Елена Зевельт. «Музей достойный северной столицы»
06.07.2011
/
Редакция
«Я этим городом храним
и провиниться перед ним
не дай мне Бог, не дай мне Бог,
не дай мне Бог вовеки»
Эта статья не об Эрмитаже и не о Русском музее, а о скромном собрание одежды, документов, аксессуаров и прочих вещей, имеющих отношение к свадьбе, браку и семье. О музее создававшемся на протяжение последних 20 лет одной замечательной жительницей Санкт-Петербурга. Эта статья о музее, который необыкновенно актуален в наши дни. Потому что напоминает всем жителям северной столице о том, что в нашей жизни нет ничего важнее семейного очага, любви и трепетного отношения супругов друг к другу.
Стоял октябрьский пасмурный день. Во дворе кто-то в помойку выбросил старинный черный чемодан, чем-то напоминающий гроб. Вероятно, при падении на землю чемодан раскрылся и теперь старые фотографии, которыми он был заполнен доверху, летали и кружились вместе с желтыми листьями по всему двору. Словно океан времени на короткое время вынес на берег жизни чьи-то счастливые мгновения, чтобы в следующий момент поглотить их навеки в своей пучине. Глядя в окно, Анна Ивановна была необыкновенно расстроена увиденным — «Вот так и после моей смерти сюда же будет выброшено все то самое дорогое, что я бережно хранила всю свою жизнь». И спустя несколько минут, старушка, уже ни сколько не колеблясь, набрала номер телефона, вчера услышанный по радио, и твердым голосом сказала в трубку: «Я хочу подарить вашему музею свое подвенечное платье и фату… 19… года».
Так постепенно вещь за вещью, жемчужина за жемчужиной, и собиралась уникальная коллекция Морозовой, постепенной превращаясь в «Музей свадьбы, семьи и детства».
Ольга Морозова – театральный художник по костюмам и одновременно очень серьезный коллекционер-создатель антикварной и винтажной коллекции свадебной одежды, в состав которой входят: платья, костюмы, обувь и аксессуары, изготовленные во времена, начиная приблизительно с 1850-1870 годов. Также в морозовском архиве храниться множество документов, имеющих прямое отношение к браку и семье: вопросам тонким и деликатным. Просматривая эти документы, можно увидеть и, наконец, понять, как менялось человеческое мировоззрение в зависимости от перемен в российском брачном законодательстве.
Начнем свой рассказ о музее, конечно, со свадебной одежды. Свадебное платье чаще всего шьется на праздник, который длиться один день, ну, на два, или три, но, как правило, не более. Только всегда ли оно было белым, и цвет наряда невесты олицетворял ее непорочность и чистоту? Оказывается, что нет! Ни в Европе, ни в России такого обычая не было. А свадебное платье, которое девушка была должна запомнить на всю жизнь – было просто самым красивым и сшитым соответственно с местной модой и веком, в который и жили новобрачные. Так было вплоть до венчания английской королевы Виктории – вот именно она первая и рискнула на своей свадьбе предстать перед изумленными гостями в белоснежной пене свадебного наряда, дав этим экстравагантным решением, старт новой моде. После этого события белое подвенечное платье торжественно прошествовало по всем странам и континентам, безусловно, не миновав и Россию.
Раньше платье невесты и костюм жениха хранились в семье всю жизнь.
В советский период все традиции были разрушены. А хорошо ли это? Конечно, ответ будет отрицательным. Пора россиянам возвращаться к своим истокам – начинать заучивать наизусть имена не менее десятка поколений своих предков и хранить свадебные наряды, может быть даже передавая их по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Необходимо воспитывать у молодого поколения уважение к тем, кто жил перед ними на этой земле.
Ведь недаром жемчужиной коллекции музея является свадебное платье 1880 года, которое было сшито в Санкт-Петербурге и во время революции вывезено во Францию. И уже в наше время правнучка невесты привезла его обратно в Санкт-Петербург в дар музею. Как вспоминает Ольга Морозова, молодая француженка привезла ей в подарок очень дорогое и в отличном состоянии подвенечное платье, за которое в любом антикварном салоне Парижа можно было бы получить хорошие деньги. Но девушка не думала в этот момент о деньгах – она просто выполняла еще прижизненный наказ своей прабабушки. Так подвенечное платье, совершив более чем вековой круиз по Европе, вернулось в Санкт-Петербург, наконец, обретя свое почетное место в коллекции. Этот уникальный случай еще раз подтверждает вышесказанное.
Вот еще одна история о путешествуюшем платье, правда, проехав тысячи километров в коробке рядом с бабочкой и перчатками жениха, оно никогда не покидало Россию. Молодая девушка, окончив Бестужевские курсы, вышла замуж за учителя, но их счастье было недолгим – муж вскоре умер от эпидемии. Когда началась Великая Отечественная война, учительница уехала в эвакуацию, взяв с собой только самое дорогое – воспоминания о любимом человеке и свое подвенечное платье. С этими сокровищами она и вернулась после войны в свой разрушенный, но несломленный город, чтобы уже в наше время подвенечный наряд, в котором она давала клятву любви и верности, украсил собой музейное собрание Морозовой.
В коллекции есть также свадебный фрак с маркировкой «Санкт-Петербург — 4-я Рождественская улица» с именами портных, которые его шили. То есть гости музея могут увидеть здесь образец своеобразного дореволюционного свадебного бренда.
О некоторых экспонатах из коллекции существуют очень трогательные истории, если даже не сказать легенды. Например, поговорим о платье с военной историей. Оно было сшито для свадьбы, назначенной на 22 июня 1941 года. Жених ушел на фронт, и с невестой им было суждено встретиться только через 10 лет. Долгожданная свадьба, наконец, состоялась, и платье оказалось востребованным. Это было крепдешиновое платье с мелким цветочным узором. Оно передано в коллекцию уже детьми этой супружеской пары.
(К сведению читателей: середины 60-х годов в России не было даже такого понятия, как свадебное белое платье. На свадьбы шили, как правило, просто красивый наряд.)
Из советского периода в коллекции есть платье с маркировкой Санкт-Петербург, фабрика Мюнцена Берга, (так называлась на заре советской власти фабрика «Первомайская Заря»). Платье изготовлено в 27 году, и не являлось традиционным подвенечным, но у данной невесты было свадебным.
В этом собрании «аксессуаров человеческого счастья» много вееров, перчаток, обуви, которую хранить еще труднее одежды. Много детских дореволюционных вещей в хорошем состоянии. Есть очень ценная коробка для обуви для свадебных туфель, на которой написано: «Поставщик его императорского величества» с гербами, печатями и адресом, куда доставить эти свадебные туфли – улица Гороховая дом №…
Ольга Морозова – главный редактор журнала «Петербургская свадьба» и директор музея «Свадьбы, семьи и детства», который был открыт 2003 году и, увы, закрыт в 2006. В данное время директор находится в поисках нового помещения для этого уникального музея. А вся громадная коллекция одежды, антикварной и «винтажной», между тем, храниться у нее дома. В настоящее время у Морозовой есть очень серьезное предложение открыть музей в Москве или даже продать всю коллекцию оптом за границу. Но как истинная петербурженка и патриот северной столицы она никогда не совершит предательства по отношению к своему любимому городу.
Елена Зевельт
От редакции
Статья «Музей достойный северной столицы» ярко демонстрирует, как личная инициатива и страсть могут стать ключом к сохранению культурного наследия.
Ольга Морозова, основательница музея «Свадьбы, семьи и детства», проявляет неподдельную любовь к своему делу и глубоко осознает важность сохранения исторических артефактов, связанных с семейными традициями. Её уникальная коллекция свадебных нарядов, аксессуаров и документов, охватывающая период с середины 19 века до советской эпохи, словно зеркало отражает эволюцию общества и культуры.
Поражает, как Морозовой удалось собрать и уберечь предметы, которые могли бы кануть в Лету. За каждым экспонатом стоит своя история — будь то свадебное платье 1880 года или наряд, переживший военное лихолетье, — что придает коллекции особую эмоциональную и историческую ценность.
Нельзя не отметить, что такие частные музеи и коллекции, созданные энтузиастами на свои средства, — настоящее сокровище для российского общества. Они не просто сохраняют материальные свидетельства прошлого, но и поддерживают живую связь между поколениями, напоминая о важности семейных ценностей.
Инициатива Ольги Морозовой заслуживает всяческих похвал и поддержки. Её преданность Санкт-Петербургу и нежелание продавать коллекцию за рубеж говорят о настоящем патриотизме и любви к родному городу. Остается надеяться, что в скором времени для этого уникального музея найдется достойное помещение, и он снова распахнет свои двери для посетителей.
В заключение стоит подчеркнуть, что такие инициативы энтузиастов, движимых любовью к истории и культуре, а не жаждой наживы, — одно из самых ценных явлений в современной России. Они достойны не только восхищения, но и активной поддержки государства и общества. Ведь именно такие люди, как Ольга Морозова, помогают сохранить нашу культурную идентичность и передать её будущим поколениям.
Главред
комментария 2
Андрей
27.08.2011…Я более 30 лет занимался созданием и оформлением музеев — от научной концепции до монтажа экспозиций. Прошел путь от м.н.с. до зам. директора Республиканского краеведческого музея: сделал десятки экспозиций — как на работе, так и отдельных музеев — «Истории университета», «Музея докембрия института геологии», музея «Дети войны» и других Но давно, лет 10 назад пришла в голову мысль создать музея воспониманий — т.е. бытовых предметов, существовавших когда как обычные, но сейчас пропавших из нашей жизни. И чтобы они вызывали у каждого посетителя определенные, конкретные воспоминания, связанные с детством и юностью, историей семьи и рода, школой, вообще с личной жизнью.
Музей свадьбы, семьи и детства оказался своего рода реальным воплощением такой идеи, чему я очень рад. Это доказывает, что хорошие идеи витают в воздухе и улавливаются другими личностями — вспомните учение о ноосфере В.Вернадского. Впрочем, нисколько не претендую на единоличное авторство идеи и мысли, а, повторюсь, только рад их реальному воплощению, — тем более в городе, который я люблю больше всех городов на свете.
Браво, Ольга, побольше бы таких на свете!
Льщу себя надеждой, что во время очередного наезда в СПб смогу увидеть это «свадебное чудо». И постараюсь пополнить его коллекцию/фонды, порывшись в своих домашних запасах. Что найду по тематике — все Ваше!
Pingback
06.07.2011http://klauzura.ru/2011/07/soderzhanie-vypusk-1/