Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Отношения с временем

Время самый беспощадный разрушитель и самый квалифицированный хранитель прошлого. Как же совмещаются эти две противоположности в одной субстанции? По-моему так: разрушается всё материальное, и если не прилагать усилия, превращется в конечном счёте в пыль, время неумолимо в этом процессе. Что же касается духовного, время тщательным образом отбирает из созданного богатства именно то, что ему самому, Времени, противостоит, не поддаётся, и, уже отобрав, хранит бережно и пристально следит за тем, чтобы это богатство было доступно людям. Всем. И это духовное богатство создало и продолжает создавать тот фундамент, на котором держится мир. Всё это прежнее враньё про базис и надстройку было выгодно узурпировавшим власть, а потому пропагандировалось и поддерживалось всеми возможными способами, но никому не дано воспрепятствовать времени делать его вечную работу.

Пятикнижие, Библия – Книга … чем больше веков уходит в прошлое, тем больше их влияние на человечество, и при «изобретении» новых законов общежития все черпают из этого колодца. Если от всеобщего перейти к своей родине – России, все репрессии, обрушенные на неё, имели того не желая, побочно, конечно, удивительную созидательную составляющую: они уничтожали тяжёлое понятие провинция и в материальном, и особенно в духовном аспекте…

Протопоп Аваакум вещал и проклинал не из столичных городов, и яма его была далеко от них, но слышала голос страстотерпца вся земля русская. Осели в местах своих ссылок декабристы и стали очагами высокой культуры на многие десятилетия и даже уже на века… причём влияние их распространялось на самом высоком уровне и открывалось с благодарностью и изумлением не только в центре, но уже перешагивало границы страны…это было и в науке, и в литературе, и в живописи…

За недостатком места и общеизвестности этих высоких образцов не будем их перечислять. Читатель теперь настолько образован, что сам добавит свои примеры к любому самому подробному списку.

Сегодня же в эпоху информации, и доступности её благодаря интернету, тяжёлое и обидное слово провинция постепенно уходит из употребления. Я не претендую ни на какую научную гипотизу, и не собираюсь переубеждать несогасных, это мои субъективные впечатления от немало прожитых десятилетий.

Иллюстрация из книги «ЖИВОЙ УГОЛОК»

Я не любитель социальных сетей и много лет не принимал никакого участия в них, но мой виртульный (модное слово, но иначе коротко не скажешь), мой виртуальный друг, который живёт в Саратове, Ростислав Иванов,  в прошлом боевой лётчик, а теперь поэт и создатель интересных документальных фильмов об истоках творчества убеждал и привлекал меня в FaceBook. Я же опасался вторжения чужих людей в мою личную жизнь, не хотел грубости и хамства, повсеместно процветающих в комментариях на разные темы на сайтах новостных и творческих, но, однажды решив попробовать всё же, я оказался в кругу друзей, своих стародавних знакомых, соавторов – композиторов, режиссёров, редакторов, журналистов, художников, друзей школьной поры ещё 50-х годов прошлого столетия! Это настолько сдвинуло понятие о времени, что уже оторваться от удовольствия и счастья общаться со всеми этими людьми было невозможно отказаться!

Больше того, в возрасте, когда друзей только теряют, я понял, что этот тезис постоянно опровергается теми, с кем все более и более тесно соприкасаешься благодаря общей точке в интернете.

Недавно я с большим удовольствием посмотрел фильм Ростислава Иванова о замечательном музыканте живущем в Саратове Анатолии Каце. Посмотрел два раза. Пожалел только, что лента для меня коротка и что мало представлено в ней произведений в исполнении этого пианиста, манера которого мне очень импонирует… а я раньше о нём ничего не слышал. Ну, как же – «глушь, Саратов!», а на днях в передаче «Партитура счастья» о выдающемся и любимом мной пианисте Николае Арнольдовиче Петрове возникает Анатолий Кац, Художественный рководитель Саратовской областной филармонии с уникальным воспоминанием о своём друге титане современного пианизма Николае Петрове…

Я не был, к сожалению, знаком с ним, но тем более хотел бы побольше услышать от Анатолия Каца о его друге и коллеге. Но… вот уже нет и этого замечательного музыканта, совсем недавно ушедшего из жизни… А время связало их и теперь сохранит надолго…

Возникает некая общая сеть, как писал Станислав Лем, некий «океан разума», в котором очевидно, не думая даже об этом, все творческие люди находятся каждый в своей ячейке, и время постепенно просеивая и культивируя это поле, удаляет из него всё второстепенное, оставляя ценное, и это ценное становится всё весомее и необходимее с годами…

А бывает и так, что делаешь открытие сам для себя в человеке, которого знаешь, много лет не видишь, не общаешься в силу разных обстоятельств, а он за это время, как все мы, переменился, сильно пременился и достиг значительных результатов в той области, которая тебя интересовала вообще и всегда, но не в связи с его творчеством и его именем…

Совершенно случайно в распространённом You Tub я наткнулся на фильм об Анре Матиссе. Автор увлечённо и квалифицированно рассказывал о его творчестве и приводил в пример все хрестоматийные шедевры мастера – живописные полотна, известные рисунки, и эскизы, и вдруг среди них буквально мельком один или два совсем не похожих на привычного Матисса – штриховые с цветовыми пятнами рисунка! Они промелькнули в ленте буквально за секунды, и больше о них ни слова… мне было жаль расставаться с ними, но поиски по интернету пока не привели снова к ним…

И вдруг, как в пословице, «кто ищет, тот всегда найдёт» я буквально натыкаюсь в ФБ на сделанные в похожей манере несколько работ. Как же так – все мы были рядом и… вот, мне кажется то, что я искал, и, слава богу, теперь в пределах досягаемости интернета.

В детстве девочка Оля так рано проявила свою склонность к искусству, что очень быстро в нём приуспела и в довольно широком кругу слыла вундеркиндом, а круг этот был из людей, так или иначе имевших отношение к живописи – профессиональных художников, декораторов, преподавателей этого предмета. Даже не было вопроса, чем она займётся в жизни! Училась в художественной школе, потом закончила Курский колледж культуры — режиссерское отделение по специальности » режиссер народного театра «, потом на худграфе Курского государственного университета, потом в Нижегородском лингвистическом университете,  где в совершенстве освоила немецкий язык, , а после того, как несколько лет прожила во Франции, заинтересовались её работами рисунками и полотнами и охотно приобретали их для частных коллекций и различных выставок и галерей, они не прошли незамеченными на вернисажах в Шартре, Париже, Орлеане…

Тяга к освоению чего-то нового, приобретению мастерства в иных, как бы сказать, смежных сферах искусства и сейчас у неё необычайна! Она говорит: «Я люблю учиться! И сейчас бы пошла ещё что-то освоить!», это несомненно сказывается в творчестве художника, тут банальное сравнение с айсбергом, девять десятых которого под водой, для того чтобы он мог существовать! Этому человеку есть, что сказать людям. Чем поделиться…

Когда я рассказал Ольге Павловне, как был удивлен и заинтересован её рисунками и этой схожестью манеры с работами великого мастера, она ответила мне просто, как о само собой разумеющемся: «Да, я его ученица!» Понятно, что в силу разницы возрастов, виртуальная!

«…И ещё предвосхищая будущее, она заинтересовалась моей книжкой «Бобе Лее» о еврейском мальчике Велвеле и проиллюстрировала её…». Иллюстрация «Молитва»

В советское время зачастую успех художнику обеспечивало не его творчество, а социальное и общественное положение, место работы, элитная тусовка (нынешнее отвратительное слово, выражающее и уровень, и суть события), но Ольга Колоколкина из другого вагона! Её творчество, как иллюстратора (она и является членом Общества Иллюстраторов) так оригинально, рисунки так запоминаются, что не требуют «поддувки», а «Не умирает и реально, / Лишь то, что не материально» – это именно о таких людях я написал.

Мне показалось, что для задуманных мною книжек для детей «Живой уголок» и «Игрушки- зверушки» лучшего соавтора не найти, да и вообще, как известно: лучшее враг хорошего!

И ещё предвосхищая будущее, она заинтересовалась моей книжкой «Бобе Лее» о еврейском мальчике Велвеле и проиллюстрировала её.

Можно почитать статьи на иностранных языках о её творчестве, можно посмотреть старый каталог выставки в Московском Манеже с её работами, а лучше всего для интересующихся войти в ФБ и отыскать её по имени и фамилии, можно пойти на сайт Общества Иллюстраторов и там познакомиться с её творчеством.

Михаил Садовский

 


комментария 3

  1. Зинаида

    Каждый раз, когда читаю эссе Михаила Садовского, мысленно переношусь в другую эпоху. То время было неторопливо, мы успевали присмотреться друг к другу, разглядеть один одного. В этой канве вполне органичны и великие музыканты и девочка, мечтавшая стать художником. Говорят, что вспоминая, мы грустим о молодости. Но это не верно. Вспоминая, мы окунаемся во время и стремимся разглядеть и почувствовать оставшихся там людей, впечатления, наше ощущение жизни.
    Спасибо за это замечательное путешествие.

  2. Зигаида

    Каждый раз, когда читаю эссе Михаила Садовского, мысленно переношусь в другую эпоху. То время было неторопливо, мы успевали присмотреться друг к другу, разглядеть один одного. В этой канве вполне органичны и великие музыканты и девочка, мечтавшая стать художником. Говорят, что вспоминая, мы грустим о молодости. Но это не верно. Вспоминая, мы окунаемся во время и стремимся разглядеть и почувствовать оставшихся там людей, впечатления, наше ощущение жизни.
    Спасибо за это замечательное путешествие.

    • Марк САДОВСКИЙ

      Спасибо Вам огромное! Отклик на твою работу, на твои мысли и переживания — самое драгоценное! А разглядеть талант в жизни — это неоценимый подарок и хочется поделиться им, порадоваться вместе! Ведь чем больше людей радуется с тобой, тем сильнее твоя радость! СПАСИБО!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика