Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Лариса Петрова. «ПРОГУЛКА ПО НЕВСКОМУ ПРОСПЕКТУ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВЕК XIX – ВЕК XXI. Часть 1»

Предисловие.

Попался мне как-то на глаза календарь (у соседей углядела), сравнительно большой по размерам – 29х 34 см,  уж  и не помню за какой год. В нем были литографии видов Невского проспекта в Санкт-Петербурге середины 19 века, в основном, сделанные по рисункам Василия Семеновича Садовникова. Литографировали либо И.А.Иванов, либо П. Иванов (к сожалению в каталоге не удосужились оказать уважение ни художнику, ни литографам, так как инициалов проставлено не было). Для тех, кто не знает, поясняю: авторский рисунок скрупулезно переносится на камень в зеркальном отображении, впоследствии с камня делают оттиски. Не моя задача объяснять технологию в тонкостях, но дело это многотрудное и им занималось не так уж много мастеров.
Дали мне на некоторое время этот календарь, и принялась я сканировать страницы, благо сканер у меня имеется. Очень уж хотелось иметь альбом с этими литографиями. Интернетчик я слабый, навыками использования этой «путанки» владею плохо, а тогда и вовсе никак. Кроме того, привыкла все делать своими руками. Приступала с опаской, вовсе не понимая, что смогу получить по качеству, потому что календарь этот валялся неизвестно где и был достаточно неопрятен: дырочки, потертости и «каляки-маляки» (их было на мое счастье не так много) видны были невооруженным глазом в большом количестве. Как говорится, дело мастера боится, но этап со сканированием прошел относительно легко, довольно быстро справилась я и с уменьшением изображений. Однако приведение их к удобоваримому виду отняло и сил и времени довольно много. Пользуясь тем, что у меня было (а была всего навсего программа Paint) восстанавливала я шаг за шагом одну литографию за другой и, в конце концов, победила все.  Я осознаю, что не очень высокое качество некоторых оригинальных литографий не может привести к высокому качеству конечного продукта. Однако меня привлекло то, что все литографии в совокупности служили основой для прогулки по нашему Невскому проспекту. Это привлекало.
Через некоторое время появилась мысль о том, что хорошо бы сравнить их с тем, что дожило до нашего времени. Однако по определенным обстоятельствам мне самой выполнить фотографическое работы невозможно. Тут мне неоценимую помощь оказал мой виртуальный друг Сергей, без участия которого эта задумка, может быть, и не осуществилась бы. Сергей под ником «22 собаки» ведет свой блог в Живом журнале и пользуется большим вниманием читателей. Он сделал почти все фотографии примерно в тех же ракурсах, что и на литографиях. Время от времени я буду высказывать ему свою бесконечную  благодарность. Помогали и другие друзья,  коих я непременно упомню.
Так как в основе литографии лежит рисунок, а он существенно отличается от «неподкупного ока» фотокамеры, то не всегда возможна идентичность в этих двух изображениях, но это и не самое главное.  Главное выяснить, что мы имеем сейчас, что потеряли, а что сохранили за 200 лет?

НЕМНОГО ИСТОРИИ

Возникновение и застройка города тесно связаны с его главной рекой — Невой. С древних времён, по Неве, проходил путь «из варяг в греки», поэтому она имела важное значение, в силу чрезвычайно выгодного территориального расположения. В результате подписания мирного договора между Россией и Швецией в войне 1613-1617 гг., который состоялся 23.02.1617 в деревне Столбово близ Тихвина, Россия потеряла эти земли — они отошли к Швеции. С 1700 по 1721 годы Россия вела войну со Швецией (Северная война), отвоёвывала приневские земли. Для утверждения на берегах Невы 27 мая 1703 года и был основан Санкт-Петербург. Отсюда русский царь Пётр I «прорубил окно в Европу», страна получила выход в Балтийское море. Начался город с крепости «Санкт-Петербург», называемой сейчас Петропавловской, по находящемуся при ней собору. Вокруг этой крепости и начал строиться город.  Все улицы в Санкт-Петербурге начинаются от Невы, и даже на удаленных, непосредственно не выходящих на реку, нумерация первых домов будет с той стороны, которая ближе к реке. Вначале город строился на Петровском острове. Городской центр формировался около Троицкой площади, где стояла одноимённая церковь, возвели также мазанковые здания Сената, Таможни, Мытного двора. Вблизи находились дома знатных вельмож, высших гражданских и военных чинов, духовенства. Главная улица носила название Дворянской. С 1710 года начинается новый этап в строительстве Петербурга: закладывается церковь Исаакия Далматского, основывается монастырь Александра Невского. Просека, соединившая монастырь с Адмиралтейством, стала называться Большой першпективой (Невский проспект).
С самого начала существования Санкт-Петербурга его строили самые талантливые архитекторы и инженеры. Кроме русских зодчих здесь оставили заметный архитектурный след представители Швейцарии, Италии, Франции и других стран. Санкт-Петербург, как и задумывал Пётр I, стал «городом веротерпимости». Здесь строились не только православные церкви, но и храмы других конфессий. С начала XVIII века в Санкт-Петербурге стали поселяться немцы, финны, шведы, армяне, татары и представители многих других народностей. Главной магистралью города стал Невский проспект. В столице Российской империи было построено огромное количество памятников, которые составили великолепные ансамбли.
Итак, начинаем прогулку от Невы, и первым объектом будет конечно Зимний дворец.

Зимний дворец
Зимний дворец в наши дни

Царскую пристань давно снесли совсем. Но львы существуют, их перенесли на другую сторону от Дворцового моста и поставили вдоль Невы. Над ними вечно издевается «племя младое, незнакомое»: то они оседлают бедных львов, то испачкают, то изрисуют…  Это все  особенно усилилось с тех пор, как именно тут сделали пристань для речных трамвайчиков.
Чаши, что видны на литографии,  тоже не пропала, установлены на Адмиралтейской набережной, чуть ниже по течению Невы.  На противоположной стороне реки — Университетская набережная. Не могу не рассказать о домах, что видны на той стороне, хоть чуть-чуть. Слева направо: Меньшиковский дворец — первый из построенных на Васильевском острове, который Петр I подарил Александру Даниловичу Меньшикову — первому генерал-губернатору Санкт-Петербурга. По завершении строительства только первого этажа здания уже было устроено новоселье 1 октября 1711 года. Дворец был главным «публичным местом» знати. В 1712 году строительство еще шло полным ходом, но здесь игрались свадьбы Я. Ф. Долгорукова, Б. П. Шереметева и других влиятельных лиц, не имевших к тому времени в Санкт-Петербурге собственных особняков.

   Далее следуют флигель и торец Здания 12-ти коллегий (каждая под «своей» крышей, но они все соединены в «единую крышу государеву»). Сейчас там главное здание Санкт-Петербургского государственного университета. Классического стиля здание с портиком и колоннами — здание Академии наук, административный корпус. Бело-голубое здание справа — здание Кунсткамеры, заложенной еще Петром I как собрание всяких уродливых диковин живого мира. Сейчас это музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук, — первый музей России, учреждённый императором.
Поворачиваемся спиной к Неве и, оставляя слева Зимний дворец и Дворцовую площадь, выходим на Невский проспект – центральную улицу Санкт-Петербурга.
Пройдя всего один квартал, оказываемся на пересечении Невского с улицей Малая Миллионная, и слева видим известную многим красивейшую арку, соединяющую две части здания, в котором ранее располагался Главный штаб, а ныне – новые апартаменты Эрмитажа (реконструкция еще не закончена). За ней – выход на Дворцовую площадь.

Малая Миллионная (ныне ул. Герцена). Арка Главного штаба. Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Арка Главного Штаба в наши дни.

К сожалению, шли ремонтные работы. Здание справа практически сохранено до наших дней полностью.  Двигаемся дальше, и всего через квартал видим справа улицу, которая называется  Большая Морская .

Большая Морская (позже ул.Герцена, ныне название возвращено). Литография Иванова по рисунку Садовникова.
Современный вид

Великолепный пример бережного отношения к  историческим архитектурным зданиям. Все дома, изображенные здесь, прекрасно сохранили до наших дней. Дом слева перед революцией принадлежал Елисеевым. После революции примерно в 20-х годах его называли «Домом российской  интеллигенции», некоторые писатели поселялись там по ходатайству А.М.Горького (в частности Осип Мандельштам, Александр Грин).

Это изображение создано из двух фотографий, которые сделал для меня мой однокашник Борис Калинин, за что я ему очень благодарна. Я не художник и результат наверняка содержит ряд огрехов, допущенных при «ручной обработке» разных по формату снимков, особенно это заметно по отсутствию разметки на дороге и по разной тональности двух частей изображения. Да и «линеечки», по которой стоят дома вдоль проспекта, в этом ракурсе нет…  Однако в целом, по-моему, вполне можно сравнивать с литографией.

Пройдя еще квартал вперед, выходим к Народному мосту через реку Мойка, которая является первой рекой, пересекающей Невский проспект.

Полицейский мост (ныне Народный мост). Литография Иванова по рисунку Садовникова
Невский проспект у Полицейского моста. Литография Иванова по рисунку Садовникова
Наши дни

Панорама современного вида моста и проспекта около него создана также вручную из трех фотографий, сделанных примерно в тех же ракурсах, что и рисунки, на литографиях около Полицейского моста. Правда, пришлось потрудиться, чтобы убрать часть троллейбусных проводов, что тянутся вдоль Невского проспекта. Они на левой части рисунка были четко видны, но «висели в воздухе», потому что на других рисунках отсутствовали.  Обошлось, что называется, «мелкой кровью»,  и осталось только не совсем естественное небо в левой части панорамы. Получилось изображение, довольно близкое по духу, как мне кажется,  к предыдущей литографии. Так что же сохранилось? А сохранились через 200 с лишним лет  в практически неизменном виде первые здания справа и слева от Мойки. Остальные надстроены и в разной степени реконструированы, но все-таки на прежних фундаментах и с сохранением общего архитектурного стиля. На третьем здании справа сохранен даже портик на крыше.
Обернувшись назад – застываем от изумления. Перед нами Строгановский дворец по своему декору не согласующийся ни с одним из тех зданий на Невском, которые мы прошли.

Дворец Строгановых. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

Кроме внешнего стиля — русское барокко, к которому потом очень сильно «приблизили» дворец Белосельских-Белозерских (об этом позже),  дворец отличался крупнейшим в России частным художественным собранием. Здание построено по проекту Бартоломео Растрелли, но автором многих интерьеров считают А. Н. Воронихина, И.Ф. Колодина, К. Росси, а также Петра Садовникова. После исследований 1980 года (Н.Глинка) возникло предположение о том, что автором нескольких помещений дворца является Ф.И. Демерцов (см. Википедия, Строгановский дворец). Дворец принадлежал Строгановым до 1917 года. Сейчас здание является частью Русского музея. В 1992 году баронесса Элен де Людигаузен (внучатая племянница графа Сергея Александровича Строганова, 1852-1923) явилась инициатором создания в Нью-Йорке Благотворительного Строгановского фонда. Правда, мне не ведомо, каковы плоды его деятельности

Это современный вид здания и его части вдоль реки

Я тут «поработала» с тремя фотографиями  и получилась рукотворная не слишком удачная панорама, не судите строго — не асс, а ракурсы различались… так что стены не вертикальны, да и другие огрехи видны. Но какое же это удовольствие – увидеть, как после многочисленных мучений и переделок возникает что-то более или менее приличное, просто не передать.
Продвигаемся дальше и всего через квартал на противоположной стороне проспекта видим перспективу Невского  около Конюшенной улицы

Литография Иванова по рисунку Садовникова
В настоящее время Невский проспект у Большой Конюшенной улицы

Сравниваем изображения и видим, что в доме слева, практически, не измененном и в наше время, появились лишь балконы, а в доме справа, надстраивая 2 этажа, сохранили старые балконы на втором этаже  и построили один на четвертом, оставив последний этаж в том же виде, что и последний этаж на литографии. Нужно отметить, что балконы в доме слева ничуть не диссонируют с декором противоположного дома. Однако, по-моему, стройный ряд  трехэтажный зданий в прошлом более благороден и изящен, нежели современная какая-то «расхлестанность». Особенно это касается первых этажей и разнообразных современных вывесок и реклам. Но уж с этим ничего не поделать… время

Продолжение. Выпуск 3 (9) март 2012 года.


комментариев 10

  1. Людмила Мелешко

    Хочу внимательно почитать.Спасибо.

  2. Владимир

    Интересно! Спасибо большое!

  3. Марианна Шахбазян

    Ой как я согласна с Вами о переделках и особенно о рекламе!Но если с переделками уж ничего не поделаешь,то с рекламой очень даже можно!У меня душа не терпит этого издевательства!Каждый мой приезд плакать хочется. А Вы проделали огромную и очень нужную работу!Спасибо Вам!

  4. Надежда

    Спасибо, Лариса за приглашение на эту великолепную экскурсию. С большим интересом читала и знакомилась с городом. Я обязательно побываю в Ленинграде — обидно, но мне не удалось до сих пор осуществить свою мечту. Вы, Лариса, проделали огромную работу. Еще раз большое спасибо. Покажу статью своей семье, они были
    в городе совсем недавно, с удовольствием посмотрят.Будем ждать продолжения …))

  5. Ольга Несмеянова

    На фотографиях, сделанных с точек, аналогичных историческим литографиям, мы можем выдеть не только достройки, перестройки, перестановки львов и прочих скульптур и элементов декора с места на место, но и то, насколько зеленым был город при царях, и насколько выкосили и снесли зелень сейчас. Лично меня это поразило больше всего.
    Тем более, что я пользуясь административным ресурсом уже видела и смогла прочесть и оценить части 2 и 3 этой публикации. Могу сказать, что и дальше также интересно

  6. Галина

    Спасибо Лариса за прекрасную экскурсию! Прочла на одном дыхании. К сожалению я ни когда не была в Питере. Так случилось, что в Советское время Не попала, а теперь просто нет такой возможности. Мне очень понравилось. Ещё раз большое спасибо.
    С уважением Галина.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика