Понедельник, 25.11.2024
Журнал Клаузура

«Оптимальный вариант»

Первую профессиональную гитару Олег Чилап, ныне известный рок-музыкант, автор-исполнитель, поэт, писатель и радиоведущий, купил на свои, кровные, которые заработал летом на Севере в студенческом стройотряде, хотя, конечно, родители в состоянии были сделать сыну такой подарок.

Я знаю Олега Викторовича давно. Мне очень понравилось это: гитара на свои, а она ему очень была нужна. Дело в том, что с одноклассниками московской школы с математическим уклоном № 625 Олег Чилап организовал музыкальный ансамбль, и деньги на инструменты они заработали сами. Наверное, это было оптимально – заработать самим. Не знаю, но предполагаю, что поэтому и название они придумали такое «Оптимальный Вариант». Удачное название, как доказала жизнь.

Биографию этого ансамбля излагать не стану, он настолько популярен, о нём столько написано, что легко можно найти в Интернете подробное описание его существования. Скажу только, что он до сих пор весьма активно концертирует, выпускает записи на дисках, которые пользуются успехом и внесены в разные престижные списки, антологии и, например, Энциклопедию русскоязычного рока ХХ века, а в январе 2003 фирма «Moroz Records» выпустила сборник лучших песен группы в популярной серии «Легенды Русского Рока».

Очевидно, что математический уклон школы не повлиял на решение ребят, как им строить свою жизнь, хотя вдохновитель, лидер группы и автор произведений закончил ни много, ни мало Бауманский институт, где обучался ракетостроению! «Сначала приобрети профессию, а потом, после работы, можешь сочинять, писать стихи, петь и т.д.» — это ведь была расхожая родительская сентенция, и многие из нас получали дипломы, потом отрабатывали положенные по распределению три года с единственной мыслью: «Скорей бы они закончились, чтобы заняться любимым делом». И они закончились. Вот, что пишет сам Олег Чилап:

«Родился для Радости в г. Харькове в роддоме им. Дарвина рано утром 2 августа 1959 года. С семилетнего возраста живу в Москве, москвич и по национальности. В 1983 г. окончил МВТУ им. Баумана, по распределению три года работал инженером ракетной техники, после чего подался в грузчики. Освоил множество профессий – лаборанта, строителя-каменщика, сварщика, дворника и сторожа. Во второй половине ХХ в. – сразу после окончания школы – создал музыкальную группу «Оптимальный Вариант», в составе которой играю по сей день.»

Такие крутые повороты человека в жизни окружающие, а особенно близкие люди зачастую воспринимали с непониманием и большим трудом. Но совершенно очевидно, совершить такую перемену мог человек целенаправленный, увлечённый и опирающийся на свой талант, в который верил. Знаменитых примеров в истории не мало: химик Бородин стал великим композитором, а учебники по фортификации композитора Кюи до сих пор не устарели, да и Антон Павлович Чехов по образованию врач… Но это далеко, а вот совсем близко, из моих личных друзей и знакомых: военный лётчик Леонид Афанасьев и химик Геннадий Гладков – известные композиторы, поэт Александр Городницкий – учёный-океанолог, Юрий Визбор – учитель, Аркадий Арканов – врач… Особенно много примеров в детской литературе, в которую Самуил Маршак привлекал «бывалых людей» – Виталий Бианки, Борис Заходер, Лев Кассиль, Валентин Берестов… Все они пришли в литературу из других профессий. Список длинный… Я думаю, это естественно и объяснимо. Под давлением взрослых ещё не оформившийся и не познавший себя человек очень часто, даже в большинстве случаев, начинает жизнь не по своему желанию и истинному предназначению. Трудно, очень трудно быть свободным в несвободной стране СССР, и я не употребляю расхожую фразу, а говорю это совершенно ответственно, потому что сам в 1968 году после защиты диссертации, став кандидатом технических наук, ушёл на «вольные хлеба» в самый разгар борьбы с тунеядцами, судилища над Иосифом Бродским, и событиями в Чехословакии. Главное, надо было по первому требованию предоставить в милицию справку о месте работы и ежемесячных доходах! А где было её взять человеку, не состоящему ни в каких творческих союзах и, по непонятной причине, оставившему работу в госучреждении, лаборатории, конструкторском  бюро, школе, больнице?

Не каждому под силу сделать такой выбор, много талантливых людей, так и не решившихся жить «по зову сердца», загубили свои таланты, и это была трагедия не только их, личная, но трагедия всего «зажатого» советского «передового» общества, и нанеслоему невосполнимый огромный урон!

Уверен, что эти несколько предыдущих абзацев полезно прочесть не только тем, кто родился и вырос уже в другой, вдохнувшей свободы России, но и тем, у кого плохо с памятью, и кто тоскует по прежним, благостным для них сталинско-хрущёвско-брежневско-андроповским временам.

Поэтому низкий поклон тем, кто смог наперекор власти выстроить свою судьбу так, как мечтал, как звало высшее призвание – талант и божье предназначение.

Олег Чилап справился со своей новой дорогой блестяще. Он попробовал себя во всех жанрах литературной деятельности и выпустил книги стихов»Репей`йа» и «Пчела-Пчела», издал книгу прозы «Восемь рук, чтобы обнять тебя», которая привлекла и завоевала читателя, он не ограничился «Оптимальным Вариантом», а создал акустическую группу «Пчела-Бэнд» для исполнения своих песен. Вообще, пчела так часто появляется в названиях его работ и в стихах, что невольно заставляет сравнить автора с этой неутомимой труженицей.

Я вовсе не задавался целью писать хоть краткую биографию этого автора, но как не упомянуть о его непрерывных концертах – и с его двумя группами, и сольных – не только по всей России и многочисленным престижным московским площадкам, но ещё и в Европе, и за океаном, причем не только в «столице мира».

Диски, диски, диски – их много, они доступны, книги стали букинистической редкостью, но и диски с песнями, и литературные произведения можно скачать в Интернете. У желающих познакомиться с этим автором много возможностей.

Но вот о чём хочется ещё сказать: об умении Олега искать и находить дорогу к людям. Когда-то, совсем давно, во времена юности «Оптимального Варианта» эти молодые, задорные ребята смогли уговорить директора кинотеатра «Таллин» в Москве в Черёмушках устроить своё выступление на… плоской крыше этого здания!Для Москвы – событие невиданное! Потом эти выступления повторялись там из года в год, а зрители уже знали о них и приезжали из разных концов немаленького, прямо сказать, города!

Выдумка, импровизация – это грань истинного таланта, но надо уметь и суметь воплотить свою задумку. Теперь уже, начиная с 1997 года каждый июнь на большом теплоходе, курсирующем по Москве-реке, проходит популярный, придуманный Олегом Чилапом, Фестиваль «Улица Яблочных Лет», в котором принимают участие, кроме «Оптимального Варианта», известные рок-музыканты, поэты, писатели, и билеты достать на эту плавучую встречу не так-то просто!

И ещё коротко, потому что подробный рассказ о всех воплощённых задумках Олега Викторовича занял бы слишком много места, а размышлизм – жанр краткий, что немаловажно для журнала.

Многие годы в эфире разных радиостанций существовали серийные радиопрограммы журналиста, писателя Олега Чилапа.Менялись названия радиостанций, какие-то просто закрывались, из некоторых автор уходил, не согласный с их эфирной политикой. Сейчас на радио с одиозным названием «Комсомольская правда» звучат две серии передач Олега Чилапа: «Проверенно временем», о людях разных творческих профессий, которые составляли и составляют мозаику культурной жизни мира и России, и передача «Вечер трудного дня» – о музыке Битлз, приверженцем и поклонником которой Олег Чилап стал ещё в школьные годы.

В студенчестве он с друзьями участвовал в манифестации в память основателя и лидера Битлз Джона Леннона на Воробьёвых (тогда ещё Ленинских) горах в Москве, и за этот «идеологически не выдержанный поступок» претерпел много неприятностей в институте. Хорошо ещё, что не раздули «дело» и не испортили человеку жизнь.

Не стану приводить никаких доводов, описаний, эпитетов в пользу эфиров Олега Чилапа, и прошу извинить меня, что снова аппелирую к интернету – там столько буквально восторженных отзывов на них, что право, грешно добавлять ещё какие-то слова. Я слушаю эти передачи не регулярно – в силу занятости, – но каждый раз удивляюсь возможностям их автора – понимаю чисто профессионально, какой труд вложен в подготовку каждой из них! А они звучат без повторов по два раза в неделю, и слушаешь их, не отрываясь, и отбросив всякие мысли и дела, погружаясь вместе с ведущим в эпоху рассказа, и познавая жизнь всегда неординарного персонажа, который именно так: плыл не по течению и жил «вопреки», как сам автор этих получасовых, не побоюсь громких слов, неиссякаемых «радио-шедевров».

Думаю, что Олег мог бы уже спокойно прожить без этих радио–эфиров, но культуртрегерство (несмотря на иностранное слово) – великая традиция российской культуры и её приверженца Олега Чилапа.

Вот, что хотел бы сказать, с сожалением завершая размышлизм об Олеге Викторовиче Чилапе.

Я мало верю во всякие предсказания и предсказателей, даже знаменитых. Мне порой кажется, что расшифровщики Нострадамуса или Ванги столько своего личного желаемого вносят в мысли и слова ушедших авторов, что вызывают недоверие. Если говорить о многочисленных современных «спецах», как, например, Павел Глоба, то на моей памяти столько вселенских катастроф было предречено Земле и нашему роду человеческому в прошлые недавние годы – не сосчитать! А мы, слава Богу, живы!

А вот оптимальный вариант – теперь уже без кавычек, данного в молодости названия, – это что: ясное предвидение своей судьбы? Тогда автор – реально великий предсказатель! Его жизнь, действительно, сложилась и идёт по оптимальному варианту судьбы – я в этом уверен!

Михаил Садовский


1 комментарий

  1. Ирина

    Очень интересный размышлизм!Спасибо!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика