Вторник, 03.12.2024
Журнал Клаузура

Сергей Богаченко. Возможности проекта «Весёлый день до-школьника»

Возможности достижения требований проекта «Весёлый день дошкольника» к вокалу исполнителей (в соответствии с требованиями мегапроекта «Экология русского языка. Синтез слова и музыки»)

Напомним, что развитие вокальных способностей дошкольников (проект «ВеДеДо») и учеников начальных классов (проект «ВеДеДо Плюс») не является основной целью нашего проекта. Но, коль скоро основным компонентом Парциальной программы проекта «ВеДеДо» являются специальные песни, а среди вокалистов – создателей звука всех выпусков подавляющим большинством являются дети, а также – дети, использующие нашу программу, всё равно пытаются самостоятельно подпевать и разучивать наши песни вместе с родителями и воспитателями – поэтому мы считаем очень необходимым привлечь специалиста высочайшего уровня к научению педагогов и родителей как правильно обучить пению детей, да и взрослым совсем не помешает. Для этого мы попросили С.Н. Богаченко применить к нашей специфике свои знания и многолетний преподавательский опыт.

Если вы хотите развить ГОЛОС…

На фото: Маша Болотвина

Если вы хотите развить голос, то, во-первых, к нему необходимо подходить, как к биологическому «существу», которое понимает только язык эмоций. Это «понимание» возникает, в рамках голосового проявления в моменты эмоционального волнения человека, когда весь его организм переходит в состояние эмоционального «взвода», который провоцируют определенные жизненные ситуации.

Язык нот, тонов, интервалов, обычных слов, на биологический голос действуют слабо, потому что голос их вообще не понимает. Следовательно, привычная реакция биологического голоса на эмоциональное состояние человека здесь уже не работает. Наоборот все для голоса становится непривычным, непонятным и возникают проблемы, как в воспитании голоса, так и в овладении непривычными для речевого голоса навыками. Через небольшое время все для него (голоса!) запутывается и растягивается на неопределенное время с непредсказуемым результатом, поэтому и стучимся годами, десятилетиями к его «эмоциональному разуму», не получая желаемого результата. Кроме того, такой подход (традиционный) разрушает природные голоса!

Как обычно работают с голосом? Отвечу – распевают различные музыкальные упражнения, суть которых музыкальное интонирование. И хотя это является главным в овладении вокально-музыкальными навыками, тем не менее, как язык воздействия на наш голос они мало эффективны. Мы: говорили, что голос очень просто отражает, а значит и понимает, наше внутреннее эмоциональное состояние в жизненных ситуациях. Распевки, как вы понимаете, далеки от жизненных ситуаций. Для речевого голоса распевки – это какая-то абракадабра, в которой он не понимает, что от него хотят,

Даже если мы поем со словами, эти слова лишены рече-эмоционального наполнения, а именно онорече-эмоциональное наполнение, воздействуя на нас, на весь наш организм, и «заводит» наш голос.

Таким образом, получается, что напрямую воздействовать на наш голос с целью развить его, привить непонятные ему музыкальные навыки сложно.

Обычно в воспитании вокального голоса используется образный приём «Как бы…»: «Представьте, что Ваш голос льётся: как бы из…» и т. д. и т. п. Насколько эффективен язык такого воздействия на наш голос?

Если эти образы носят прикладной характер, то мы начинаем понимать сознанием их суть и голос направляется по линии смысла речевых фраз. Если же эти образы далеки от эмоционально-бытовых речевых ситуаций, то воздействовать на биологический голос будет сложно. То есть процесс воспитания будет сильно запутываться и затягиваться, что и происходит в действительности. Возьмём для примера, процесс воспитания детских голосов.

Воспитание детских голосов

Ситуация здесь достаточно драматичная. Я часто наблюдаю «результат», от которого волосы встают дыбом. Главная проблема заключается в том, что методы воздействия на детские голоса искусственные, которые не понимает не только голос ребёнка, но, прежде всего, сам ребёнок. Голоса абсолютно не звучат, проявляется даже старческая качка! Лицо искажено «вокальной техникой», голос быстро устает, динамический диапазон очень мал. И это называется вокально-музыкальное воспитание, которое принято считать традиционным. Начинают говорить о слабом голосе ребёнка, слабой природе и т. д., прикрывая неудачи воспитания.

А обратите внимание на этих же детей, когда они играют во дворе со сверстниками. Целый день звонко кричат, громко спорят, ругаются на повышенных тонах и их голосам хоть бы что. Никакой усталости! Значит их «ПРИРОДА» САМА делает ВСЕ ПРАВИЛЬНО! В этих жизненных ситуациях голос включается, отражая их ВНУТРЕННЕЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ состояние! Голос это ПОНИМАЕТ и прекрасно работает, и звучит яркоВЫСОКО и ГРОМКО!

Но только они приходят в вокальный класс – голос, как ножом отрезало! «Профессиональные педагоги» пытаются различными искусственными методами привить вокально-музыкальные навыки, которые ни дети, ни их голоса не понимают! Дворовые: «природные» голосовые навыки выбрасываются из класса напрочь. После месяца-года такого обучения можно навсегда распрощаться с детским, звонким, чистым, громким голосом. Если ребёнок упорно занимается у такого «педагога», то прививается искусственная «вокально-музыкальная грамота» и порочный круг замыкается!

В конечном итоге ребёнка обучают «методике», которая навсегда похоронит его голос, а ребёнок, получив «вокальное образование», не понимая того, что будет сам, своими «руками» способствовать тому, что голос никогда и «не поднимется», и не разовьется. Все это произойдет лишь потому, что искусственная «программа» за годы «обучения» вбита в подсознание ребёнка.

Для позитивного воспитания любого голоса необходимо использовать рече-эмоциональное воздействие – БИОЛОГИЧЕСКОЕ проявление человеческого ГОЛОСА.

Можно говорить, что это биологическое проявление человеческого голоса, связанного с функцией выживания индивида в естественной природе, когда в минуты опасности человек зовет своих сородичей на помощь, а единственное, что может его спасти – это очень громкий голос – это крик о помощи! Такой голос должен обладать высокой полётностью, то есть иметь возможность лететь на большое расстояние. Для этого голос должен быть насыщен не только высокими обертонами, но и строиться на высоком тоне. И тому есть физические закономерности, связанные с энергозатратами. Чтобы «раскачать» низкие частоты надо затратить намного больше энергии, чем для того требуют высокие частоты, поэтому логично то, что в минуты опасности реализовать крик о помощи на высоких частотах (а не на низких) гораздо проще, что Создатель и предусмотрел! С этой же стороны – острота слуха человека проявляется в зоне высоких частот, а не в зоне низких! Таким образом, Всевышний со-настроил излучатель человека – звук/голос и приемник человека – слух/ухо в зоне менее энергоемких высоких частот для успешного взаимодействия в минуты опасности. В реальной жизненной ситуации так и происходит. Вспомните, как зовут кого-то, например, «Ва-а-аля-а-а!!!», «Ко-о-оля-а-а-а!» – высоко, объемно и громко.

Большая громкость голоса говорит о том, что внутри человека возник резонанс, который без особых усилий сделает голос громким. Для этого в любом человеке внутри него происходит формирование физиологических и физических условий для возникновения резонанса на уровне рефлекса, то есть вне сознательно! Этой способностью в экстремальных условиях владеет в большей или меньшей мере любой человек, даже считающийся безголосым! А теперь остановимся поподробнее и сообщим интересный материал для самых любознательных.

ПРИРОДНЫЕ голоса и социальная среда,

способствующая их появлению.

На фото: Иван Бородкин

Природа часто нам дарит природные голоса, которые называются народными голосами. Как правило, народные голоса – это голоса, «воспитанные» не в городской среде, а в деревенской, где громкая речь является неотъемлемой частью социального общения. А если вспомнить постулат: «пение – это продленные слоги речи», то становится понятно, как возникают и народные голоса – они возникают из громкой бытовой речи.

Давайте перенесёмся в Италию в начало прошлого столетия и посмотрим на условия общения итальянцев между собой.

Во-первых, итальянцы это южный, а значит темпераментный народ, благодаря чему они привыкли общаться между собой очень громко, то есть на повышенных тонах.

Во-вторых, в то время телефонов не было, поэтому расстояние, на котором общались итальянцы, провоцировало разговаривать очень громко, то есть опять же на повышенных тонах. Особенно это умение ярко проявлялось на базарах.

В-третьих, итальянцы говорят очень быстро. Чтобы это было и быстро, и удобно артикуляционному аппарату итальянцев приходится находить оптимальную моторику дикции, а как доказывает мои исследования, это возможно, если акцент в работе языка сместится ВГЛУБЬ, на ГРУДНЫЕ ГЛАСНЫЕ. Таким образом, грудные голосовые гласные в речи будут доминировать!

В-четвертых, как доказывают мои исследования, в последнем случае активизируется область трахеи или грудного резонатора, а по новой теории голосообразования «головного резонатора» (Теории подскладочного сопла и подскладочного полостного резонатора) и возникает резонанс в голосе и на нижних, и на верхних обертонах одновременно. Это не противоречит принципу суперпозиции – независимого распространения звуковых волн друг от друга. Голос становится мощным, объёмным, эхоподобным, ярким, полётным и удобным, оставаясь при этом громким в рамках речевой интонации.

В рамках выше определённых социальных условий рождаются итальянские народные голоса, которые при целенаправленной коррекции используются уже в оперном пении.

Этой тенденции подчиняются и русские народные голоса, и голоса кубанских казаков, и украинские народные голоса, и народные голоса Грузии и др. Если посмотреть на хороших и выдающихся певцов, то очень часто оказывается, что это выходцы из народа!

В городской среде эта тенденция работает плохо и этому есть объективные причины. Так нормой поведения в городской среде является тихая речь – это признак воспитанности! Таким образом, городская среда не способствует появлению больших оперных голосов. Неумение громко разговаривать лишает человека умения говорить на повышенных тонах в рамках речевой интонации – как того требует итальянская вокальная школа: ставить речевой голос на опору, на резонанс!

Искусственное повышение громкости вокальной речи делает вокальную речь неестественной и искаженной, так как такое умение у городских людей отсутствует. Вот такой КРУГОВОРОТ ГОЛОСА В «ПРИРОДЕ» (вернее – не-голоса)!

Напомню в очередной раз: в Италии высшим достижением вокального оперного искусства является достижение речевой интонации в пении, и, как говорят сами итальянцы, «РЕДКИЕ МАСТЕРА ДОСТИГАЮТ ЭТОГО УРОВНЯ!» Как видите, даже в Италии не все так просто. Но вернёмся к эмоциональному проявлению человеческого голоса…

Эмоциональные наслоения

На фото: Рита Белова

Почему эмоциональные «наслоения» на распевки очень важны? Тогда Вы заставляете голос реализовать очень просто и комфортно самые лучшие его качества: «посадить» голос на опору и еще в рамках естественной речевой интонации. В противном случае, когда певец поёт ноты, особенно высокие, все очень затрудняется. Практически певец, сам того не понимая, снимает голос с опоры. Ноты, по большому художественному счету – это необходимость, но никак не цель!

Так, например, по приезду в Италию Ф. Шаляпин в письме писал, что «здесь одни звучкодуи». Таким образом, и в Италии в то время было не все так «радужно». Надо сказать, что Ф. Шаляпин, прежде всего, был драматическим актером, а потом уже стал певцом, поэтому искусством драматического слова он и владел, и понимал это искусство очень хорошо, что и позволило ему применить драматические навыки в вокале – как вокальное художественно-драматическое слово.

ОПОРА – ВНИЗУ, а ТОНЫ – ВВЕРХУ

В моих теоремах ранее рассматривался вопрос о контроле нот, которое ухудшает постановку голоса. Возникает вопрос: «Почему?» А это происходит потому, что опора строится на уровне солнечного сплетения, а ноты (особенно верхние) всегда хочется атаковать «сверху», начиная с «маски», по крайней мере, так часто учат. Это заставляет певца «атаковать» голос с другой стороны, то есть со стороны рта, что автоматически ведет голос вверх, а поэтому снимает голос-гласные с опоры! Если певец не имеет от природы верхних нот, то научиться их ставить практически невозможно.

Таким образом, использование речевого, биологического голоса в рамках вокально-интонационного использования приводит к непониманию его (биологического голоса), что от него хотят. Язык нот, тонов, интервалов, тембровых особенностей и просто слов речевой голос не понимает! Следовательно, привычное в эмоциональных ситуациях проявление речевого голоса, когда он становится громким и очень громким, то есть фактически «садится» на опору, а тон речи повышается – НАПРОЧЬ ВЫБРАСЫВАЕТСЯ из ВОКАЛЬНО-ИНТОНАЦИОННОГО ВОСПИТАНИЯ. Получается, что РЕЧЕВОМУ ГОЛОСУ просто «МОРОЧАТ ГОЛОВУ». Так итальянцы считают, что по большому счету «Пение – это продленные слоги РЕЧИ», как конечная цель вокального умения. Возникает вопрос: «А почему этот тезис не взять за основу с самого начала обучения?!»

Понятие «опора» вообще мало кому понятна, не говоря уже о реальном механизме его образования. Это еще одна сторона невозможности воспитания голоса, подобного тому, что нам преподносит «природа» в лице ЗВЕЗД оперной сцены. С этим связаны и сложности воспитания любого голоса, то ли профессионального, то ли начинающего, то ли детского! К чему я клоню? Об этом я уже говорил раньше и, тем не менее вернёмся с начатого.

Воспитание голоса в молодом и зрелом возрастах

Проблемы при воспитании детских голосов мы рассматривали в начале статьи, а теперь проведем параллель с воспитанием в молодом и зрелом возрастах.

Теперь возвратимся к теме «Обучения вокалу в зрелом возрасте». Проведите аналогию с детскими голосами и сразу поймете всю «понимаемость» и «результативность» традиционного обучения. Поэтому Вам повезет, если Вы найдете вокального педагога, у которого основные принципы воспитания вокального голоса будут базироваться на речевых основах. Скажу больше: «Вам несказанно повезёт, если Вы найдете вокального педагога, основные принципы воспитания вокального голоса которого, будут базироваться на рече-драматических принципах эмоциональной сценической речи, основным постулатом которого будет «Пение – это продлённые гласные слогов речи».

Вы спросите: «А как же быть с вокально-интонационной стороной голоса, с вокально-музыкальной грамотой, что и составляет понятие «музыкальной грамотности»?» Не волнуйтесь – это никуда не денется потому, что невозможно без обучения музыкальной грамоте научить вокалу, а это все педагоги хорошо понимают.

Таким образом, необходимо находить эмоциональные образы, которые проявляются в особо эмоциональные моменты нашей жизни, и их связь с вокально-музыкальными приёмами.

При всей простоте написанного здесь претворить этот принцип на практике вокального воспитания достаточно сложное и тонкое дело.

Во-первых, суть предлагаемого воздействия должна быть понятна, прежде всего, педагогу, а вслед и самому ученику.

Во-вторых, педагог должен быть хорошим психологом, который сможет спровоцировать ученика на эмоциональный подъем и в этот момент отвлечь от музыкально-интонационных задач, но при этом четко следить за их правильным выполнением, как бы в оглядку. Для этого подходит ИГРОВАЯ ФОРМА воспитания. Т. е. не прямого действия.

Затем четко объяснить ученику суть психологического результата и многократными повторениями их закреплять. На этого необходимо время, время и еще раз время.

Надо понимать, что в работе над вокальным голосом невозможно сначала сделать, развить, выровнять голос, а только потом приступить к овладению вокально-музыкальной грамотой. Все это происходит одновременно. В этой «каше голосо-музыкальных требований» биологическому голосу, да и нам самим, разобраться трудно. Эти два момента постоянно меняются местами, как говорится: «то голова увязнет, то хвост». В результате многократного повторения вокально-текстового материала, которое называется «впевание произведений», «набиваются» музыкально-голосовые навыки в пении.

Если голос поставлен от природы, то эти две составляющие воспитания вокального голоса как бы уже разделены во времени и такому счастливчику остается лишь только учиться вокально-музыкальной грамоте. Но такое встречается достаточно редко. И, тем не менее, даже природным голосам приходится нелегко, так как по мере обучения надо не потерять природу. В отсутствии теории голосообразования вообще не ясно: что такое хорошо, а что такое плохо, а другими словами, что такое «природа»?

Возвращаясь к языку эффективного воздействия на биологический голос, повторю, что язык вокально-музыкальной грамоты голосу мало понятен. Такое воздействие в основном сбивает с толку сам голос, хотя мы прекрасно понимаем, что мы хотим от голоса. Только рече-эмоциональное наполнение вокальных и не вокальных упражнений и распевок воздействуют на нас, на весь организм и «заводит» наш голос!

Смысл распевок и выбор упражнений

Всех интересует вопрос: «Какие распевки позволяют развить голос наилучшим способом?»

Приведу основную мысль известного баса-баритона Джозефа Шора в отношении методики воспитания голосов: НЕЛЬЗЯ СТРОИТЬ МЕТОДИКУ обучения пению НА ВНУТРЕННИХ ОЩУЩЕНИЯХ (всегда строго индивидуальных) вместо объективных научных данных о физиологии и акустике голоса».

Дальше Джозеф Шор говорит: «Кстати, на мой взгляд, по той же причине довольно низка практическая ценность книги «Great Singers on Great Singing» (удалось недавно купить): певцы-то и певицы там великие, но несут та-акое… 🙂 Причём, кто во что горазд. Ну вы знаете: «посылай звук в маску»; «сделай ноздри, как у лошади»; «на вдохе думай, что нюхаешь цветок»; «дыши пятками»; «а вот это мой любимый вокализ, из любого Карузо сделает»; «МИ-МЭ-МА-МО-МУ, ЗИ-ЗЭ-ЗА-ЗО-ЗУ» или просто «пой, как я». Представьте себе, у тамошних великих всё почти на таком же уровне. Много попадается действительно полезных рекомендаций, основанных на опыте, но главная метода такая: «У меня при моём правильном пении такие-то ощущения, вызови эти ощущения – и запоёшь!». Да проходили мы всё это на своей шкуре, много лет запрягали телегу впереди лошади! Разумеется, без особого успеха, кроме общего знакомства с телегами и лошадьми».

Подход Шора очень интересен: «такой глубокой проработки всех аспектов вокальной техники читать ещё не приходилось. Каждой теме на сайте Шора посвящена отдельная статья: дыхание, положение гортани, позиция звука (точнее, иллюзия позиции звука), формирование гласных…»

В плане выше сказанного, можно сказать, что выбор набора упражнений, как фактора, гарантирующего позитивное развитие голоса, не является определяющим! Функция воспитания и развития голоса в каждом отдельном случае будет носить случайный характер, зависящий от индивидуальных способностей воспитуемого и стечения обстоятельств. Тем более, что понятие «лучше» — понятие относительное, например, когда говорят, что Вы стали петь лучше, то это ещё не значит что «хорошо». Можно всю жизнь петь лучше и никогда не научиться петь хорошо! Певцов на оперной сцене много, а звезд – единицы. К сожалению, общий уровень вокального искусства на мировом уровне тоже падает и тому есть и объективные причины – использование микрофонов, даже и в оперном жанре…. В этом случае происходит подзвучка беззвучных согласных, которые начинают заменять гласные, то есть сам голос.

Если говорить о распевках, то надо придумать рече-бытовую, жизненную ситуацию, которую надо во время распевок и «проигрывать», а точнее «проживать». Чтобы было понятно, о чем я говорю, приведу пример. Например, Вы распеваете ученика на слог «мА» (лучше «КА»). Ученик должен держать в уме имя «Маша» («Катя») и, как будто ее отчитывать на протяжении всей распевки, постоянно добавляя степень или силу отчитывания. Получится «Ма-а-а-А-А-А-Ша-А-А!» («К-а-а-а-А-А-А-ТЯ-А-А!»). В этом случае голос будет работать в рамках рече-эмоционального проявления, как в обычной, не вокальной жизни. При этом возникает крещендирование (усиление) голоса на гласной «А», а голос-гласная будет постоянно «садиться» на опору. Чем выше тон, тем сильнее надо отчитывать «Машу» («Катю»). Здесь уже надо проявить актерскую жилку и самому ученику, а педагогу надо быть психологом, чтобы спровоцировать ученика не думать о нотах! Чем сильнее Вы будете отчитывать «Машу», тем громче и выше будет тон отчитывания, а тем и сильнее голос будет «садиться» на опору.

Для каждой распевки лучше всегда придумывать какую-то ситуацию, тем более, что в вокальных произведениях мы поём о жизненных ситуациях – горя, счастья, признания в любви, упрека, желания, выраженные словами, а точнее конкретными гласными – как правило, это УДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ!

***

В заключении отметим здесь, что подробное изучение данного материала (повторяем – он уникален!) даст родителям и педагогам более осмысленное понимание: как должны с его ребёнком заниматься педагоги по вокалу – ведь приобретённые знания уже гарантированно Вам дадут возможность понять – к тому ли педагогу Вы приводите за знаниями и умениями своего ребёнка (а что нам ещё нужно?).

Исторически Парциальная программа проекта «Весёлый день дошкольника» возникла как проект, призванный обеспечить для детей дошкольного возраста (в проект «ВеДеДо Плюс» включает и начальные классы) баланс:

– познавательного и эмоционального компонента образования;

– исполнительских и творческих форм деятельности;

– вербальных и образных форм подачи содержания;

– информационной и художественно-эстетической составляющих.

Такой подход отвечает психологической специфике ребёнка дошкольного возраста (и ученика начальных классов школы) и позволяет качественно решать задачи его развития, поскольку именно эмоциональная составляющая чрезвычайно важна для становления системы отношений растущего человека к самому себе, сверстникам и взрослым, окружающему миру, миру культуры.

Если ребёнок при этом ещё научится правильно и охотно петь – разработчики проекта будут считать, что выполнили ещё одну задачу проекта.

Сергей Богаченко

Фото предоставлено авторами проекта «Весёлый день дошкольника»

На фото обложки статьи: Настя Алексеева 


1 комментарий

  1. Дмитрий Певко

    Вы скопировали текст моей статьи так небрежно, что даже не поняли, где речь Шора, а где мой комментарий. 🙂

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика