Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Валерий Румянцев. «Моральный кодекс строителя капитализма и поэзия сопротивления»

Старшее поколение хорошо помнит, как в советское время в красных уголках и других общественных местах висели плакаты, на которых был сформулирован «Моральный кодекс строителя коммунизма». Кодекс поведения граждан нужен был для того, чтобы реализовать идею строительства коммунистического будущего. В наше время от известных в стране людей часто можно услышать, что сегодня в России нет национальной идеи. Да, действительно, национальной идеи нет, да и не может быть в столь сильно расколотом обществе. Однако периодически всплывают суждения, претендующие на то, чтобы  стать идеологией достаточно большой группы населения.

Александр Никонов в своей книге «Свобода от равенства и братства. Моральный кодекс строителя капитализма» пишет: «В нормальном урбанизированном государстве никакая общая идеология невозможна… Только деньги сшивают современных людей в общество. И только основываясь на общем стремлении к их обладанию, можно предпринимать попытку построить псевдо идеологическую систему координат».

А «стремление к их обладанию» — это значит любым способом больше заработать или украсть, ограбить кого-то, смошенничать. Это и есть основная  идея современной России, а точнее её политических лидеров. Однако публично  говорить об этом как-то «не камильфо». Когда нашего президента на одной из «встреч с народом» прямо спросили: «Куда вы нас ведёте?», он, видимо, помня, что краткость сестра таланта, дал «развёрнутый и ясный» ответ: «А вы ещё не поняли?».

Строительство капитализма в России началось ещё во времена СССР, когда был принят Закон о кооперативах. За тридцать лет мы много чего «повидали». Трудящихся «нагнули», но большинство россиян промолчало. Конечно, молчание – золото. Но какой пробы? Прошли десятилетия, и у многих людей «открылись глаза». Сегодня, если внимательно посмотреть вокруг и почитать в Интернете, что пишут о нашем капитализме пользователи, можно прийти к выводу, что подавляющее большинство россиян поняли, что они потеряли. Как говорится, время разбрасывать камни и время сожалеть об этом. И множится число тех, у кого растёт озлобленность по отношению к действующей политической системе. Но почему не бегут «брать Зимний»? Нет для этого организующей политической партии? Или жить пока терпимо и поэтому рано? Или потому, что недавно Дворкович во всеуслышание заявил, что в России больше нет олигархов? Или надеются, что Владимир Путин хоть и медленно, но продолжит укреплять Россию и повышать благосостояние трудящихся?

Интернет наполнен анекдотами о капитализме в современной России. Вот некоторые из них. Вышла в свет иллюстрированная «История новейшего российского капитализма» в 2-х томах. Том первый – «Понты», том второй – «Кранты». Или вот ещё. «Как ты думаешь, России нужен капитализм?» — «Ты неправильно ставишь вопрос – капитализму нужна Россия». Немало анекдотов и в отношении архитекторов нашего капитализма. Егора Гайдара спрашивают: «Вы хотели бы, чтобы в России наконец победил капитализм?» — «Нет!» — отвечает Гайдар. – «Но почему?!» — «Да потому, что я директор Института переходной экономики, а не экономики развитого капитализма». Кроме анекдотов в Интернете «гуляют» просто отдельные фразы или словосочетания: «Капитализм – это «Титаник», замаскированный под ледокол», «Капитализм на Западе сначала был дикий, потом стал государственный. Россия пошла другим путём и сразу построила дикий государственный».

С учётом того, что наши государственные идеологи, увлечённые надуванием «патриотических щёк», до сих пор не написали моральный кодекс строителя капитализма, пользователи Интернета многократно пытались сконструировать его сами. Если собрать все предложения по этому вопросу «в кучу», то получится следующее:

  1. Преданность рыночной экономике, любовь к капиталистической Родине.

  2. Добросовестный труд других для твоего обогащения; кто на тебя не работает, тот не ест.

  3. Участие каждого в присвоении и растаскивании общественного достояния.

  4. Высокое сознание долга всех перед тобой, готовность к нарушению общественных интересов.

  5. Индивидуализм по принципу каждый за себя и все на одного.

  6. Человек человеку враг, конкурент или источник дохода.

  7. Стремление брать от жизни всё, чтобы оно не досталось другим.

  8. Деловые взаимоотношения в семье, забота о воспитании наследника.

  9. Почитай отца твоего и матерь твою, — если они богаты и умножают наследство тебе путями неправедными.

  10. Нетерпимость к справедливости, честности, бескорыстности.

  11. Разжигание национальной и расовой неприязни.

  12. Нетерпимость к врагам капитализма.

  13. Беззаветная любовь к странам капитализма, а особенно к Соединённым Штатам Америки.

Когда в СССР шло строительство социализма, тысячи поэтов писали поэмы, баллады, стихи, и песни, в которых прославлялся человек труда. А как современные поэты прославляют строительство капитализма в нашей стране?

«Перерыл» весь Интернет, опросил своих друзей, приятелей, знакомых, читающих современных поэтов, — и не нашёл ни одного стихотворения, в котором прославлялось бы превращение России в капиталистическую державу. Внимательно почитал стихи и тех стихотворцев, кто ратует за рыночную экономику, но даже крохотного, малюсенького стихотворения у них не обнаружил. А очень бы хотелось почитать. В публичных речах «в прозе» они «за», а в поэтическую строку свои мысли и чувства на эту тему они «засунуть», видимо, никак не могут. Короче, плохо, очень плохо они участвуют в формировании мировоззрения россиян в соответствии с моральным кодексом строителя капитализма. А в это время эстрадная группа «Моральный кодекс»  прыгает по сцене и с изрядной долей стёба издевается над Лениным, Сталиным, Брежневым, Пушкиным, Горьким…

В своей статье «Время искушений» интересный и «задорный» литературный критик Сергей Морозов пишет: «У нынешних литераторов нет сил на нравственную проблематику. Слова «нравственность», «совесть», «ответственность», да что там, даже «здравый смысл» — выглядят непонятной архаикой, приветом из тёмной непросвещённой и непрагматичной эпохи… Страна мечтателей стала страной предателей. Мы живём в эпоху, когда художественное слово потеряло всякую социальную значимость. Атрофия мозга, чувств и совести достигла предела».

Да, художественное слово утратило значительную часть своих позиций. А в остальном согласиться с  С. Морозовым нельзя. И это подтверждают многочисленные стихи, «хранящиеся» в Интернете, в которых авторы высказывают своё резко негативное отношение к строительству капитализма в России.

Наши СМИ, ЕГЭ, «шутейные» программы ТВ работают для понижения художественного вкуса россиян, стремятся опустить сознание до уровня «сверкнула финка – прощай Маринка». Поэтому не случайно стали популярными даже среди интеллигенции блатные песни. Однако не все поэты и читатели поддаются на эти «наезды» на свой «внутренний духовный мир», — и в Интернете можно встретить сотни авторов и прочитать тысячи стихотворений, которые можно отнести к «поэзии сопротивления». Подобная тема присутствует и в авторской песне. Эти стихи не равнозначны по своему художественному уровню, но во всех присутствует боль за то, что происходит в России.

Из стихотворения Ольги Русаковой «А. Гитлер – Б. Ельцину»:

Ты сделал то, о чём мы так мечтали

Все сорок восемь невесёлых лет.

Гремя огнём, сверкая блеском стали,

Ты расстрелял Верховный свой Совет.

Или вот Станислав Золотцев страстно призывает россиян:

К сынам своим, звеня слезами,

Взывает русская Земля –

Сорвите власовское знамя

Со златоглавого Кремля!

В Интернете немало и анонимных авторов, один из которых выразил мысли и чувства миллионов наших граждан:

Ильич! Прости, безумных нас,

Беспамятных, неблагодарных.

В чьих душах свет добра угас.

Прости нас глупых и бездарных.

Когда сообщили, что на Украине снесли пятьсот памятников Владимиру Ильичу Ленину, я подумал: «Можно снести памятник, но не память». И вообще, борьба с памятниками – это уже не симптом психического заболевания, а его следствие.

Особое место в этом «потоке» авторов занимает Марина Струкова, которая сразу запомнилась любителям гражданской лирики строками:

В час восстания грозный, дикий,

по колено в крови гуляй,

но запомни закон великий:

Русский, в Русского не стреляй.

Геннадий Гаврилов в статье «Гражданская лирика Марины Струковой» задаёт вопрос: «Кто же она, поэт Марина Струкова, повзрослевшая «Железная кнопка» из старого фильма «Чучело» или реинкарнация Жанны де Арк или Веры Засулич?» И читая её стихи, действительно задаёшься этим вопросом.

Я выхожу из-под контроля

идей, законов и знамён,

орла, звезды на красном поле

и исторических имён.

Я выхожу из-под контроля

вельможной лжи и звонких фраз,

творцов чужой беды и боли

и узурпаторов на час.

***

…Уверенно в даль смотрю

навстречу огню и тьме.

Что Родине подарю?

Меч, выкованный в тюрьме.

Есть поэты, которые способны на должном уровне переосмысливать трагические парадоксы эпохи, наступившей после крушения Советского Союза и продолжающейся по сей день. И одна из них, вне всякого сомнения, Марина Струкова.

Пуста казна, пусты карманы,

Не отобрали лишь души…

А люди смотрят на экраны

И верят в оправданье лжи.

Поэтесса убеждена, что телевизор – это троянский конь 21 века.

Стихи Марины Струковой остро гражданские, полемичные. С автором можно спорить, но её стихи не оставляют равнодушными никого.

В нищету, на войну, в лагеря, на правёж.

И потом, как запахивают урожай,

Так детей в эту землю уложат за ложь.

А сейчас говорят: для России рожай.

Поэтесса нередко бросает укор русскому терпению и считает, что для совести нет срока давности:

Ты – слабый и лукавый

Что видел на веку?

Слабо пойти за славой,

Как в «Слове о полку»?

В вине твоё приволье,

В окурке дань огню.

Слабо, презрев подполье,

Шагнуть навстречу дню?

Нора за дымной кмарью

Как грусть твоя, пуста.

Но ты дрожащей тварью

Решил дожить до ста?

Из поля зрения Марины Струковой не ускользают «болевые точки» нашей действительности. Все мы привыкли к так называемым гастарбайтерам, но только Струкова написала о них, не забыв упомянуть и русских:

Все советской империи блудные дети

Набежали и требуют, просят заботы,

И в ответе русак за другие народы,

И никто никогда за него не в ответе.

Ушедший от нас выдающийся поэт Михаил Всеволодович Анищенко по-своему высказал стихами всё, что он думал о современной России и о моральном кодексе строителя капитализма. О богатстве его художественного языка, казалось бы, должны быть написаны уже десятки статей, но – увы! – ни одной я пока не увидел. Не зря сам поэт написал: «Не заплачет о поэте Русь ушедшая в полон». Как тут не вспомнить Ярослава Полуэктова, который в своей статье «Что, братец, опять дряни понаписал?» с возмущением отмечает: «… сладкие критики ныне количественно преобладают. От рецензентов, ищущих за что бы полюбить автора, отбоя нет. Прозаик, поэт ли, облизывают его, не жалея слюны со всех сторон… Почитаешь, и кажется, что всё поле современной литературы завалено шедеврами, и на нём пасутся тучные стада великих писателей и гениальных поэтов».

Линия жизни чаще всего ломаная. Михаил Анищенко не просто переживал, как все мы, а терзался, наблюдая за тем, что происходит в России:

Поздно руки вздымать и ночами вздыхать.

Этот мир повторяет былые уроки.

Всюду лица, которым на всё наплевать.

Всюду речь, у которой чужие истоки.

Я закрою глаза, я закроюсь рукой,

Закричу в темноте Гефсиманского сада:

— Если стала Россия навеки такой,

То не надо России… Не надо… Не надо!

И на Родине можно испытывать тоску по Отечеству. Поэт категорически против такой России, где государством активно проповедуется моральный кодекс строителя капитализма. Он глубоко убеждён в том, что в обществе, которым правит подлость, нужно стыдиться быть преуспевающим и богатым.

И веет гибельной тоской

По всем просёлочным дорогам.

Стоит деревня над рекой.

Одна. Под звёздами. Под Богом.

Опять – подножие креста.

Разлад. Смятение. Рутина.

Конец столетья. Пустота.

И паутина… Паутина.

Но Михаил Анищенко не отрекается и от страдающей от многих «болезней» Родины, и это подтверждается его замечательным стихотворением «Родиться русским». Горечь от «сладких конфет» капитализма давит на сердце поэта и у него рождается другое стихотворение:

Куда ни взглянешь – всюду топь.

Шагнёшь на мост – а он сгорает.

Как будто это речка Злобь

По всей России протекает…

Дорога – сон, а даль пуста,

Страданье русское – бессрочно.

Но Русь, как Дева у Креста,

Во мне чиста и непорочна.

Пускай проходят времена,

Меняя лица и одежды…

Но только Родина одна

Вернее славы и надежды.

Несмотря на то, что в поэзии Михаила Анищенко периодически звучит отчаяние от «свершившегося дома», он всё-таки остаётся оптимистом и верит в будущность России:

Пройдут наркоз и летаргия,

Взойдут из пепла зеленя…

Храни, храни свой дух, Россия,

Хотя бы в сердце у меня!

Есть у нас ещё один талантливейший поэт — Николай Александрович Зиновьев. Внешне его стихи просты, без особых метафорических «выкрутасов», но строки настолько проникновенные, что «впиваются» в сердце и надолго остаются там. Он тоже враждебно относится к моральному кодексу капитализма, и поэтому пишет вот такие стихи:

Не потому, что вдруг напился,

Но снова я не узнаю, —

Кто это горько так склонился

У входа в хижину мою?

Да это ж Родина! От пыли

Седая, в струпьях и с клюкой…

Да если б мы её любили,

Могла бы стать она такой?!

В школе жизни главные уроки мы получаем во время перемен.

Поэты лучше других видят и чувствуют Настоящее и как пророки вещают о том, что будет в Будущем. Сегодня в светлое Будущее строем не ходят, пробираются поодиночке.  А для большинства россиян Будущее теряет свою привлекательность по мере его приближения. Пока от руководителей всех уровней мы каждый день слышим оптимистические лозунги, которые после их реализации оптимизма нам не прибавляют. А многие лозунги так и повисают в воздухе и там «растворяются». Например, лозунг сопредседателя «Деловой России» на одном из заседаний Столыпинского клуба «Прибыль превыше всего, но честь дороже прибыли!» был услышан всеми присутствующими, но в душе каждый из них был согласен только с первой половиной этого лозунга.

Это сегодня. А что ожидает нас в Будущем, мы даже не подозреваем.

Валерий Румянцев


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика