Четверг, 21.11.2024
Журнал Клаузура

Старатель Слова

Читая стихи Бориса Васильевича даже на уровне дыхания и интонации сразу ощущаешь поэта победного послевоенного поколения. Никакого интеллигентского надрыва в строках суровых мужских стихотворений человека, дышавшего воздухом Победы. Никакого лукавства по отношению к читателю! Откровенно исповедальный разговор о жизни и судьбе. Стихи пронизаны сибирским простором, ведь Борис Васильевич сибиряк не просто по месту проживания, но по духу. И Сибирь повидал разную, работая в Прокопьевске, Кемерове, Березовском… Начинал свой путь в жизнь и в литературу не каким-то «легкотрудником», «белым чиновным воротничком». Освоил рабочие профессии слесаря, бульдозериста, механика, впоследствии дорос до заместителя директора завода… Есть в биографии Бориса Бурмистрова и работа в старательской артели на Крайнем Севере. Слово «старатель» сегодня встречается нечасто. А когда-то благодаря старателям наша страна прирастала мощью и величием. И в жизни, и в поэзии, и в литературе Борис Васильевич именно старатель. За что ни берется, будь то сотворение стихов или руководство крупной сибирской писательской организацией в Кемерово, будь то помощь молодым талантливым авторам или литературное просветительство в школах – все у старателя земли сибирской Бурмистрова ладится.

Север – особая страница в биографии. Ведь и первая публикация случилась именно на Севере в самом начале 70-ых годов. Северу Бурмистров обязан и стихами, которые позже вернулись к нему в виде песен, записанных народом на магнитофон и передаваемых друг по дружке. А ныне северные песни Бориса Бурмистрова поют даже на Донбассе! А вот первая авторская книга стихов вышла в Кемерове, куда Бурмистров вернулся после своих старательских странствий в 1989 году. Называлась книга «Не разлюби», в которой слышится не просто лирическое кредо, но жизненный прихвы, обращенный к самому себе! Ведь без любви ничего не создашь!

Насыщенная творческая судьба досталась Борису Васильевичу. Почти два десятка авторских сборников в его послужном списке — «Поклонись земле русской», «Живу, и радуюсь, и плачу», «День, зимнего солнцестояния», «Скажи люблю…», «Как жить на свете не любя»; «О чем не сказано ещё»; «Сквозь сумерки времён» и многих других. Поэзия Бориса Бурмистрова стала достоянием российских коллективных сборников, хрестоматий, антологий. Он постоянный автор литературных периодических изданий России — журналов «Наш современник», «Москва», «Сибирские огни», «Огни Кузбасса», «Бийский вестник», «Родная Ладога» …Лауреат Большой литературной премии России, лауреат Всероссийской литературной премии им. Святого Благоверного Великого князя Александра Невского. Всероссийской премии им.В.Федорова. Заслуженный работник культуры России. Но самое главное: он испытанный воин того русского засадного полка, имя которому – русская поэзия. Они очень разные, воины этого полка. Но стоят плечом к плечу, перекликаясь друг с другом стихами во время этого боя. Каждый на своей творческой огневой точке, каждый держит свою высоту без права на поражение и с полным пониманием того, что народ пока что в большей части своей равнодушен даже к собственной судьбе, не говоря уж о судьбе России. Именно так читается стихотворение Бориса Бурмистрова, посвященное памяти Юрия Кузнецова:

И хорошо, и одиноко, //И по-осеннему легко. //Все, что до срока – то от Бога! //И все, что в срок – то от Него. //Светлеют призрачные дали, //Густеет воздух, как стекло. //Мы в жизни многое познали, //И не познали ничего. //Поэт уходит. Вслед ни слова – //Молчит любимая страна. //Когда еще родит такого //В России русская жена? //Когда в тиши земного сада //Плоды покатят по ветвям? //Страна моя, тебе бы надо //Знать цену лучшим сыновьям! //Гудит натружено дорога. //Над ней – вселенская тропа. //И хорошо, и одиноко. //И Богу вверена судьба.

От строчек так и веет грозовым свежим воздухом, которым хочется дышать. Литературные оппоненты скажут, что русские поэты наивные, потому что верят в русское возрождение. Но таким оппонентам хочу ответить – эти поэты, воители земли русской, и есть залог такого возрождения.

Вся надежда нынче на мессию, //А другой надежды, видно, нет. //Мне б вернуться в Русскую Россию //Через сто и даже триста лет. //Кто-то скажет, ничего нет проще – //Надо только выбрать верный путь, //Чтобы очутиться в этой роще, //Русский воздух с жадностью вдохнуть. //Чтоб услышать птиц весенних трели, //Чтобы слышать, как журчит вода. //Я еще с рождения поверил – //Русский мир, как космос, навсегда.

Примечательно, что даже к своим противникам, для которых Россия – просто звук пустой, русские поэты породы Бориса Бурмистрова относятся не как к врагам, а как к литературной и жизненной неизбежности. Это ли не истинная духовность, чтобы даже в своем враге видеть человека?

Во времена тотального вранья – //Где ты, «мой друг» и где сегодня я. //С какого краю и в каком ряду – //Ты за спиной у всех. Я не виду. //Я попадаю снова под прицел. //А ты опять тихонечко присел //И выжидаешь – снова пронесет – //И так всю жизнь – «везет тебе, везет» //Во времена тотального вранья – //Все стрелы зла направлены в меня. //Все потому, что за моей спиной – //Мой древний род: небесный и земной.

Поэзия Бориса Бурмистрова не только разящий меч, но и надежный щит, призванный охранить свой род и родину, которая в постсоветское время превратилась в неприкаянную страну, похожую на бомжа. Россия, не ощущая себя на земле предков дома, в лице своих граждане разбрелась по всем уголкам земного шара в поисках лучшей доли. Но где она, эта доля? Зато тоска по Родине, покинуть которую их вынудило полное небрежение власти, всегда остается с русским человеком. И каждый скиталец на свой манер пытается спорить с собственным одиночеством. Но при этом, как и полагается русскому человеку, не перестает глядеть в небо.

Ни угла, ни калиточки нету //И в кармане давно ни гроша. //Одиноко гуляет по свету //Позабытая всеми душа. //Дождь со снегом да северный ветер //Продувает беднягу насквозь… //И живет он мечтою о лете, //И надеется он на авось. //Со своим одиночеством спорит //И с надеждой глядит в небеса, //И кому-то незримому вторит, //И слезятся по-детски глаза.

Боль от того, что так обесценена в современной России значимость живого писательского слова – у каждого поэта сегодня своя. И у каждого, кто избрал стезю служения Русскому Слову, свой «путь кандальный». Думаю, можно было бы составить увесистый том из стихотворений разных поэтов на эту тему, что Слово, которое, как известно, было в начале, и которое было приравнено к Богу, теперь в общественно-культурной иерархии помещено едва ли не в конец. Болью сочатся строки Бориса Бурмистрова о том, что душа человеческая без оберега русской поэзии, осталась беззащитной и отданной во власть горлопанам.

Я тоже думал, что поэту дан //Бесценный дар – спасать людские души, //А оказалось – это все обман, //Поэт в России никому не нужен. //Сегодня, нынче все наоборот – //Нужны сегодня миру горлопаны, //Безумных зрелищ требует народ, //Где были божества – там истуканы. //Кто остановит этот блуд и бред, //Кто за других взойдет на путь кандальный. //Поэт в России, если он поэт? //Он боль и кровь земли многострадальной.

Сегодня словосочетание «духовная лирика» настолько распространено, что часто неискушенный читатель совершенно серьезно считает духовной лирикой стихи, где чем больше, тем лучше — упоминаний слова Бог. Потоки таких стихов заполонили издания. Хотя, по сути, духовная лирика – явление штучное. И суть ее, конечно же, не в поминутном поминании в стихах всуе имени Творца. Примета духовной поэзии – свет, исходящий от строчек. Такова духовная лирика Бориса Бурмистрова, в ней нет места мраку и страху несмотря на трагическое понимание, что люди во многом уподобились блуждающим теням. И далеко не всегда помнят, что созданы по образу и подобию божию. Пырей возомнил себя злаком – оттого и неладно на Руси! Вот и спрашивает себя каждый время от времени: «Как жить?».

Пока живёшь, живи без страха //В миру блуждающих теней. //Нательный крест, поверх рубаха, //Что для души еще нужней. //Не бойся правды, грех страшнее, //Признаться вовремя сумей. //Со стороны оно виднее – //Где ценный злак, а где пырей. //И нелегко в глухих потемках //Свет Божьей истины найти, //Чтобы потом в своих потомках //Продленье жизни обрести. //Кому-то власть, кому-то плаха – //Так мир устроен от зари. //Пока живешь – живи без страха. //И душу чистую храни.

Стихи о природе… Без них невозможно представить себе творчество поэта. В творчестве Бориса Бурмистрова природа не существует отдельно от человека и от народа. Деятельная натура поэта не терпит интеллигентской созерцательности, даже о природе Борис Бурмистров пишет энергично. Его лирический герой даже во временах года видит социальные явления и ищет выход для своего попавшего в беду народа:

Осень прохладою дышит, //Лист тополиный шуршит… //Друг меня, видно, не слышит, //Все о любви говорит. //Друг мой, очнись от обмана, //Все пребываешь во сне. //Поздно уже или рано //Думать, мечтать о весне. //Осень туманит овраги //И просветляется высь. //Друг мой, забудь свои страхи, //Все, что вокруг – это жизнь. //Время весенних разливов, //Знаю и верю, придет. //Господи, сделай счастливым //Мой несчастливый народ.

Неприятием античеловеческих установок апокалиптического времени пронизано многое из написанного Борисом Бурмистровым. Но благодаря таким поэтам, как он, душа спасается стихами, очищается стихами, объясняется в любви стихами, итожит прожитое тоже ими — стихами…

Жил и жил, никого не виня //В том, что видел своими глазами. //Всех прощаю, простите меня, //А за что – вы придумайте сами. //За любовь, за неистовый пыл, //Что любил я открыто и тайно. //Вы простите, что просто я был //В вашей жизни попутно, случайно. //Никого и ни в чем не виню – //Сам судьбу свою грешную правил. //Только лучшее в сердце храню, //Только лучшее в сердце оставил. //Все, что есть заберу я с собой, //Вам лишь капельку грусти оставлю. //Что отмеряно было судьбой, //Я уже никогда не исправлю.

В этом году Борис Бурмитров отмечает славный 75-летний юбилей. Но про какое бы то ни было традиционное юбилейное подведение итогов, говоря о Борисе Бурмистрове, как то забываешь. Мудрость души, помноженная на творческое горение и деятельная любовь к жизни – это о старателе слова Борисе Бурмистрове. Название самой первой его книги стихотворений «Не разлюби» на поверку оказалось не просто девизом, а пророчеством.

Эдуард Анашкин,

член Союза писателей России, Самарская область


1 комментарий

  1. Алексей Курганов

    Здесь комментировать по существу нечего. Достойный представитель советской-русской литературы. Успехов ему.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика