Пятница, 27.12.2024
Журнал Клаузура

«Молодая Россия», трихины, и русские революции

Мы уже почти тридцать лет живём в дезориентированном распадающемся обществе, утрачивая нравственные ценности, отказываясь от исконных смыслов  русской культуры, опошляя и уничтожая родной русский язык. А между тем эти три составляющие являются основой духовного самостояния любого народа.

Подобное положение дел порождает в душах тех, для кого Отчизна не пустой звук, чувство растерянности и бессилия. Многим кажется, что течение времени остановилось, образовалась черная дыра, из которой прут и прут тьмы бесов, и нет силы, способной остановить их. Как тут не вспомнить Ф. Достоевского, который в эпилоге «Преступления и наказания» пророчески писал: «Появились какие-то новые трихины, существа микроскопические, вселяющиеся в тела людей… Люди, принявшие их в себя, становились тотчас бесноватыми и сумасшедшими. Но никогда, никогда люди не считали себя более умными и непоколебимыми в истине, как считали зараженные…»

В 1866 году это сказано, но злободневно звучит и сейчас, когда вся Россия уже почти тридцать лет бьется как тяжелобольной в пароксизме трихинного умопомрачения. Уничтожена основа основ народного бытия — держава, жизнь не стоит ломаного гроша, а в душах темнота и безысходность. И мало кто отдает себе отчет в том, что произошло с Россией за последние сто пятьдесят лет, какие силы погрузили ее в пучину духовного мрака и почти предопределили крушение. Однако еще есть шанс остановиться в гибельном движении, но для этого нужно сначала понять саму природу разрушивших державу трихинов.

Не созданные творческом воображением, но реальные в человеческом обличии трихины возникли сразу же после отмены крепостного права, которое в наши дни воспринимается уже не как злодеяние власти по отношению к народу, а исторической неизбежностью, хотя государство обязано было отменить крепостное право после ведения подушной подати самом начале 17-го века, поскольку по Уложению 1648 года крестьяне прикреплялись к земле для материального обеспечения дворянского ополчения. Теперь этим вопросом занималось государство на налоги с крестьян, но их освободили от крепостного рабства только через полтора века.

19 февраля 1861 года Александр II подписал великий освободительный акт, который через две недели был обнародован и вызвал неоднозначную реакцию всех сословий. Крестьяне были недовольны тем, что их положение во многих случаях ухудшилось. Помещики считали, что их ни за что, ни про что ограбили, лишив дармовой рабочей силы. Разночинная интеллигенция требовала демократических свобод. И это брожение в обществе, взрывающееся крестьянским бунтами, чем-то было похоже на состояние современной России перестроечных лет.

«Распалась цепь великая, – писал поэт либерал Н.Некрасов. – Распалась, расскочилася: одним концом – по барину, другим – по мужику».

Как и сейчас, тогда, «разрыв цепи», большая гласность и открытая проповедь к насилию («Зовите Русь к топору!») привела к тому, что Петербург начала 1860-х годов, был разительно не похож на чиновно-чопорный стольный град николаевской эпохи. Студенчество, в котором было много выходцев из разночинной среды, гудело как улей, развороченный указами державной власти: в 1862 году было объявлено о начале военной реформы; министр внутренних дел П.Валуев предложил преобразовать Госсовет в представительское учреждение, стало быть, речь шла о конституции; осенью государь утверждает основные положения судебной реформы, подан на утверждение указ об отмене жестоких телесных наказаний (плетей, кошек, клейм, шпицрутены), изданы законы, ускоряющие крестьянский выкуп. Россия твёрдо вступила на путь демократических преобразований, казалось, она вот-вот встанет вровень с западными демократиями, но в том же 1862 году начались печально знаменитые петербургские пожары, как огненная метафора будущих великих потрясений России.

Петр  Григорьевич Заичневский(1842–1896),   сын   помещика   Орловской    губернии,    студент физико–математического   факультета   Московского   университета  руководил студенческим кружком, занимавшимся выпуском запрещенной политической литературы и был арестован в июле 1861г. В заключении  им  была написана  эта прокламация,  переправленная затем  на волю  и с мая 1862 г.  распространявшаяся в Петербурге, Москве и  других  городах.  «Молодая  Россия»  произвела  большое впечатление   на  современников  своей  открытой  приверженностью социализму и угрозами революционной расправы и привела к возникновению и молниеносному размножению трихинообразных человеческих существ, с радикальной программой разрушения России:

«…Россия вступает в революционный период своего существования. Проследите  жизнь  всех  сословий,  и  вы  увидите,  что общество разделяется в настоящее время  на  две  части,  интересы  которых  диаметрально   противоположны  и  которые,  следовательно,  стоят враждебно одна к другой.

Снизу слышится глухой  и  затаенный  ропот  народа,  народа, угнетаемого  и ограбляемого всеми,  у кого в руках есть хоть доля власти,  — народа, который грабят чиновники и помещики, продающие  ему  его же собственность — землю,  грабит и царь,  увеличивающий более  чем  вдвое  прямые  и  косвенные  подати  и  употребляющий полученные  деньги  не  на  пользу  государства,  а на увеличение распутства двора,  на приданое фрейлинам-любовницам,  на  награду холопов,   прислуживающих   ему,  да  на  войско,  которым  хочет оградиться от народа. В современном общественном строе,  в котором все ложно,  все нелепо — от религии,  заставляющей веровать в  несуществующее,  в мечту  разгоряченного  воображения  —  бога,  и до семьи,  ячейки общества,  ни одно из  оснований  которого  не  выдерживает  даже поверхностной    критики,    от    узаконения    торговли   этого     организованного воровства и до признания  за  разумное  положения работника,  постоянно  истощаемого  работою,  от которой получает выгоды не он,  а капиталист;  женщины, лишенной всех политических прав и поставленной наравне с животными.

Выход из  этого  гнетущего,  страшного  положения,  губящего современного человека,  и на борьбу с которым тратятся его лучшие силы,  один  —  революция,  революция  кровавая  и неумолимая,  — революция,  которая  должна  изменить  радикально  все,  все  без исключения,  основы  современного общества и погубить сторонников нынешнего порядка. Мы не страшимся ее,  хотя и знаем, что прольется река крови, что погибнут, может быть, и невинные жертвы; мы предвидим все это и все-таки приветствуем  ее  наступление,  мы  готовы  жертвовать лично  своими  головами,  только  пришла  бы поскорее она,  давно  желанная!

Понимает необходимость  революции   инстинктивно   и   масса народа, понимает и небольшой кружок наших действительно передовых людей…  и вот из среды их выходят один за другим эти  предтечи революции и призывают народ на святое дело восстания, на расправу с  своими  притеснителями,  на  суд  с   императорской   партией.

Расстреливание  за  непонимание дурацких Положений 19-го февраля, работа в рудниках за указание безнадежности настоящего положения, ссылка в отдаленные губернии, ссылка гуртом в каторжные работы за публичное заявление  своего  мнения,  за  молитву  в  церквах  по убитым, — вот чем отвечает императорская партия им!

Императорская партия!   думаете   ли   вы   остановить этим революцию,  думаете ли запугать революционную партию?  или до сих пор вы не поняли что все эти ссылки, аресты, расстрелы, засечения на смерть мужиков ведут к собственному же вашему вреду, усиливают ненависть   к   вам   и заставляют  теснее  и  теснее  смыкаться революционную партию,  что за всякого члена, выхваченного вами из ее среды,  ответите вы своими головами?

Мы предупреждаем и ставим на вид это только вам,  члены императорской партии, и ни слова не говорим  о ваших начальниках,  около которых вы группируетесь,  о Романовых — с теми расчет другой!  Своею кровью они  заплатят  за бедствия народа,  за долгий деспотизм, за непонимание современных потребностей.  Как очистительная жертва сложит  головы  весь  дом Романовых!

Больше же ссылок,  больше казней!  — раздражайте, усиливайте негодование  общественного  мнения,   заставляйте   революционную партию опасаться каждую минуту за свою жизнь,  но только помните, что всем этим ускорите революцию,  и что чем сильнее гнет теперь, тем беспощаднее будет месть!..»

Подчеркнём, что прокламация «Молодая Россия» взбудоражила студенчество обеих столиц за 55 лет до Февральской революции, она была первым ударом революционного колокола, и от неё надо вести отсчёт революционного движения в России.

Николай Полотнянко


комментария 3

  1. Byuf

    Станиславу: Вам не дано предчувствовать грядущее и быть провидцем интересов и чаяний народа. Вам ближе личный «шкурный интерес»… Ваше «Предчувствие» — заурядный пасквиль, авторам подобного Пушкин посвятил эпиграмму «Клеветникам без дарованья».

  2. Римма

    Аллюзии автора статьи слишком прозрачны, чтобы трактовать её иначе, как провокацию. Но не дело русских писателей и иже с ними — подбрасывать хворост в костер, призывая тем самым Русь к топору!.. Бог им Судия — Он ждёт!..

  3. Станислав

    Публикация в статье почти полного текста прокламации «Молодой России» наводит на определенные мысли: какова цель? Особенно, учитывая, что ряд положений прокламации перекликается с современным состоянием российского общества? Что это — намек на грядущую революцию? В 2016-м, так же ощущая напряженность в обществе, я написал стихотворение «Предчувствие», в котором были такие строки:
    …Русский крест — над нами,
    значит,
    У народа нет судьбы.
    Нет —
    зовущей, животворной,
    Не пропахшей сатаной…

    Год Семнадцатый,
    повторный,
    Надвигается стеной.
    ……………………
    Кремль анализом загружен:
    Президенту рейтинг нужен,
    Чтоб все знали:
    он — герой,
    За него народ — горой!
    Вот шажком своим небыстрым
    Рядом с Меркель он идет…
    Вот пинка дает министрам,
    Чтоб болели за народ…
    Терроризм в сортире мочит,
    Гневом на ИГИЛ клокочет…
    Россиянин горд и рад:
    — Президент наш —
    бравый кочет!
    Суверенный демократ!
    Говорит —
    душе отрада.
    В рот спиртного не берет…
    Рейтинг ввысь летит —
    как надо,
    Мир от зависти помрет.
    Поделом!
    Вот он — на кране…
    Вот он в море ищет клад…
    Чтоб чиновники не крали,
    Повышает им оклад.
    И — себе.
    Плевать, что судят
    Про какую-то там честь!
    Президенты — тоже люди,
    Тоже «хочут вкусно есть».
    И пускай никто не верит,
    Будто раб он на галере, —
    Тянет
    Западу назло
    Тяжеленное весло.

    Что народу нужно?
    Зрелищ!
    Поиск истины в вине…

    …Год Семнадцатый,
    он зреет
    В душах, в темной глубине.
    Беспощадным полнит смыслом
    Мятежей грядущих дни.
    Гладким рейтинговым числам
    Числа бунта
    не сродни.
    Власть пока от власти млеет.
    Ей, пожалуй, невдомек
    Получить, коль не умнеет,
    От истории урок.

    Чутко чувствует народ:
    Год Семнадцатый грядет!

    Я не стал его публиковать (хотя бы в фейсбуке) и не потому, что за себя опасался. Нет, я не хочу кровавых оргий революции, потому что ни одна революция не двинула общество вперед, к процветанию — только к разрухе и смерти тысяч ни в чем не повинных людей. И, к тому же, у меня «шкурный интерес» — две маленькие внучки и две маленькие правнучки: хочу, чтобы они ЖИЛИ!
    Да, в нашем обществе надо многое менять в пользу народа, в пользу справедливости, в пользу ПРАВДЫ, наконец, но не путем Украины и цветных революций. Всего этого страна нахлебалась вдосталь. Поэтому я категорически против так называемых «несанкционированных митингов».

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика