Понедельник, 25.11.2024
Журнал Клаузура

Сергей Васильевич Викулов. Светлой памяти

Светлой памяти Сергея Васильевича Викулова,

столетию со дня рождения

посвящается

Сергей Васильевич Викулов,

поэт, публицист, главный редактор журнала «Наш Современник»

(1922 – 2006)

 

Родные пенаты. Образование. Война.

 I.

Родился Сергей Васильевич в крестьянской семье в деревне Емельяновской, что в 20 км от Белозерска, древнейшего на севере России города, первое упоминание о котором относится к 862 году. Точная дата появления его на свет не известна, поскольку в те времена «записывали» ребенка, когда крестили, поэтому принято считать, что произошло это знаменательное событие 13 сентября (по новому стилю) 1922 года.

Отец Василий Ильич во время Первой мировой войны служил в царской армии. После ее окончания вернулся в родные края, а когда появились колхозы, в 1930 году вступил в него, и назначили его сельчане бригадиром. Но человеку, малограмотному, трудно было справляться с «бухгалтерией», и он все чаще вспоминал о должности ротного фельдшера, которую исполнял в годы срочной службы.

Мать Екатерина Васильевна, подарившая жизнь трем сыновьям, тоже крестьянка, колхозница. В 1933 семья Викуловых перебралась в село Мегра Белозерского района Вологодской области, где был медпункт и свободное место фельдшера, и для Екатерины Васильевны также нашлось место, – на свиноферме.

Все детство Сергея Викулова прошло в северной деревне среди крестьян, столяров и охотников. Здесь он окончил семилетнюю школу и после отправился в Белозерск, чтобы получить специальность. Там поступил в Педагогический техникум, но закончить его не успел: шел 1940-ой год, «в воздухе пахло грозой», и ему, восемнадцатилетнему, пришла повестка – назначение на учебу в Севастопольское зенитно-артиллерийское училище.

 II.

Завершить полностью учебу, к сожалению, снова не удалось, – началась война!.. Училище вывезли в Саратов, там курсантам выдали офицерское обмундирование, досрочно присвоив звание лейтенанта, и – кого куда…

Сергей Викулов попал в знаменитые Тонкие военные лагеря, где формировалась 348 Уральская стрелковая дивизия. Приемам штыкового боя курсанты обучались при помощи винтовок, изготовленных из досок. Не очень-то «кололи» такие винтовки… Так, без всякого оружия, солдаты прибыли в ноябре 1941 года под Загорск. Снабдили их бутылками с зажигательной смесью, и сказано было: «Оружие добыть в бою!».

В конце января 1942-го, как вспоминал Викулов, – прибыли зенитные пушки. Фашистские самолеты летали очень низко, уверовав в собственную безопасность. То-то славно поработала в те дни его батарея: за два-три дня боя сбили 7 вражеских самолетов!..

С октября 1942 года Сергей Викулов командовал зенитно-артиллерийской батареей на Калининском и Сталинградском фронтах; затем он – помощник начальника штаба 247-го армейского зенитно-артиллерийского полка Третьего Украинского фронта гвардии-капитан. Участвовал в боях под Москвой, в обороне Сталинграда, в освобождении Украины, Молдавии, Югославии, Румынии, Болгарии, Венгрии, Австрии.

За боевые заслуги получил награды. В приказе говорилось: «Гвардии-капитан Викулов выделяется своей грамотностью и культурой среди офицеров полка. В бою бесстрашен и смел. Предан делу партии Ленина-Сталина. Товарищ Викулов достоин правительственной награды ордена Красной Звезды».

Позже он был еще удостоен: ордена Красной Звезды, ордена Отечественной войны II степени и многочисленных медалей.

Весть об окончании войны Сергей Викулов встретил в Австрии, в Баден-Бадане.

 В тот миг

(Ю. Бондареву)

Когда в последний раз мы разряжали

стволы всех наших грозных батарей,

мир замер, ахнув: «Всё же победили!».

В тот миг он озадачен был скорей,

чем изумлен: великую загадку

явил собой наш воин!.. Где ответ?

А он, устав смертельно, сбросил скатку,

спиной к рейхстагу сел, достал кисет

и, угощая тех, кто подходили,

махрой, как будто дома, у крыльца,

сказал негромко: «Вот и победили!»

И не добавил больше ни словца.

И тот, кто ясно слышал эту фразу,

уж ни о чем и через много лет

не спрашивал нас более ни разу –

она дала ему на все ответ. 

 В мае 1945-го Сергей Викулов, по заданию штаба, преподавал тактику ведения боя на курсах усовершенствования офицерского состава Южной группы войск, поэтому демобилизовался только в 1946 году. Однако, находясь в запасе, он ежегодно проходил учебные сборы, по окончании которых присваивались воинские звания. В результате, ушел в отставку лишь в 1970 году в звании подполковника.

…Война катком прошлась по семье Викулова: в первый же год погиб отец Василий Ильич, и где это случилось, никто не знает; старший брат Николай попал в плен, вернулся искалеченным и вскоре умер.

 Начало творчества

 I.

Писать Сергей Викулов начал довольно рано, первое стихотворение о своей малой родине он написал в 1936 году, которое было опубликовано в районной газете «Белозерский колхозник». Учась в Педагогическом техникуме, появялись стихи, фельетоны, небольшие статьи, которые он тоже отправлял в районную газету. Большая часть его стихотворений была посвящена людям села, колоритным народным характерам, среди которых – свои трудяги и лежебоки, свои философы и политики, люди душевные и черствые, выдающиеся и обыкновенные. Уже в ранних произведениях чувствовалась принадлежность Викулова к такому течению, как «тихая лирика», которое впоследствии получило развитие в поэзии 1960-х годов благодаря, в значительной мере, поэтам «вологодской школы».

 Думал ли он о стихах на фронте?.. Думал, как никогда прежде, особенно когда война катилась к завершению. Выкраивал минутки тишины и писал, «для себя». Стихотворные подписи к рисункам и шаржам в газету Третьего Украинского фронта, которые он делал, веселили солдат, но стихи?.. Ведь если напечатают, то не исключено, что бойцы в подразделении поднимут его на смех: мол, «какой Пушкин выискался!». И он придумал псевдоним неуклюжий, мальчишеский: «Я. Сервик» (Я – Сергей Викулов).

Стихи на военно-патриотическую тему, к его удивлению, напечатали! Пришло и письмо от писателя Николая Грибачева, зав. политотдела фронтовой газеты, который предлагал автору и впредь присылать свои новые работы. Это была очень сильная моральная поддержка, и Сергей загадал: «Если останусь жив, буду писать!».

К счастью, остался…

В городе на Волге

Как трудно умирать

солдатам, помнящим о долге,

в том самом городе на Волге,

глаза навеки закрывать.

Как страшно было умирать:

давно оставлена граница,

а огневая колесница войны

еще ни шагу вспять…

Как горько было умирать:

«Чем ты подкошена, Россия?

Чужою силой иль бессильем

своим?» – им так хотелось знать.

А пуще им хотелось знать,

солдатам, помнящим о доме,

чем битва кончится на Волге,

чтоб легче было умирать

Тема войны занимала большое место в творчестве Викулова, и была высоко оценена современниками, подкупая своей доверительностью, глубиной знания предмета и проникновенностью описываемых событий. Он был свидетелем и участником Парада Победы 1945 года:

Такое Площадь знала лишь однажды,

однажды только видела Земля:

солдаты волокли знамена вражьи,

чтоб бросить их к подножию Кремля.

Они, свисая, пыль мели с брусчатки.

А воины, в сиянии погон,

все били, били в черные их складки

надраенным кирзовым сапогом.

Молчала площадь. Только барабаны

гремели. А еще – шаги, шаги…

Вот что такое «русские Иваны» –

взгляните и запомните, враги!

Вы в них стреляли?.. Да, вы в них стреляли!

И жгли в печах?.. Да, вы их жгли в печах!

Да только зря, они не умирали,

лишь молний прибавлялось в их очах!

«На-а-пра — во!» – и с размаху о брусчатку

и свастику, и хищного орла.

Вот так! России бросили перчатку –

Россия ту перчатку подняла!

И видели, кто был в тот день в столице,

на площади: она, лицом строга,

подняв венец и меч зажав в деснице,

прошла по стягам брошенным врага!..

 II.

После войны Сергей Васильевич отправился в Вологду, где заочно окончил Вологодский педагогический институт. Работал литературным консультантом в газете «Красный Север», позднее – редактором Вологодского областного издательства. Опубликовал несколько очерков о сельской жизни в журнале «Октябрь». Одновременно занимался собиранием и обработкой северорусского фольклора; выпустил сборник «Частушки», а позднее – «Вологодские частушки, пословицы и поговорки».

И наконец, помня обещание, данное самому себе, серьезно занялся творчеством.

В 1948 году Викулов сдал в издательство «Красный Север» рукопись своей первой книги стихов «Завоеванное счастье», где было 5 разделов: «Это не забыть», «Здравствуй, Белозерье!», «Снова в строю», «Четыре слова» и «Мои односельчане».

В следующем году книжка вышла, тоненькая, на желтоватой бумаге, и состоялась встреча с известным вологодским поэтом Александром Яшиным, который захотел послушать молодые дарования.

«Осеннее»

Снова тихо стало на гумне,

Заперты широкие ворота

И тревожно кличут в вышине

Журавли над Лапачским болотом.

Инея серебряный отлив

На широких крыльях в даль уносят.

Улетают к югу журавли:

Осень…

Воробьи, промокнув от дождей,

Греются у пламени рябины.

И на черной плавают воде

Листья, облетевшие с осины.

…А наутро в лужах тонкий лед

Синевой зеркальной отольется.

Гусь вразвалку к речке подойдет,

С берега шагнет – и поскользнется,

И в холодный протрубит рассвет,

Дикое влечение почуяв,

Улететь туда, где стужи нет,

Где собратья стаями кочуют.

…………………………………

Вот уже последние к ногам

Опадают листья золотые.

В инее пузатые стога

И поля, и озими густые.

С детских лет знакомые места

Прохожу тропинкой позабытой.

В осени, туманами повитой,

Есть своя простая красота.

После прочтения Яшин сказал: «Викулов, я думаю, будет писать стихи», и предчувствие его не обмануло.

…Один из критиков отмечал: «Поэзия Викулова возвращает нас к нашим истокам, к родному и близкому – заветному… И пусть она воспринимается – в большей степени – как поэзия о русской деревне, в то же время – это слово о Родине, её судьбе, её боли и радости».

Членом Союза писателей РСФСР, а затем и СССР, по рекомендации Александра Яшина, Сергей Васильевич стал в 1950 году.

 На широких просторах…

Пятидесятые-шестидесятые годы в творчестве Сергея Викулова особенно «щедры»: задумок много, рассказать есть, о чем, поделиться сокровенным, пишется легко, а самое главное, – стихи находят читателя, и критика весьма благосклонна…

Но главная тема его стихотворений – его малая родина.

«Все вращается вокруг темы деревни, как истока русской жизни», – писал он. –«Меня всю жизнь занимала и даже интриговала «загадка» деревни, «тайна» ее души. В крестьянах бродит и никак не перебродит, не уляжется кровь предков, твердивших, ложась спать и вставая, одну и ту же молитву – мой дом, моя земля».

В этот ранний период творчества появились: «Человек и природа», «Русский характер», «Народная культура», «Национальная история», «Русские сказки», «Бабушкины песни», «Поднимайся мой дол» и другие. Но тема родной деревни – главная:

Стихи мои о деревне

и радость моя, и боль!

Кто зову земли не внемлет,

едва ль вас возьмет с собой…

Не очень-то вы нарядны

и – где уж там! – не модны.

Вы будничны, не парадны…

И все-таки вы нужны,

я верю, тому, кто в поле

упрямо растит зерно,

чьи с коих-то пор мозоли

в стихах поминать грешно.

Держите голову гордо,

стихи мои! Мы и впредь

о них, не жалея горла,

по-своему будем петь!..

Викулова неоднократно обвиняли в том, что его ранние произведения отражают состояние северной русской деревни весьма претенциозно, а порой и в фальсифицированном виде («Не пришедшим с войны», «Как солдат целует знамя» и др.):

А мы с тобой, дружище, знаем,

о чем он думает, солдат,

когда развернутое знамя

целует, сжавши автомат.

…Мы помним, как над нами рдел он,

как трепетал… А мы к нему –

губами, что белее мела, –

по одному, по одному…

И нам казалось в миг тот самый –

ты это помнишь, старина? –

что мы целуем руку мамы,

которая на всех одна.

Которая в рубцах и шрамах –

война пришла в ее края, –

которой жаль сынов, но храбрых,

а трусы – ей не сыновья.

И как ее благословенье

нам был наш стяг… И потому

мы становились на колени,

чтобы притронуться к нему.

Поэт был вынужден оправдываться: «О чем были те, послевоенные стихи?.. Конечно же, о радости встречи с родным краем, о счастье возвращения с войны… Речь в них шла не о реальных обстоятельствах, окружавших вернувшегося с войны человека, а о воображаемых, придуманных еще в окопах, картинах. Все рисовалось нам в романтических, идеалистических красках. Оглохшие от взрывов бомб и снарядов, от грохота пушек, мы представляли себе послевоенное счастье в виде тихого домика над речкой, с распахнутым в зелень окошками… Жизнь оказалась в тысячу раз сложнее и жестче наших окопных мечтаний».

Важная особенность поэзии Викулова – ее тяготение к бытописанию, сюжету, поэтому совершенно не случайно его обращение к жанру поэмы. Как правило, все они, небольшие по объему, излагают некую драматическую историю крестьянского рода, отражающую общенародную трагедию. Часто поэт использовал фольклорные образы и мотивы. Но и в небольших произведениях, в стихах он был очень убедителен и глубок:

…Оглядываюсь с гордостью назад:

прекрасно родовое древо наше!

Кто прадед мой? – Солдат и землепашец.

Кто дед мой? – Землепашец и солдат.

Солдат и землепашец мой отец.

И сам я был солдатом наконец.

Прямая жизнь у родичей моих.

Мужчины – те в руках своих держали

то плуг, то меч… А бабы – жены их –

солдат земле да пахарей рожали.

Ни генералов нету, ни вельмож

в моем роду. Какие там вельможи…

Мой прадед, так сказать, не вышел рожей,

а дед – точь-в точь был на него похож.

И все ж я горд – свидетельствую сам! –

что довожусь тому сословью сыном,

которые в истории России

не значатся совсем по именам.

Не значатся… Но коль невмоготу

терпеть ему обиды становилось, 

о, как дрожать вельможам доводилось, 

шаги его расслышав за версту!

Ничем себя возвысить не хочу,

Я только ветвь на дереве могучем.

Шумит оно, когда клубятся тучи, –

и я шумлю… Молчит – и я молчу…

Выступая на Третьем съезде писателей РСФСР (1959) Сергей Васильевич настойчиво утверждал, что «литература не должна отрываться от национальных корней, что писателям предпочтительней стоять на родной почве, и не качаться, и не уставать черпать из родника народной нравственности, национальных традиций».

Очень трепетно относился Викулов к природе и бережном к ней отношении. Мысль о единстве человека и природы – сквозная в его поэзии тема. Вырубаются леса, осушаются болота, загрязняются озера, отравляются химическими выбросами моря. «Теперь, в век «расцвета» техники, – писал Викулов. – Мать-Природа ждет от нас пощады и милости». Тема взаимоотношения Человека и Природы была главной в его стихах.

Баллада о воде

Три клада у Природы есть: вода

Земля и воздух – три ее основы.

Какая бы ни грянула беда:

целы они, – все возродится снова.

………..

Ты – Человек. Ты – царь Природы.

Не обмани его!

И в темный лес входи,

как в храм под мраморные своды.

Ты – Человек. Ты – царь Природы. Так,

поскольку все в ней сущее подвластно

тебе… Живи, сверяя каждый шаг

с Природою – и будет все прекрасно!

И царские замашки не лелей

в душе, и не давай себе свободы…

Ты – царь Природы, так.

Но знай: трудней почувствовать

себя Венцом Природы!

Взглянув на то, что смято, сметено

в очередном разбое или раже,

не утешай себя, что все равно

 Природа никому о том не скажет.

Она не скажет, да… Но не простит!

И час настанет: лично ли, заочно –

она тебе жестоко отомстит!

А не тебе – так сыну. Это точно.

 И, оглядываясь назад, можно утверждать, что весь путь С.В. Викулова – творческий, от неуверенных еще истоков до зрелых стихов и поэм, снискавших ему всемирную известность и признание.

 Служение Родине

 I.

Пройдя всю войну, привыкший решать самые сложнейшие задачи, а порой рискуя не только жизнью, но и добрым именем, Сергей Викулов всегда думал и заботился о людях, старясь помочь, облегчить их очень серьезные порой проблемы.

Став «официальным» писателем, он в родной Вологде организует неофициальное объединение писателей, где опять же, по всеобщему согласию, становится его руководителем.

Одновременно он переезжает в Москву и поступает на ВЛК (Высшие литературные курсы) при Литературном институте им. М. Горького. Здесь он слушает лекции профессоров (1959-1961), здесь растет его мастерство и появляются первые поэмы «Против неба на Земле», «Окнами на зарю», посвященная памяти отца, и др., а также две книжки для детей «Захотелось мишке молока» и «Случай на реке».

Не забывает он и о своих земляках: в 1961 году вместе с Валерием Дементьевым они создают Вологодскую писательскую организацию с правом рекомендовать и принимать в свои ряды молодые и одаренные молодые дарования. С.В. Викулов с июля 1961 по 1964 год – его ответственный секретарь, активно участвует в литературной жизни Вологды, всячески помогая с публикациями поэтам-землякам.

 II.

Москва. Очень непростой и сложный город, особенно для людей творческих профессий. Без покровителей, без солидной поддержки «выжить» весьма непросто. «Большую роль в моей московской судьбе, – признавался Викулов, – сыграли личные знакомства и дружба с поэтами-земляками – с Александром Яшиным и Сергеем Орловым».

В 1967 году Викулова приглашают в Москву и утверждают заместителем Главного редактора «Молодая Гвардия» (орган ЦК ВЛКСМ). Но уже в следующем году Сергея Васильевича, как члена ВКП(б) с 1942 года, утверждают Главным редактором журнала «Наш Современник», российского, общественно-политического и литературного ежемесячника.

Следует сказать, что этот журнал пережил очень сложные времена, были взлеты и падения, но почти всегда, как «феникс из пепла», возрождался. До того, как главным редактором стал Викулов, «Наш Современник» буквально прозябал. С 1956 года (первые шесть лет он именовался «альманах») в течение десяти лет, вопреки столичному адресу, был глубоко провинциальным изданием, – с малым тиражом и мало интересным содержанием.

С приходом Викулова в 1968 году журнал буквально преобразился. Убежденный, искренний патриот, обладавший волей и настойчивостью, он в короткое время сделал журнал «идейным» центром Русского Возрождения 70-80-х годов, источником утоления духовного голода россиян. Он сумел привлечь русских писателей из числа самых талантливых и ярких, таких как В. Астафьев, Ю. Бондарев, В. Белов, О. Волков, В. Распутин, Е. Носов, В. Солоухин, В. Чивилихин, В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Пикуль и многих других.

Это была «золотая пора» русской прозы, поэзии, русской литературы. Была открыта подписка, люди буквально простаивали ночи, чтобы ее оформить. Тираж журнала вырос до 350 тысяч экземпляров, его читала вся страна!.. Положение становилось настолько критическим, что власть была вынуждена ограничить подписку.

Опубликованные в «Нашем Современнике» лучшие произведения тут же переводились на иностранные языки.

Цель Сергея Васильевича Викулова была «проста», – объединить и, тем самым, умножить силу талантов авторов журнала, донести их лучшие произведения до широкого круга читателей, преодолевая, часто рискуя собственным положением, цензурные барьеры. Эти заботы по руководству журналом отнимали у Сергея Васильевича уйму времени, и на собственное творчество фактически его не оставалось. За все время служения его произведения (стихи, поэмы, публицистика) издавалась не более 30 раз.

Этой работе он отдал лучшие годы своей жизни с августа 1968 по 1989 год. В этом, несомненно, выдающаяся заслуга Главного редактора журнала «Нашего Современника» перед Россией!.. И власть, провожая Сергея Васильевича на пенсию, удостоила его звания «Заслуженный работник культуры РСФСР».

…В 90-годах с приходом Станислава Куняева положение «Нашего Современника» резко ухудшилось, тиражи неуклонно падали, но патриотическое направление, повышенное внимание к деревенской прозе и поэзии сохранялось неизменно.

 «Покой нам только снится…»

I.

Покинув журнал, Сергей Васильевич не заперся в кабинете: общественная работа, проблемы в Правлении СП РСФСР и СССР, членом которых он был, совещания, выступления на съездах и других важных мероприятиях заполняли все свободное время. Кроме того, очень непростая и тревожная ситуация сложилась в России – «лихие девяностые» – руководители страны затеяли «Перестройку» (1985-1991). Прежде всего в 1990 году была изменена Конституция, лишившая КПСС права руководства страной. Немедленно возник рост сепаратизма, обострение этнических конфликтов в республиках, и более 600 тысяч граждан стали беженцами или вынужденными переселенцами.

25 декабря 1991 года был спущен Советский флаг с Серпом и Молотом, а над Кремлем подняли Российский красно-сине-белый триколор.

 Серп и Молот

 Еще один заканчивался год

«Великой перестройки», и народ

Толпился с номерами на ладонях

В очередях, и в русском «белом доме»

Кипел законотворческий базар…

А в полночь, как о том вещали «Вести»,

Упали Серп и Молот

С Флагом вместе.

Упали прямо в грязь, на тротуар.

И Серп спросил у Молота: «Мой друг,

Так что, Союзу нашему каюк?»

– Выходит, так, – ответил гулко Молот. –

Союз Серпа и Молота расколот.

Мы сброшены и с Флага, и с Герба:

Ты – серп мужицкий, я – рабочий молот…

– Так что же будет?

– Может, даже голод…

По-нашему, рабочему – труба!..

…Не ты, не я теперь, а «средний слой»

Опора власти…

– Нет, ты очень злой,

Мой друг, сегодня.  С этим самым «слоем»

Не двое будет нас уже, а трое…

– Да как сказать… – не глядя на дружка,

Ответил Молот голосом печальным.

– Ты в поле будешь, я – у наковальни.

А «слой»… он будет у мешка,

На корабле с названьем «Капитал».

Он будет господин и капитан.

А мы с тобою… – Молот поугрюмел, –

Мы будем обитать с тобою в трюме,

Поскольку мы по-ихнему – «рабы».

По духу, по рождению, по крови…

– А если… – Серп сурово сдвинул брови.

– А-а!.. – звякнул Молот. – Если б да кабы…

 II.

Но жизнь продолжалась. В последние годы под знаменем объявленной «демократизации», строительства «правового государства», под лозунгом борьбы с «фашизмом и расизмом» в стране разрастались силы общественной дестабилизации, на передний край идеологической перестройки выдвинулись преемники открытого расизма. «Пасынком» нынешней «революционной перестройки» был объявлен русский народ. Люди русского происхождения, без каких-либо объективных оснований именовались в прессе «расистами и фашистами».

«Русофобия» в средствах массовой информации достигла максимума, перегнав и заокеанскую антирусскую пропаганду. Без зазрения совести, глумливо и лживо переписывается история России: защита Отечества, святая героика русского патриотического чувства трактуется как «генетическая» агрессивность. Настойчиво внедряется «прогрессивной прессой» ярлык «русского фашизма» с целью – отвлечь внимание народа от внешних угроз, оправдать разрушение Советской армии, дезавуировать победу СССР в Великой Отечественной войне, а также подтолкнуть граждан к «переосмыслению, упразднению такой реальности, как измена Родине, сотрудничество с иностранными фирмами и правительствами на основе предательства государственных интересов страны».

Цель проста: внушить русским комплекс вины, усугубить их ощущение национальной приниженности, подорвать до конца их национальное самосознание, поставить под сомнение русское чувство патриотизма в любом из его проявлений.

Вполне естественно, писатели не могли равнодушно смотреть на рушившееся здание родного Отечества. И по инициативе Правления СП было решено обратиться с письмом к Верховному Совету СССР и Верховному Совету РСФСР, а также к делегатам XXVIII съезда Коммунистической партии Советского Союза.

Письмо за подписью 74 известных писателей, представлявших различные города России, было направлено по указанным адресам. В нем говорилось:

«Дорогие россияне! Граждане СССР! Соотечественники! Случилось огромное, небывалое горе. Родина, страна наша, государство великое, данное нам в сбережение историей, природой, славными предками, гибнут, ломаются, погружаются во тьму и небытие.  И эта гибель происходит при нашем молчании, попустительстве и согласии.

Неужели окаменели наши сердца и души, и нет ни в ком из нас мощи, отваги и любви к Отечеству, что двигала нашими дедами и отцами, положившими жизнь за Родину на полях брани и в мрачных застенках, в великих трудах и борениях, сложившими из молитв, тягот и откровений державу, для коих Родина, государство были высшими святынями жизни? Что с нами сделалось, братья?..

Почему лукавые и велеречивые стяжатели, издеваясь над нами, глумясь над нашими верованиями, пользуясь нашей наивностью, захватили власть, растаскивают богатства, отнимают у народа дома, заводы и земли, режут на части страну, ссорят нас и морочат, отлучают от прошлого, отстраняют от будущего – обрекают на жалкое прозябание в рабстве и подчинении у всесильных соседей?

Как случилось, что мы на своих оглушающих митингах в своем раздражении и нетерпении, истосковавшись по переменам, желая для страны процветания, допустили к власти не любящих эту страну, раболепствующих перед заморскими покровителями, там за морем ищущих совета и благословения?

Очнемся, опомнимся, встанем и стар, и млад за страну! Скажем: «Нет!» – губителям и захватчикам. Положим предел нашему отступлению на последнем рубеже сопротивления.

Мы зовем к себе рабочий люд, которому нынешние фарисеи обещали изобилие и заработки, а теперь изгоняют с заводов и шахт, обрекают на голод и бесправие, на унылое состояние в очередях за пособием, ломтиком хлеба, за милостыней богачей и хозяев.

Мы взываем к крестьянам, к инженерам, ученым, к художникам и писателям, к православным, к церкви, прошедшей Голгофу, медленно, после всех избиений встающей из гроба… Пусть она услышит взывающий к спасению глас народа!..

Всегда помните о национальном достоинстве великороссов, завещанном нам нашими славными предками, тысячелетней историей России, могучий духом народ.  «Русский характер», «русское сердце», бескорыстная русская преданность истине, русское чувство справедливости, сострадания, правды, наконец, – неистребимый, беззаветный русский патриотизм, – все это никогда и никем не может быть изъято из сокровищницы человеческого духа!..

Мы требуем положить конец антирусской, антироссийской компании в печати, на радио и телевиденье!..».

Письмо «Слово к народу» было опубликовано в «Литературной России», «Советской России» и в газете «День», патриотически настроенных изданий.

Писатели же либеральных взглядов, имеющих власть в таких СМИ, как «Огонек», «Октябрь», «Юность», «Знамя», «Московские новости», «Комсомольская правда» и другие, полные национальной нетерпимости, высокомерия и ненависти, продолжали беспримерную во всей истории человечества травлю, шельмование и преследование коренного населения страны.

…Какова же была реакция после событий августа 1991 года?.. Чем закончилась конфронтация внутри Союза писателей СССР?..

Официальная власть проигнорировала «Письмо», предоставив литераторам «бодаться» и дальше.  Союз писателей разделился: на «патриотический» СП России (СПР) и «демократический» Союз российских писателей (СРП), что существуют и по сию пору…

Сергей Васильевич Викулов, который был один из организаторов «Письма», очень тяжело переживал случившееся:

 На Родине

Сердце рвется на части – только гляну окрест.

Слева – травы и небо, справа – небо и лес.

Я один перед ними… Облака в вышине.

Я кричу: – Признаешь ли, край мой, сына во мне? –

И в ответ прошумели сосны, встав во весь рост

над моей головою: «Ты достаточно ль прост?»

И сказали мне травы, и спросили цветы:

«Ты душой не кривил ли? Прям достаточно ль ты?

И дорога, что с детства приглашала войти,

прогудела с тревогой: «Ты не сбился ль с пути?»

Что сказать мне, ответить? – Край мой отчий, гляди:

вот я весь пред тобою, принимай и суди!

Я не холен, не нежен и не ведом мне страх.

Мой характер настоян на суровых ветрах.

Кровь замешана гулом родников и ключей…

Твой я промыслом каждым! А не твой – так ничей!

Что б тебе ни грозило, – я, твой сын, на посту.

Только в сердце с тобою я живу и цвету!

 Золотая осень

Сергей Васильевич прожил долгую, прекрасную жизнь, до конца дней своих сохранив ясный ум и желание заниматься любимым делом.

Итог созданного за 84 года весьма значителен: 6 сборников стихов; 12 поэм, 5 книг очерков, посвященных известным людям, друзьям и соратникам.

Последняя работа Сергея Васильевича, написанная в 2002 году, – Летопись не только советской, но и русской истории, где речь идет о поисках духовных корней нашего народа, начиная с XIX века.

Жил последние годы Сергей Васильевич, после того, как ушла в 1968 году в мир иной его супруга Галина Васильевна, один, – то в Москве, то в доме, что купил он к своему 75-летию на своей малой родине, в деревне, где проводил достаточно много времени, дописывая все главное, что рождалось в его душе.

Скончался Сергей Васильевич Викулов 1 июля 2006 года.

Хоронили отца дети: сын Александр Сергеевич и дочь Полина Сергеевна на Троекуровском кладбище в Москве.

На месте упокоения установлен памятник: на черном мраморе – раскрытая Книга с портретом Поэта и его автографом.

Нелегкую ты выбрала мне долю –

дала бумагу мне, перо дала…

О, Русь моя, колосья по подолу,

и синь в глазах, и солнце у чела!

Ты вечная, моложе век от века!

Тебе, моя великая страна,

ни позолота лести человека,

ни пудра фраз красивых не нужна.

И ты, великодушная на диво,

казни меня забвеньем, коль солгу…

И без меня ты можешь быть счастливой –

Я без тебя, Россия, не могу!..

 О творчестве С.В. Викулова

…Поэзия Викулова – гражданственная, проблемная, публицистическая и полемическая, многими своими гранями следующая замечательным традициям Некрасова, Твардовского, Исаковского, и продолжающаяся ныне.

«Мне чужда поэзия заумная, – говорил Викулов, – ребусная, формалистическая, прикрывающая свое скудоумие, пустопорожность ложным глубокомыслием, внешним украшательством. Мое кредо: если у тебя есть что сказать, говори ясно, так, чтобы тебя поняли. Слова, даже зарифмованные и ритмически организованные, существуют не для того, чтобы сотрясать воздух, а для того, чтобы передать мысль. Мысль – главное в поэзии. Причем мысль не шаблонная, не затасканная, а новая, глубокая, общественно значимая, отражающая твое мировоззрение, без которого вообще поэта быть не может».

Поэзия Викулова, как всякая подлинная поэзия, имеет большое самостоятельное значение, важна, ибо несет в себе огромный и цельный, совершенно своеобразный художественный мир. Это подтверждается в таких стихах и поэмах, как «Плуг и борозда», «Мать и дочь», «Она мне матерью была», «Городское утро», «Песня о кузнице», «Письма из деревни», «Остался в поле след», «Русские сказки», «Весенний базар» «Зимняя дорога» и многие другие.

Викулов не только Поэт, Викулов – художник: в своих лучших произведениях он не просто – лирик, а лирик и философ, живописец и музыкант, мыслитель и социолог («Кисть рябины», «Осенние этюды», «Глухарь»).

В последние годы Викулов стремится к синтезу, выявлению нравственных и духовных ценностей. В его стихах «вчера» и «завтра» перекликаются. Он пишет не только на современные, но и на вечные темы.

В поэме «Остался в поле след» Викулов синтезирует проблемы экономические, хозяйственные, социальные. Проблемы города и деревни неразрывно связаны, слиты с вопросами и проблемами нравственности – с памятью и честью, совестливостью, добротой, отзывчивостью, высокой духовностью.

Поэма «Одна на век» – о мужчине и женщине, а точнее, о мальчике, юноше, солдате, муже, отце и – о девочке, девушке, невесте, жене и матери. Отношение к любимой – «да святится имя твое!».

Поэзия Сергея Викулова многогранна и глубока. И пусть ныне она воспринимается – в большей степени – как поэзия о русской деревне, но уже завтра в недалеком будущем, мы будем читать его стихотворения и поэмы как слово о России, ее судьбе, ее боли и радости.

У Федора Достоевского сказано: «Не люби ты меня, а полюби ты мое» – вот что вам скажет всегда народ, если захочет увериться в искренности вашей любви к нему. Народу надо, чтоб его не за одни страдания любили, а чтоб полюбили за его самого.

Что же это значит?.. «А полюби ты то, что я люблю, почти ты то, что я чту» – вот как вам ответит народ, а иначе он никогда вас за своего не признает, сколько бы вы там о нем ни печалились. Фальшь он тоже всегда разглядит, какими бы жалкими словами его не соблазняли».

Это замечательное высказывание Достоевского имеет прямое отношение к творчеству Сергея Викулова, и в значительной степени выражает и определяет метод, суть, пафос и значение его.

Основные произведения С.В. Викулова:

I. Сборники стихов: «Зазеркалье» (1956); «Хорошая будет погода» (1961); «Хлеб да соль» (1965); «Плуг да борозда» (1972); «Остался в поле след» (1979); «Всходы» (1982).

II. Поэмы: «В метель» (1955); «Галинкино лето» (1957); «Трудное счастье» (1958); «По праву земляка» (1961); «Окнами на зарю» (1964); «Против неба на земле» (1967); «Ив-гора» (1969); «Дума о Родине» (1977).

Награды С.В. Викулова:

Два ордена Красной Звезды (1944, 1945);

Знак Почета (1967);

Два ордена «Трудового Красного Знамени (1971, 1982);

Орден Дружбы народов (1984);

Орден Отечественной Войны II степени (1985);

Медали: «За оборону Москвы», «За оборону Сталинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945»;

Государственная премия РСФСР им. М. Горького (1971) за стихи «Плуг и борозда».

Международная премия им. М. Шолохова в области литературы и искусства.

В честь Сергея Васильевича Викулова, почетного гражданина г. Белозерска, названы:

 – улица в г. Белозерске;

– Культурный центр в г. Белозерске, где находится мемориально-музейная комната, посвященная жизни и творчеству Поэта, в том числе, экспонируются личные вещи, документы, фотоматериалы и личная библиотека С.В. Викулова.

Римма Кошурникова

фото взято из открытых источников

 


комментариев 5

  1. Александр Викулов

    Я сегодня впервые коснулся публикации о Сергее Васильевиче Викулова , меня очень заинтересовало и я полностью прочитал , повествование и стихи , ОЧЕНЬ ПОНРАВИЛОСЬ ПРЯМО В ДКШУ!.

  2. Лиля

    Это стихи настоящего русского человека, настоящего патриота Земли Русской. С.В. Викулов простыми словами, без вычурности, проникает в самое сердце, в душу. Война наложила глубокий отпечаток на его стихи, но и в дальнейшем его стихи, с которыми я познакомилась в этой статье Риммы Викентьевны (спасибо ей большое) очень хороши. На таких прекрасных людях, как С.В. Викулов и держится наша Россия.

  3. Дмитрий Станиславович Федотов

    Будучи весьма далек от поэзии, я, к сожалению, не был знаком с творчеством Сергея Васильевича Викулова. Но прочитав очерк замечательного автора — Риммы Кошурниковой, я испытал чувство радости и гордости от того, что тоже состою в Союзе Писателей России — рядом с такими замечательными, талантливыми, честными и бескорыстно любившими свою Отчизну людьми, как Сергей Викулов. Именно благодаря им, достойным и славным сыновьям, стоит и стоять будет наша Родина — Русская земля! Честь и слава им, не убоявшимся ни войны, ни разрухи, ни предательства власть предержащих, продолжающим отдавать свои жизни и таланты на благо и во имя процветания Отечества! Земной поклон ветерану войны, поэту и патриоту Сергею Васильевичу Викулову.
    Этот очерк следовало бы опубликовать в правительственном издании — например в Российской газете, — чтобы его прочли и ныне облеченные властью. Авось, кто-нибудь из них и задумается о судьбе России…

  4. Станислав Федотов

    Читая в целом добротный, насыщенный информацией очерк о Поэте и Гражданине, убеждаюсь в который раз, как мало мы знали и мало ценили в богатое духовностью советское время адептов этой великой духовности. Вот уж воистину «что имеем, не храним, потерявши — плачем». В 90-е энергичными усилиями заграничных и, как ни печально, своих русофобов было унижено и вываляно в грязи высокое понятие Патриотизма, то самое, которое создавало фундамент наших побед в Великой Отечественной войне. Во многом им это удалось: Патриотизм, бывший фактически государственной идеологией СССР, был исключен из Конституции РФ и — увы! — до сих пор в нее не возвращен. Россия, наверное, единственное крупное государство, не имеющее своей идеологии. Сегодня, когда идет новая война с нацизмом, отсутствие ее ощущается на каждом шагу, но, видимо, слишком отравлена ядом либерализма наша верховная власть — никак не отступится от его канонов, даже терпя заметный ущерб. Поэтому появление очерка Р.Кошурниковой об истинном Патриоте России можно только приветствовать.

  5. Инга

    Спасибо автору статьи за собранный обширный материал о жизни и творчестве воина, писателя и истинно русского человека, до последнего часа своего преданного России, Отечеству!
    Ты в ряду лучших, что теряет земля русская! Светлая тебе память, дорогой Сергей Васильевич!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика