Полтора десятка сериалов под одной обложкой
18.10.2020
/
Редакция
«О любви не говори — о ней всё сказано. Сердце, верное любви, молчать обязано». Это не просто слова из песни, но и в определенной степени теоретическая формула обретения молчаливого (что на практике в принципе невозможно) счастья в семейных отношениях, а также дельный совет творцам всех жанров – поменьше писать-сочинять о любви, ибо до них об этом уже успели всё сказать гении и просто таланты. Совет невыполнимый, а потому уместный только в шутливом стиле и только в легкой песенке, увы, уже полузабытой. Ибо сердца не молчат, а творцы пишут и сочиняют о любви много, и, такое впечатление, что с течением времени всё больше. Песни и стихи, рассказы и романы, сценарии фильмов и сериалов, пьесы и либретто, картины и инсталляции… Всё о любви, счастливой и несчастной, верной и предательской, мужской и женской… И, хоть делить литературу по половому признаку, на мой взгляд, не совсем достойно, тем не менее, есть целый жанр под названием «женская проза», в которой именно любовным историям уделяется главное внимание. Безусловно, она тоже разная, и по стилю, и по уровню. Ведь к ней относят и таких выдающихся авторов, как Виктория Токарева, Дина Рубина, Людмила Улицкая…
Все они, вместе с многочисленными коллегами по жанру, пишут о жизни (хотя, с другой стороны, о чем ещё может быть проза?), о семейных ценностях, любви и верности, бытовых историях, знакомых и интересных каждому. В идеале это трогательная, добрая, зачастую поучительная литература, в которой, как в зеркале, отражается личная жизнь и переживания героев (чаще – героинь), да и читателей, легко примеряющих на себя описываемые сюжетные перипетии. Все эти рассуждения подходят и к описанию новой книги известной писательницы Людмилы Машковской «Счастье забытых дней». Под её обложкой – полтора десятка историй, главные героини которых – женщины и любовь. Женщины разные – от процветающих бизнесвумен до прошедших испытания тюрьмой и сумой. Но объединяет их страстное желание обрести семейное счастье вместе с любимым человеком, переживания и настойчивые попытки разобраться в причинах случившихся событий. Судьбы разные, но во всех есть что-то общее – они либо надтреснуты, либо вовсе поломаны, и кто виноват в этом? В каждой истории свой прихотливый сюжет, и каждая легко может стать основой сценарной заявки для современного сериала. Возможно, в этой кинематографичности рассказов – следствие жизненного опыта автора, ведь Людмила Машковская работала на телевидении, и потому сценарном искусством овладевала по долгу службы.
Несомненным достоинством рассказов я назвал бы их некую легкость, увлекательность. При том, что истории действительно житейские, в них нет банальности и пошлости, да и авторский стиль Машковской – живой и образный. Можно сказать, поэтичный, и это не будет преувеличением. Чувствуется, что автор пишет не только прозу, но и стихи.
«Жизнь пролетела, но некоторые вопросы так и остались открытыми. Почему так устроен мир? Мужчина, какой бы постыдный поступок ни совершил, почти всегда остаётся невиновным и оправданным. Ему всё сходит с рук. Почему всегда обвиняют женщину? Придумают сто объяснений мужской неверности, пьянству, распущенности: неряха жена, скверная хозяйка, конечно же, стерва. А заканчивается обычно: довела мужа… Эх, если бы можно было повернуть время вспять! Сегодня её дни стали холодными и ненужными. Согреться нечем: всё давно остыло и только одиночество дышит ей в затылок… В огромном мире без конца и края она была одна, и тоска ходила за ней, как хищник, по пятам…»
Говорят, что жить с человеком, которого любишь, так же трудно, как любить человека, с которым живёшь. Вариантов реализации этой фразы – неисчислимое множество. Они – в каждой судьбе, и об этом пишет Людмила Машковская в своей книге. Женская это проза или нет? Какая разница! Главное, что написано искренно и увлекательно, давая повод задуматься о жизни и любви, доброте и отчаянии, милосердии и жестокости. И при этом в каждом рассказе подспудно ощущается главный вывод – без любви счастья не бывает.
Можно быть ослепительно богатым и успешным внешне и абсолютно несчастным и не состоявшимся внутренне. Потому что кроме здоровья лишь любовь дарит наиболее полное ощущение радости жизни. Это простая общеизвестная истина. Но постигается она всякий раз заново и обязательно проверяется на собственной судьбе. На практике. А теоретически узнается из разных источников, в том числе, из книг. Книга «Счастье забытых дней» — одна из них.
Не слова, не отсутствие слов… Может быть, ощущенье полёта. Может быть. Но ещё любовь – это будни, болезни, заботы. И готовность помочь, спасти, улыбнуться в момент, когда худо. Так бывает не часто, учти. Но не реже, чем всякое чудо.
Людмила Машковская,
«Счастье забытых дней»,
2020, 120 стр. УДК 82-1=161.1
М 38,
Харьков, издательство Л. Мачулина,
ФОП «Озеров»
комментария 2
Алексей Курганов
18.10.2020Рассуждать о мироздании? Зачем? Какой в этом смысле? Разговор ради разговора?
Леонид Ткаченко
19.10.2020Вас задела цитата из раздумий героини? Прекрасно! Автор добился того на что, cобственно, рассчитывал!