флагом» . Пою свои (принципиально!) песни и с оркестром, и под гитару. Увидела мир. Французы аплодировали стоя, а в Лондоне, на Королевском турнире, заняла 1 место, сама Елизавета вручала каждому золотую медаль.
Лет 15 Ирина работала в оркестре ВМФ, но ей очень хотелось создать что-то своё. И она вспомнила, что по диплому-то она – преподаватель. Так вокруг талантливого человека быстро собрались взрослые люди, любившие петь, но не имеющие возможности выступать. Проблема решилась быстро: во Дворце культуры музыкант Ирина Анатольевна Анташко создала свой кружок с занятиями по вокалу и концертами, сценарии которых писала сама. Было интересно, но…
Стихи постепенно вытеснили сочинительство музыки и никак не отпускают талантливого человека до сих пор. А ей, кажется, только того и надо.
Ирина рассказывает:
– К 60-и годам муж сделал мне роскошный подарок. Вышел мой маленький поэтический сборник «Села Муза на плечо», куда вошли избранные стихотворения разных лет.
Ещё Ирина вырастила достойную смену в лице дочки, которая поет лучше многих профессионалов, хорошо танцует, сочиняет песни и стихи, иногда выступает, но главное – помогает людям, потому что она – психолог.
Получается, что музыкант и поэт Ирина Анташко состоялась всюду. Действительно, — талантливый человек талантлив во всём, за что берётся.
Когда же обращается она поэтическим Словом к своим читателям, её нельзя не услышать.
Ирина Анташко
Без увертюры и без интродукции,
без ассорти льстивых нот шоколадного,
обинякам обрубая все функции,
поговорить до зарезу мне надо бы.
Геополитики безотносительно,
не о войне / Пропади она пропадом! /,
без, навостривших свой взгляд, добрых зрителей
поговорить очень хочется. Шёпотом,
мимо цитат, неизбитыми фразами
в самых простых беспомпезнейших рубищах
по-го-во-рить! / Словом этим всё сказано! /
И раствориться в глазах твоих любящих…
май 2025 г.
Стихи сегодня занимают в жизни музыканта и поэта Ирины Анташко важное место. Об этом и хотелось бы немного поговорить.
«Февральский сплин»
О тоске февральской в этом году не говорил разве что ленивый. Не только не было снега, зимы не было совсем. Так и пробе’гали по чистому сухому тротуару три месяца, снег начал заглядывать в города и веси в марте – апреле.
«Театрально-пошлый», по меткому определению Ирины Анташко «Февральский сплин», появился тремя годами раньше, выживая без снега, как нынешний.
…Он ощущал себя крутым, Всех зимних месяцев наследник,
И в помощь призывал латынь, Молясь о днях своих последних…
Стихотворение философское, об осмыслении бытия, о желании добра и доброты, которую мы готовы пролить …вместе с чаем, надеясь дотянуть до весны… А февраль… Устал он казаться мудрым. И мы устали… Но всё же… «Давай дотянем до весны!» , авось, что-то и изменится в нас, вокруг нас, с нами… С этой верой дожития до весны автор начинает стихотворение. Призыв \ откровение \ возглас, застревающий в горле… Видно, что не только «февраль устал казаться мудрым», не только… До весны уже – рукой подать, не так много осталось, поэтому, если дотянуть дожить, то… Обязательно что-то изменится, обязательно, поэтому к началу её стихотворения возвращаешься, дочитав его до конца, повторяя и повторяя: « Давай дотянем до весны!»… Давай дотянем… Давай…
***
Давай дотянем до весны!
Февраль устал казаться мудрым.
Как суслом залиты квасным
Все улицы февральским утром.
Арктический адреналин
Остался где-то в давнем прошлом,
И потому февральский сплин
Смотрелся театрально пошлым.
Февраль почти уже привык
Испытывать от солнца негу,
И птичий понимать язык,
И даже выживать без снега.
Он ощущал себя крутым,
Всех зимних месяцев наследник,
И в помощь призывал латынь,
Молясь о днях своих последних.
Вот так и мы, как феврали,
Стареем и душой мягчаем,
И доброту свою пролить
На всех стремимся
вместе с чаем…
март 2020 г.
«Послушай, Сальери!»
«Уж сколько их упало в эту бездну…» (М. Цветаева) вечной темы Моцарта и Сальери, выплеснутую вместе с ядом – в вечность – гением русским Александром Пушкиным… Давно не осуждают Сальери, но всё равно, навеки припечатанный к позорному столбу, он никогда не отмоется от клеветы русского гения, пожелавшего сделать его исчадием завистливого зла.
И сколько бы не писали в защиту одного или осуждение другого, поэт Ирина Анташко итожит очень верно, хотя и безнадёжно:
…Послушай, Сальери! К чему эти речи?
Ведь Моцарт бессмертен, а Пушкин… далече.
Вот, собственно, и всё, и говорить-то не о чем, хотя и очень жаль, очень…
Увы, Пушкин…
Увы, Сальери…
***
Мне яда подсыпать в бокал откровений
Ты можешь так быстро, секунды мгновенней!
Но, помыслом адским взрывая пространство,
Боишься константного непостоянства?
Пойми, верх безумства в блужданиях ветра
Искать крепкой веры и в шляпе из фетра
Блуждать по морозным безжизненным фразам,
Чтоб не испытать трепет сердца ни разу,
А после учить и учить неустанно,
Как можно устами той, пушкинской, Анны,
(А может, Натальи? Мой Боже, Алины!)
Надкусывать счастье зелёной оливы,
И тонкою трубочкой скручивать ушки,
Чтоб в ушки нашёптывал вольности Пушкин…
Послушай, Сальери! К чему эти речи?
Ведь Моцарт бессмертен, а Пушкин далече.
декабрь 2016 г.
«Боголюб и Атеист»
Когда кто-то говорит о своём неверии в Бога, не пропуская при этом ни одного религиозного праздника, не отметив его рифмой, невольно задумываешься… как-то вот… Или не говори, что не веришь, или веры не стесняйся и пописывай во славу её, помалкивания о неверии.
Ирина веры своей не стесняется, но, обладая прекрасным чувством юмора, не доводя её до фанатизма, очень интересно стилизует под филатовский язык «Федота – Стрельца» то, что у фанатично верующих ни в голове, ни в сердце никогда уместиться не сможет. Боголюба и Атеиста поэт виртуозно сводит в одном стихотворении за беседой про «духовные дела». А дальше – читать \ не оторваться…
Легко воздушно, без уничижения сторон, с уважением и пониманием стороны каждой… Праздник для души, на котором и «банный лист» очень к месту (в бане ведь ребятушки собираются!), и предполагаемым, но не прописанным, ибо каждый, обогащённый необходимым в речи сквернословием, представить ненорматив в споре собеседников может. А как хорош «говения итог»! Искромётный юмор и ирония поэта при глубине выбранной им темы, делают стихотворение очень серьезным осмыслением бытия верующих и атеистов. И получается, что «думающий атеист, живущей по совести, сам не понимает, насколько он близок к Богу, потому что творит Добро, в отличие от верующих лицемеров». Это – Г.-Х. Андерсен, чью мысль блестяще проиллюстрировала стихотворением «Боголюб и Атеист» литератор 21-го века Ирина Анташко.
***
Как-то вместе собрались.
Дело случая, конечно:
Вечер, дача, банный лист…
Баня классная была!
До бела отмыв тела,
Завели они беседу
Про духовные дела:
Про учение Христа,
Про ношение креста,
О влиянии на личность
Соблюдения поста.
В смысле веры Боголюб
Был подкован и не глуп,
От речей его горячих
Заговел бы даже дуб!
Не стесняясь бранных слов,
Атеист ругал попов,
Но на пост Великий самый
Подписаться был готов.
Покумекали вдвоём,
(Впрочем, каждый о своём),
Прыгнув в прорубь из парилки
С громким возгласом:»Рискнём!»
Перед Пасхой вышел срок,
Вот и чистый четверток.
Тут опять случилась баня
И говения итог.
Да, братишка, был непрост
Этот самый строгий пост,
Трудновато без излишеств
Соблюдать его всерьёз.
Боголюб без праздных дел
Пост в молитвах просидел,
Никакой скоромной пищи,
Только гречневый продел.
Чтобы дома бутерброд
Не пихать в голодный рот
И занять себя делами,
Атеист пошёл в народ.
То починит деду кров,
То наколет бабке дров,
То соседке тёте Вале
Выбьет парочку ковров.
Наконец, (Хвала Творцу!)
Подошёл и Пост к концу.
Похристосовались трижды
И срубали по яйцу,
После, сидя на печи,
Уплетали куличи,
И такая в сердце радость,
Хочешь — пой, а хошь — кричи:
—Христос Воскресе!
—Воистину Воскресе!
апрель 2020 г.
Накануне всяческих постов надо радовать друзей этим стихотворением, дабы снизить нагрузку на гипертрофированную серьёзность темы.
«От Совпадения к Созвучию»
Читаешь стихотворение и хочется просто помолчать, потому что автором сказано всё и комментарии не требуются. Чистой воды филосовская лирика об осмыслении бытия. Автор подводит читателя к той наивысшей точке, которую достичь хочется многим, но не всем удаётся от СОвпадения перейти к СОзвучию, чтобы голоса слились, расслышав друг друга, чтобы каждый обогатил другого, проявив и усилив его самые сокровенные ноты. Конечно, об этом можно только мечтать, но ведь иногда и мечтам суждено бывает сбыться, пусть на какое-то время. И тогда СОзвучие может подарить миру свои самые прекрасные голоса.
От первой точки СОтворения
И до последней — СОзерцания
Все души жаждут откровения
Про тайный замысел СОздания.
Зависит сила вдохновения,
И наши тайные желания
От точек СОприкосновения
И точек СОпереживания.
Ищи ответы в сновидениях
И в подсознания излучинах,
Чтоб провело нас провидение
От СОвпадения к СОзвучию.
март 2023 г.
«Играй, тапёр, играй!»
Особый это дар – лёгкое перо. У Ирины Анташко он есть, дар этот. Стихи вроде бы простые, но эмоционально сильные по глубине мысли и гармоничности звучания. Всё в них как-то складывается в то самое единое целое, из которого никакой ниточки выдернуть нельзя, потому что каждая – на месте. Потому и глаз радуется, и на душе светло.
Прошу тебя, тапёр,
Озвучь одно кино.
Пусть будет глаз остёр,
А сердце влюблено.
Фантазией своей
Мечты растормоши,
В мажорность лучших дней
Направь полёт души.
Не бойся, мой тапёр,
Озвучить боль и страх,
И пусть звучит минор
Светло в твоих руках.
Шагни за мной, мой друг,
В сюжет прошедших лет.
Я выключаю звук…
Я приглушаю свет…
И оживёт экран
В проекторной ночи.
Играй, тапёр, играй!
Звучи, судьба, звучи!
декабрь 2020 г.
***
А вот – совсем другая тема, музыка стиха другая, звучание иное. Помнится, у Марины Цветаевой в статье «Поэт и время»: «Есть нечто в стихах, что важнее их смысла: их звучание». Звукопись Ирины Анташко разнообразна. Она, хороший музыкант, и строй держит, и фальшивых нот не допускает, даже если идёт по острой гитарной струне, не боясь поранить обнажённую душу свою.
Я уйду в тишину,
В полнолуние,
В август,
В ночь, где звёздным дождём рассекается тьма…
Я одна,
Я вольна,
Я сама себе нравлюсь,
А такое случается редко весьма.
Я иду по струне, по гитарной, по острой,
И босая душа не жалеет ступней.
Что ей боль, если там, вдалеке виден остров,
Где назначена встреча с любовью твоей!
Я могу в твоих снах появляться нежданно,
Заставая врасплох одинокий твой дом,
Обнимать и парить птицей вольной и странной,
Не касаясь тебя ни рукой, ни крылом…
И набравши в уста той незримой отваги,
Нежно дуть на свечу, что стоит на столе,
И ложиться строкой в простынь белой бумаги,
А потом исчезать в предрассветной золе,
Уходя в тишину,
В полнолуние,
В август,
В ночь, где звёздным дождём рассекается тьма…
Я одна,
Я вольна,
Я сама себе нравлюсь,
А такое случается редко весьма!
август 1998 г.
Её поэзия настолько глубока и так хорошо скроена, что было бы кощунством смотреть на падежные окончания слов в её строке, дабы ткнуть пальцем. Вспоминается Сальвадор Дали, изрекший когда-то: «Для начала научитесь… писать, как старые мастера, a уж потом работайте, как сочтете нужным». Стихоформа поэта Анташко не требует вмешательства, ибо Ирина пишет, как писали старые мастера, над формой которых время давно не властно. Потому она нравится не только себе, но и нам, почитателям её таланта.
Союз Журналистов,
г. Рязань
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ