Вы здесь: Главная /
Литература /
Мнение /
Иван Образцов. «Любовь нельзя найти — её можно только потерять». О книге Юлии Нифонтовой «Ермошка Добродей и волшебные часы»
Иван Образцов. «Любовь нельзя найти — её можно только потерять». О книге Юлии Нифонтовой «Ермошка Добродей и волшебные часы»
29.05.2018
/
Редакция
Сегодня мы можем наблюдать такое явление, как беспрецедентный по масштабу и свободе доступ для большинства людей к информации самого разного характера. Казалось, что теперь человечеству открывается возможность интеллектуального развития, ведь большинство знаний можно получить без каких-либо затрат, достаточно иметь доступ в сеть Интернет. Оказалось, что общество было не готово к такому развитию, а ресурс Интернета стал источником распространения невежества и безграмотности, в том числе и духовных, намного чаще, чем источником получения знаний.
Это касается и непонимания того, что чтение художественной литературы есть важнейшая составляющая часть жизни развитой личности. Уверенность, что литература только источник отдыха и развлечения — это апофеоз невежественного понимания и того, что такое отдых, и того, что означает чтение для человека.
Особенно большую значимость имеют книги для детей, так как они формируют будущего взрослого человека в той его главной способности, которая и есть единственно важная для полноценной и успешной жизни — в способности говорить с миром и о мире.
Не будет преувеличением сказать, что родитель несёт ответственность не столько за покупку новых и интересных книг, сколько за понимание важности чтения этих книг с ребёнком и умение об этом с ним говорить. Писатель же несёт двойную ответственность, когда берётся за написание книги для детей — ответственность родительскую и профессиональную.
Писатель, двигаясь вверх, то есть развиваясь в самом буквальном смысле, неизбежно приходит в ту точку, которую любители романтических обобщений эллины называли Парнасом. Другими словами, достигнуть Парнаса означает для писателя найти себя.
Юлия Нифонтова двигалась вверх по ступеням, имена которым лирическая поэзия и проза, но на своём личном Парнасе (а это всегда личное, индивидуальное, ни в коей мере не повторяющееся в иной писательской судьбе достижение) она нашла литературу для детей. Это один из тех случаев, когда за написание «детской» книги берётся писатель, считавшийся «взрослым», но именно здесь и скрыто его преимущество перед теми, кто такой путь не прошёл.
Ниже мы попытаемся показать те несомненные достоинства, которыми наделяется книга для детей при наличии у писателя предыдущего «взрослописательского» опыта, которому писатель сознательно присваивает подчинённую роль и тем самым позволяет приобрести «детскому» произведению объёмность, многомерность и глубокий психологизм.
Забегая вперёд скажем, что такие произведения крайне нуждаются в том, чтобы стать дилогией, трилогией или серией, ибо рассматриваемая нами сейчас книга подобна лишь началу интересной и захватывающей истории. И ещё одно, что хотелось бы отметить, перед тем, как мы перейдём непосредственно к рассмотрению произведения, это то, что книга Юлии Нифонтовой крайне национальна — она лишена и подобострастного преклонения перед комиксовым и позёрским супергеройством, и наивной, и инфантильной тяги к решению всех проблем через волшебную палочку. Герои книги сталкиваются с магическим, но преодолевают его тем, что в русской традиции называется духовным подвигом.
Литература для детей не может быть детской, по крайней мере, не может быть детской без кавычек. Расхожесть сегодняшнего словосочетания «детская литература» обозначает не столько литературу, сколько невежество говорящего. Язык устроен таким образом (нравится это кому или нет, но язык устроен всегда мудрее говорящих на нём), что если слово «детская» не взято в кавычки, то в сочетании со словом «литература» оно определяет не потенциальную читательскую аудиторию (детей), а свойства «литературы». Поспорить с подобными рассуждениями, полагаю, найдётся достаточно желающих, но сегодня вообще такие времена, что споры давно уже не рождают истины, а являются всего лишь привычкой общества потребления, погружённого в атмосферу склок в очередях и интриг в рабочих коллективах. Озабоченность комфортом желудка и тела — это именно озабоченность, которой до заботы также далеко, как некоторым родителям до настоящего внимания к своему ребёнку.
«Утро начиналось с «потягушечек», то есть как обычно…» Именно это — первое — предложение, с которого начинается книга Юлии Нифонтовой, открывает скрытый смысл последующих событий. Увлекательная, интересная, развивающая — как правило, от литературы для детей родители ждут этих качеств. Но каким образом литература увлечёт, заинтересует и разовьёт ребёнка? Ведь любой художественный текст вовсе не является «магическим заклинанием», которое достаточно прочитать, и оно сработает автоматически. Такая простая мысль звучит, на первый взгляд, как само собой известный всем взрослым факт. Более того, не менее известным фактом можно назвать то, что сегодня «заставить» ребёнка читать книгу бывает практически невозможно. Вывод, который звучит так часто, что стал неким фактом веры — во всём виноват Интернет. Такой вывод позволяет взрослым активно придумывать всё более изощрённые репрессивные методы, которые не столько меняют что-то в лучшую сторону, сколько заводят ситуацию в тяжелейший духовный и воспитательный тупик. «Во всём виноват Интернет» — так звучит ответ на один из самых провокационных вопросов русского «родительского» общества 21 века «кто виноват?». И часто, когда родители, купив «увлекательную, интересную, развивающую» книгу для своего ребёнка вдруг обнаруживают, что чуда не произошло, и их ребёнок отчего-то стал ещё меньше любить чтение и ещё сильнее стал любить сидеть в Интернете, то делают вывод: о книге — плохая; а о поведении ребёнка — во всем виноват Интернет.
Всё вышесказанное только лишний раз демонстрирует, насколько важно, чтобы книга для детей помогала родителям, а не становилась вынужденной обязанностью одним и тяжкой повинностью — другим.
Главная героиня книги Юлии Нифонтовой — маленькая девочка Оля, и её можно назвать главной героиней не только по книжным законам, но и по тому героическому преодолению лжи и слабости взрослых, которое она совершает вопреки всему. Да, книга полна интересных приключений и смешных сцен, но вряд ли стоило бы о ней рассказывать, если бы развлекательная сторона была единственным её содержанием. Пожалуй, если кто и считает, будто книга должна только развлечь ребёнка, чтобы не мешал взрослым заниматься собой и своими делами, так это мама девочки Оли. Мама вообще персонаж, который всё время отсутствует, это словно фигура умолчания, которая дарит девочке вещь вместо того, чтобы дарить внимание. Такой тип родителя уверен, что подарить вещь, купить еду и куртку — это и есть уделить внимание ребёнку и заниматься его воспитанием.
Вообще, одиночество маленькой героини — это одновременно указание на трагедию её мамы. Но если для ребёнка одиночество означает отсутствие рядом мамы, то для мамы это, видимо, менее значимое одиночество, чем её собственное одиночество женщины, которое она заполняет метаниями в попытках устроить свою личную жизнь.
И вот это сплетение одиночеств и отсутствий становится тем скрытым двигателем, который рождает сюжет и конфликт книги. В конце концов, все придуманные Олей персонажи: и друг Ермошка, и недруги домовые — это персонажи мужские, которые делают картину мира ребёнка полной и заставляют учиться выбирать между верностью и ложью, ответственностью и капризом, правдой и выгодой.
Вообще, все созданные воображением Оли персонажи — это не просто случайный набор действующих лиц. Если можно так сказать, то каждый участник истории — это олицетворение какого-то чувства или порока. По сути, читатель видит весь внутренний мир девочки, в котором она пытается разобраться и находит, в конце концов, единственно верную правду и саму себя.
Утро начиналось как обычно — в финале читатель вместе с героиней понимает, насколько это обычное утро ценно и… необычно чудесно. Так, вернувшись в начало книги, мы откроем там совсем иное понимание. Потому и последнее предложение, где концерт назван «ненастоящим» — это как раз и есть указание на то, что действительно есть настоящее.
Скучающий мамин новый муж не может разделить это настоящее переживание, потому что он совсем не отец для героини, он именно «новый мамин муж». Мама испытывает несколько иные чувства, но и она не разделяет с ребёнком того, что сделает её одиночество лишь следствием, а не причиной неустройства личной жизни. Ведь печальное лицо матери — это совсем не то лицо, которое ждёт увидеть её маленькая дочь — ребёнок ищет в лице матери радость и не находит её.
Пожалуй, именно печальное лицо стало тем, что окончательно делает мать фигурой отсутствующей. Самая главная тайна, которая осталась скрыта от матери, заключается в том, что концерт был самым настоящим, и это настоящее можно только разделить с ребёнком, и ни в коем случае нельзя пропустить эту радость.
Настоящее для героини, как и для каждого ребёнка — это то, во что веришь и чем хочется поделиться с самыми близкими людьми. Здесь важна не форма, которая может быть выражена в кукольном концерте или в детском стишке, но важно содержание, которым наделена маленькая детская душа. Финальная сцена книги написана настолько точно, что для мамы, нового мужа, соседа Серёжки, бабушки и главной героини нет никакой другой характеристики, которая бы была более честной. Давайте просто перечислим кто есть, кто в финале:
Новый мамин муж — скука, тоска, высокомерие, чужой.
Мама — растерянность, слёзы, печаль.
Серёжка-сосед — радость, глупое хихиканье.
Бабушка — полнота любви, добро, восторг.
Каждый сделал свой выбор, но для нас важно, что выбор сделали два человека — мать и ребёнок. Ребёнок выбрал полноту любви. Мать выбрала печаль и растерянность. Можно только порадоваться, что здесь есть любящая бабушка. Но не стоит забывать, что для бабушки любить и дарить внучке заботу означает исправить всё то, что она не смогла когда-то воспитать в своей дочери — в матери Оли. Для маленькой Оли любить значит теперь доверять близким и быть с ними рядом.
Пожалуй, только один вопрос так и остался без ответа — а что означает любить для Олиной мамы? Читатель не узнаёт, как сложатся отношения у мамы с новым мужем, но точно узнаёт, что дать жизнь — это нечто большее, чем биологический факт.
Достаточно ли зачать и родить дитя, чтобы стать родителем? Достаточно ли кормить и одевать, чтобы вырастить достойного человека?
Каждый родитель должен знать ответы на такие вопросы.
Здесь требуется крайний пример, и он звучит так — можно жить без сотового телефона и автомобиля, но нельзя жить без любви. Есть старая русская пословица «От добра добра не ищут» — если бы мама маленькой героини книги поняла, что любовь, которую она пытается найти где-то на стороне, на самом деле всегда рядом и эта любовь сейчас для неё самая главная ценность. Если мама поняла бы эту очевидную для ребёнка, но скрытую от взрослого правду, то всё бы встало на свои места. Ведь любовь нельзя найти, её можно только потерять.
российский поэт, прозаик, публицист, член СП России
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ