Новое
- Лев Мей — русский писатель (1822-1862)
- Геннадий Киселёв. «Как мы с женой бросали курить». Рассказ (18+)
- Евгений Михайлов. «Пятый муж». Рассказ
- «Монжа повисла на новогодней елке». Ироническое эссе советского студента
- Александр Балтин. «В неизвестный мир». Рассказ
- Анатолий Казаков. «Бутылкин». Рассказ
Владимир Этуш — моя светлая память
01.04.2019В первые дни весны — 9 марта — ушел из жизни великий актер, яркий талант которого создал целый мир сценических образов, достаточно сказать, что 73 года он играл на сцене знаменитого театра имени Вахтангова. Но особенно его актерское дарование проявилось в пространстве, которое создал Леонид Гайдай. «Кавказская пленница» и «Иван Васильевич меняет профессию» — фильмы, которые заставляли нас иначе воспринимать советскую реальность, формировали в коллективном бессознательном позитивные архетипы реальности, раздвигая идеологические рамки «Что там можно, что нельзя».
В молодости я смотрел эти фильмы по нескольку раз, и образы, созданные Владимиром Этушем, восхищали меня своей органичностью, естественностью. Они несли в себе энергии социальной иронии, так необходимой нам в эпоху героев социалистического быта, особенно яркой, в этом плане является роль товарища Саахова в «Кавказской пленнице».
Я не мог написать эту статью раньше, понадобилось две недели, чтобы осознать, что в моей жизни больше нет такого редкого и чуткого человека, как Владимир Этуш. Каждый раз, когда он приезжал ко мне в гости в арабские эмираты – это был настоящий праздник для меня и моей семьи. В своей статье, посвященной памяти Владимира Этуша, Виктор Шендерович писал:
«Почти всю жизнь он играл демагогов и негодяев с начальственным уклоном. И был человеком диаметрально противоположным своим персонажам. Строгий, даже жесткий, малоулыбчивый. Принципиальный».
Мой опыт общения с Владимиром Абрамовичем, позволяет не во всем согласится с такой оценкой его личности. Да, его герои, и он сам диаметрально противоположны, но какое-то непередаваемое словами обаяние его личности, все же присутствовало во всех его персонажах. Да строгий, но не жесткий. Напротив, притягивающий какой-то особой мягкостью, интеллигентностью, незащищенностью доброй и по детски открытой души. Да, принципиальный, но очень ироничный и улыбчивый.
Думаю, то, что наши с Шендеровичем впечатления от личности Владимира Этуша не во всем совпадают, отражая особенности обстановки, в которой нам с ним приходилось общаться. В прессе писали, и Владимир Абрамович мне рассказывал, что у него есть традиция – каждый год к своему дню рождения делать подарок для зрителей, и все в театре знали, что будет обязательно пьеса, которая будет поставлена в плане спектаклей к маю месяцу – специально «на Этуша».
В последние годы, Владимир Абрамович репетировал главную роль в пьесе Виктора Шендеровича «Потерпевший Гольдинер», где он играет эмигранта с нескрываемым азартом. Раскрывая образ своего героя он не без иронии проявляет закомплексованность советского человека.
«На кой черт мне сдалась ваша Америка, – говорит он, передвигаясь по дому на инвалидной коляске. – Сема Липскер проел мне плешь своими замечаниями: «Вот ты тут сидишь, а жизнь проходит мимо! Посреди Манхэттена стоит голый ковбой в одной шляпе. Ты обязан это увидеть!» Нет, я спрашиваю: зачем мне было на это смотреть? Мало я видал идиотов в шляпе? Он мне говорит: «Ты удивишься». А я вот этими глазами видел Маленкова с Кагановичем! Я видел пятилетку в четыре года – что меня еще может удивить?».
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ