Листая Север с примесью книг
17.04.2020
/
Редакция
О книге Наталья Стикина, «Танго с тенью», Союз писателей Республики Коми, Сыктывкар, 2018г., 32 с.
Главное о книге Натальи Стикиной «Танго с тенью» сформулировано её же словами в заглавном стихотворении сборника – это попытка (удачная) остаться «На солнечной стороне».
В книге выделяются три основные тематические направления составивших сборник текстов: посвящения семье и близким («Пока ты с детством», «Самолётик», «Во мне»), внесение любовной лирики темой дружбы , привязанности и, наконец, обращение к историческим сюжетам (библейским, в частности), именам прошлого.
В виде цитат и реминисценций, отсылок встретить на страницах книжечки можно и Афанасия Фета с его «Учись у них – у дуба, у берёзы», и Беллу Ахмадулину с её «Прощанием» («А на последок я скажу…»).
Всю книгу объединяет одна трогательная интонация, оформленная в словах автором лаконично в посвящении Вирджинии Вульф: «Защита моя – безупречная незащищённость».
Словно заклинание или кредо звучат слова Натальи: «Писать о жизни. Только белым цветом».
Чувствуется бережное отношение автора к классикам, некоторым из которых подобраны лаконичные, но очень точные, удивительные, эпитеты: «взъерошенный Волошин, невыспавшийся Блок, суматошный Бродский».
Не чужд поэт и верлибрам – их в сборнике несколько: «Лестничная гармония», «В метро», «Каждую ночь».
От страницы к странице продолжается разговор с читателем, где
«Мой внутренний цензор
Убитой свободы
Свободно
Во мне
Говорит».
«О стихах и вечности» также сказано очень точно:
«Отпусти, даже если стихи вдруг заступят за край.
Ведь у этих солдат под рукой ничего, кроме неба».
Надо подчеркнуть тактичность и даже тонкость автора в отношении к ключевым темам: недоговорённость в религиозной лирике на библейские сюжеты, выход в отвлечённость, наблюдающую, отстранённую, где главное непроизносимо, неназываемо, несказуемо. Unspeakable.
Поэт не забывает и о родине географической, посвящая ей стихи, где сказано, как «приживается Север. Под кожей. Навек.»
Хороша лексика книги. Есть и редкие слова, сочетания их: ветер-листоруб, лукаво-красный, строчный ранжир, войпель (Северный ветер в мифологии Коми), исплакаться, сватья, танго криольо, смурной.
Очень уместен текст, завершающий книгу, прекрасный верлибр «Во мне», как апофеоз написанного и приведённого под обложку:
Во мне…
…мама…
Слово,
Сладкой ватой
Тающее на губах
—
…отец…
Запах
Свежего хлеба
С хрустящей корочкой
—
…детство…
Эфемерность
Радуги
В мыльном пузыре
…любовь
Есть
Бог…
Есть в этой книге слова, с которыми не хочется спорить. Да и оспаривать в этой книге не хочется ничего. Хочется лишь листать этот прижившийся Север с примесью книг. И сказать спасибо автору за чёрные буквы слов белого цвета.
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ