Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Современный традиционный Иранский театр.

Театральные представления тесно переплетаются с душой человека, они существовали в той или иной форме практически во все времена и этапы существования человека на Земле. Некоторые теоретики считают, что театральное искусство зародилось в определенных концах света, в частности на Западе, а вернее в древней Греции, и уже оттуда получило распространение в другие районы мира.

Однако, опровергая эту теорию, следует сказать, что театральное искусство практически всегда присутствовало в жизни человека. Познание качественной и количественной эволюции театрального представления возможно путем изучения истории каждой страны. Социологи считают, что инструменты и орудия труда, найденные в районе Кавказа и Средней Азии, свидетельствуют о проживании человека в этих районах еще 200-400 тысяч лет назад.

С учетом этой долгой истории проживания история театральных искусств здесь должна быть очень древней. Первобытные люди несомненно сообщали друг другу о происходящих событиях, передавали свои чувства и выражали мысли. Таким образом людей, которым было поручено описывать и записывать эти события, можно назвать первыми художниками или деятелями искусства. Они старались либо воспроизвести увиденные события, либо передать свои ощущения в эмоциональной форме. Распознание и сбор документов об усилиях этих первых художников по установлению логичной связи между людьми во многом проявляет историю развития театрального искусства в Иране.

В числе древнейших сохранившихся пьес, написанных клинописью, можно выделить религиозную трагедию Шумерского периода со следующим содержанием. Каждый год в новогодние празднества в Шумерском царстве ставились театральные представления о смерти и воскрешении Баала, древнешумерского и затем вавилонского божества. Эти церемонии состояли из двух частей: описания невзгод и приключений Баала и вторая — специальный обряд шумерского духовенства, который проводился в Вавилоне и всех прилегающих городах. В первой части этих церемоний на могилу Баала пускали свет сквозь специальное отверстие в стене храма, что как бы символизировало собой оживление божества. Когда в храме проводился этот обряд, на улицах Вавилона царило невероятный ажиотаж, проходили специальные торжественные собрания и церемонии. Это представление продолжалось 11 дней в месяце «нейсан» (по вавилонскому календарю).

В древнем Иране ставилось аналогичное представление, только вместо Баала оживляли Митру, бога солнца. Некоторые историки говорят, что с иранским театральным искусством тесно связано понятие «Чаша мироздания». Этот магический предмет говорил о невероятном прогрессе в оптическом представлении. Чаша была изготовлена таким образом, что при движении показывала тени разных изображений. В представлении некоторых историков и критиков, этот театральный предмет существовал на самом деле. Испанский историк Куэнка в книге «История кинематографа» отмечает, что в Иране существовало искусство под названием Леканоманиса, искусство показа изображений в чаше.

Наиболее ясный документ, сохранившейся с древних времен, называется «Таазия населения Бухары по смерти Сияваша». Этот текст родился в легенде, но нашел продолжение в реальности. В книге «История Бухары» говорится, что жители этого города каждый год отмечали смерть Сияваша песнопениями, различными гимнами и церемониями. Этот обряд имеет более чем трехтысячелетнюю историю.

Интересно, что Александр Монгейт в книге «Археология в Советском союзе» приводит изображение траурной церемонии по Сиявашу, скопированного с настенных рисунков города Пенджкент вблизи Ташкента. Эти рисунки датируются первым тысячелетием до н.э. и на них изображены женщины и мужчины в трауре, бьющие себя в грудь. Также виден открытый гроб, который несут несколько человек. В числе гимнов и песен, которые распевали на этой церемонии, можно выделить «Злобу Сияваша», которая сохранилась в течении многих столетий и была приведена известным поэтом Низами Гянджеви в поэме «Хосров и Ширин».

Из изучения истории театрального искусства можно сделать общий вывод. Театральное представление — это искусство, следы существования которого исчезают сразу же после его окончания. Сохраняется только его литературный аспект, т.е. пьеса. Однако, к сожалению, в ходе многочисленных завоевательных походов, которые обрушивались на древнюю Персию, большая часть историко-культурного и литературного наследия тех времен была утеряна. Однако иранский народ, славящийся своими вкусами, вдохновляясь театральными традициями прошлого, не переставал создавать новые формы представления в зависимости от условий и требования времени. Назовем некоторые чисто иранские театральные представления: таазия, наккали, кукольные представления.

При изучении истории театра в Иране эти формы представления называют традиционными. Под традицией подразумевается часть социально-культурного наследия, которая имела некую общественную ценность в силу своей древности и долговечности. Традиционный театр Ирана, как и в других странах мира, имеет социальные обязанности, и даже ощущается, что этот театр служил зеркалом жизни иранского народа. В нем человеку придается возвышенное значение и само искусство, подобно связывающей людей нити, способствовал культурной интеграции общества.

Традиционный театр Ирана представляет собой сочетание обычаев, традиций, песен и диалога и всегда имел повышенный спрос среди населения.

Материал предоставлен Культурным Представительством при Посольстве Исламской Республики Иран в Российской Федерации, главным редактором журнала «Караван» Сеидом Хоссейном Табатабаи


комментария 2

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика