Понедельник, 25.11.2024
Журнал Клаузура

Интервью с основателем Школы живописи У-син Андреем ЩЕРБАКОВЫМ

В четвёртый раз в Москве будет проходить осенний Фестиваль Школы живописи У-син. На этот раз он развернётся в Ботаническом саду МГУ («Аптекарский огород») 6 сентября. Старт в 11.00, а затем до самого вечера один за другим состоятся мастер-классы преподавателей Школы. Каждый желающий сможет попробовать нарисовать мак или ирис, пион или карпика, бамбук, корзину с фруктами или даже целый пейзаж, а то и жар-птицу! О своей практике расскажут художники, арт-терапевты, каллиграфы, резчики печатей. Ограничений по возрасту нет – все от малышей до их дедушек и бабушек смогут познакомиться с новым для себя видом творчества или… успешно начать рисовать с нуля.

Накануне фестиваля обозреватель ОИА «Афиша ПроАртИнфо» Наталья Косякова побеседовала с основателем Школы живописи У-син на Чистых прудах Андреем ЩЕРБАКОВЫМ.

— Андрей, это поразительно – буквально на первом занятии у вас и ваших коллег начинают рисовать те, кто до этого панически боялся взять кисть в руки.

— Когда-то я сам был поражён тем, что лилию можно нарисовать всего шестью мазками. Я буквально влюбился в эту живопись и, не поверите – моментально вышел из глубокой депрессии, буквально летал – наполненный, бодрый, готовый творить бесконечно. Здесь происходит раскрытие. Я уверен, что секрет в простоте этого метода, придуманного художником и педагогом Максимом Парнахом, и в человеческом подходе. Большинство людей устало от иерархичности в обучении, когда преподаватель несёт себя как что-то сверхзначимое, беспрестанно практикуя социальные игры. Свою роль играет и академическая привычка сразу учить людей чему-то сложному, при этом ещё и проговаривая, что уж таких высот человеку не достичь никогда. Система оценок, а тем более, если оценивать никто не просил, вводит ученика в ступор и процесс зачастую превращается в мучение. Мне кажется, что человеку стоит показать, что на самом деле рисовать безумно увлекательно, что творческий процесс расслабляет и открывает неожиданные ресурсы. А потом, если по окончании базового курса, он решит идти дальше, то наверняка почувствует и более глубокое, благотворное влияние живописи на его внутренний мир и его психику.

— Судя по анонсу, живопись У-син ещё и своеобразная арт-терапия?

— Да, это так. С помощью живописи человек может решить свои внутренние проблемы. Максим родил это направление ни много ни мало, как раскрытие мироздания посредством рисования. За основу он взял древнюю китайскую систему У-син и приёмы традиционной китайской живописи. Это 5 мазков – пять пронизывающих весь наш мир первостихий: вода, дерево, огонь, земля и металл. Каждый мазок – определённое движение и, обучаясь овладевать этим искусством, мы учимся чувствовать и проживать перемены и трансформации.

На первом уровне взаимодействия — телесно ориентированная терапия – через движение руки происходит понимание сути каких-то эмоций, каких-то явлений. И, если человек отчётливо видит какое движение у него явно не получается и хочет с этим работать, мы в этом обязательно помогаем. Очень важно, чтобы рисуя, человек ещё и озвучивал всю эту историю. Таким образом, происходит разговор с тем, что психологи именуют подсознанием. Берет человек рисунок, смотрит на него, а тот ему всё о нём самом и рассказывает.
Конечно, главное – это запрос ученика. Сами мы никаких диагнозов не ставим и, если запроса нет, то задача преподавателя только смоделировать ситуацию и помочь человеку раскрыться, мы ни в коем случае не ставим задачу активно вмешиваться в личное пространство.

Постепенно человек начинает осознавать, что главное – баланс: плохо, когда перебор, и недобор тоже не хорош. По своей сути наша живопись похожа на китайскую традиционную медицину, видящую равновесие как раз в этих пяти стихиях. Древний Китай простроил всю эту систему взаимосвязи, как с телом, так и с эмоциональным и ментальным уровнями. Начинать мы можем с любого конца – танцевать, заниматься психоанализом, рисовать. И, если мы ставим задачу проработки пяти базовых качеств, то так или иначе доберемся до самой глубины.

Система работает и сама по себе — если человек регулярно рисует, то меняется эмоциональный фон, мы наблюдаем явную гармонизацию. Лица учеников светлеют, на них появляются улыбки, домой от нас они уходят просто окрылёнными.

— Набирают у вас и детские группы, которые, кстати сказать, ведёт именно Максим Парнах. А малышам тоже есть что прорабатывать?

— Это другая история. Детишкам важна игра и принятие. Здесь важно как они себя чувствуют, как складывается контакт с кистью и бумагой. Обычно родители спешат записать своё чадо в массу кружков, желая в нём всё время что-нибудь развивать, не спрашивая желания ребёнка. Весной я проводил мастер-классы в Центре эстетического развития при ГМИИ им. Пушкина и в очередной раз убедился, что если детей в какой-то момент отпустить, они сами начинают делать много интересного. Задача педагога – научить техническим навыкам и отпустить в свободное плавание, показать простые средства и как из них комбинировать какую-то целостность.

— Я знаю, что живопись У-син помогает и людям с ограниченными физическими возможностями, в частности, с нарушением нервно-двигательной системы.

— Она помогает поверить в себя. Люди учатся рисовать и управлять собственным телом и здесь, несомненно, процесс важнее результата. На самом деле то же самое мы говорим всем студентам без исключения. Гонка за результатом – занятие крайне изнурительное, оно лишь истощает тело и будоражит сознание. Самый ценный результат – выход за пределы бытового ума, прикосновение к состоянию «здесь и сейчас». Поверьте, чтобы влюбиться в У-син раз и навсегда, достаточно одного занятия.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика