Маска как каноническая фигура в пьесе Е.В. Чебалина «За железным зайцем»
06.08.2022
/
Редакция
Творческая многогранность Е.В. Чебалина как всегда ориентирована на
неореализм и историческую действительность. Оригинальность, нередко шокирующая, произведений писателя обусловлена выдержанностью ценностных принципов, основанных на гуманизме и устойчивом патриотизме. Зачастую, автор использует различные символы и средства выразительности, заменяющие аллюзии т.к. современная читательская аудитория ждет откровенно «нетолерантной» правды.
Так, в очередном детище Е.В. Чебалина, которое опубликовало Европейское информ-агентство « Берг-Пресс», — пьесе «За железным зайцем», во всю трагическую и беспощадную мощь разворачивается драма с вкрапленными Моралите и Мистерии в виде Брема – персонажа маски. Маска неожиданно оживает, и даже отслаивается от стены и входит в житейский быт героев пьесы. Брэм изрекает разительные истины, спроецированные на разумные формы животной жизни, которые предваряют человеческую, созданную по образу и подобию ЕГО. Здесь – современная метафизическая фантасмагория , сплавленная с раскалённой реальностью.
Параллельно с главным фигурантом – маской мы встречаемся с твердым остовом (стол), на котором стоит ваза с гладиолусом – шпажником, символом, означающим массу аспектов, как смелость, отвагу, великодушие, надежность, товарищество, победу и дуэлянтство. Драматургический подтекст гладиолуса в сюжетных переплетениях — это и меч, и щит, задающие тон в этой пьесе.
Использованная автором каноническая фигура маски впервые отслежена в творчестве Б. Джонсона и И. Джонсома. Ее же – Маску, в своем творчестве использовали известные деятели искусства К. Гамсун, Т.Дж. Мильтон, Т. Кэмпион, а также деятели искусства А.Феррабоско, М. Локк, Дж. Блоу, Г. Перселл , Г.Ф.Генделья, У. Блейк, Ч. Диккенс, Э. Спенсер и мн. др.
Маска – Брэма в пьесе Е. В. Чебалина «За железным зайцем» указывает
на сублимат персонажа из жанра мистерии и дель арте, которая глубинно
раскрывает противоречивость духовного мира людей, столкнувшихся с
оскаленной действительностью. Брем озвучивает сакральные мысли и
надежды героев он философ и советчик для окружающих. Он верно служит
хозяевам, но при этом жесток и прямолинеен. В пьесе на грани катарсиса действуют персонажи, присущие произведениям русских классиков:
— А.П. Чехова (вынужденно скрывающие свои чувства Зорина и Арсенюк);
— Ф.М. Достоевского ( агрессивно защищающие свою наплевательскую
халтуру в работе украинские беженцы Тарас, Остап и немой);
— И. Тургенева ( Любомир, с его с утопическими рассуждениями об идеальном человеке и мире, которые рушатся в столкновении с жестокой реальностью бытия );
— Б.Л. Васильева (подросток Мамжор, рано охамевший, жестокий отпрыск своего VIP-отца) ;
— Н. В, Гоголя ( демоническй образ – лесбиянской вампирши Элеоноры
Асмодеевны);
— и наконец — квартет «кукушек» — современных мамаш с гаджетами и в бигудях-антенах, настроенных на хайпы и скандалы).
Маска-персонаж Брем выступает как третейский судья и арбитр персонажей, утихомиривая их страсти и агрессивный негативизм. Он разворачивает действо пьесы в русло разума, филантропии, во имя всеобщего благополучия. Он предлагает вслушаться в окружающий мир, в том числе, в растительный и животный, чтобы ощутить хрупкость жизни и вызвать сострадание к любой чужой БОЛИ., которое неугасимо полыхает в Любомире – «человеке с содранной кожей».
«Она содрана у него как у великих мира сего: Христа, Фурье, Кампанэллы, Матери Терезы. Они исповедовали: не убий, не укради, возлюби ближнего своего, они все хотели построить город солнца, добра и справедливости, потому что отовсюду неслись вопли. Вы их слышите?! Нет, вы не слышите воплей. Как не слышат многие миллионы. Вселенная пронизана воплями. Вопят кошки, которых таскают за хвост, воют собаки, в которых запускают камнем или выгоняют на улицу, верещат зайцы и лисы со сломанной капканом лапой. Кричат во всём мире избитые, голодные, вопят русские пленные, когда с них сдирают кожу в бандеровских подвалах!» Е.Ч
Герои пьесы, большая часть – это положительные, вполне нормальные люди,
вынужденные жить в период исторического хаоса – «жутких перемен»,
подстраиваться под систему, чтобы выжить и спасти других. Им приходиться
— «уметь вертеться», во имя спасения того что есть, что рушится. Один из таких — гендиректор фабрики Арсенюк.
«Гендиректор — это пешка, которую сметут с игральной доски, как только она рыпнется. А заодно и вас, настырную трубадуршу качества. Которую я уже трижды спасал от увольнения В этом мире КАЧЕСТВО перестало быть целью!… Идёт третья мировая, Юлия Максимовна! Самая жестокая за все времена! На карту поставлено наше существование! И эта война полыхала и продолжает полыхать повсюду! В Афгане, на Кубе, в Ираке, Югославии, на Украине со зверствами бандеровцев, с тысячами трупов. Это лишь малые фрагменты нашего сражения! Оно во всём в экономике, где нас душат санкциями! В спорте, где нас лишают гимна и государственного знамени! В культуре, где киноэкраны и театральные сцены захлёстывает пошлятина, бесстыдство и глумление над нашей расой! Свихнувшийся в ненависти к нам зверь, генетическая гаплогруппа по имени RIb рвёт когтями и клыками семьи, которые распадаются, рвёт живое тело Руси! Ибо предчувствует своё издыхание!» Е.Ч.
В пьесе указаны основные проблемы общества, причины их возникновения, и способы решения. Более того в двухактное действие плотно впрессована галлерея психопортретов героев разных сфер и социальных слоёв. Драматург хирургически точно и безжалостно сделал современный, социальный срез этого общества со всеми его страстями и рефлексиями. .
Завораживает то, что рефлексии выплёскиваются из персонажей пьесы, как психо реакция на происходящее. Что нередко приводит к трагическим и абсурдным итогам.
В пьесе «За железным зайцем» Е. В. Чебалина эпицентром действий стала маска Брема. Маска как отмечает М.М. Бахтин, «связана с радостью смен и перевоплощений, с веселой относительностью, с веселым же отрицанием тождества и однозначности, с отрицанием тупого совпадения, самим собой; маска связана с переходами, метаморфозами, нарушениями естественных границ, с осмеянием, с прозвищем (вместо имени); в маске воплощено игровое начало жизни, в основе ее лежит совсем особое взаимоотношение действительности и образа, характерное для древнейших обрядо-зрелищных форм» [1, с. 46-47].
И эта же маска стала в пьесе катализатором и притяжением противоположностей, как притягиваются разные полюса магнита – «+ и — » Именно эта притягательная её сущность сплавила, сотворила в конце пьесы семью из Арсенюка, Зориной и её сына – поседевшего от бандеровских пыток воина-Любомира.
Пьеса захватывающе интересна, прекрасно выдержана по форме и содержанию, и безусловно достойна внимания как театров, где может стать событием театральной жизни, так и читателей – интеллектуалов.
1.Бахтин М. М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура
Средневековья и Ренессанса. М.: Изд-во худ. лит., 1965 С.
Ровзан Татаева, кандидат филологических наук, доцент
Чеченского государственного университета.
комментария 2
Инга
10.03.2023Очень сильное впечатление производит пьеса, современная и нужна людям…Скорее бы поставили … Конечно, смотреть будет не легко… Но надо.
Инга
10.03.2023Это очень сильно, современно и нужно людям! Скорее бы поставили! Просто мороз по коже..
.