Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Георгий Васильевич Свиридов: Надо гордиться, что мы — русские люди!»

 

(Из цикла: «Душа, её откровения о Времени,

о Грядущем»)

Георгий Васильевич Свиридов: Надо гордиться, что мы — русские люди!»

«Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека соединена с пониманием и ощущением трагичности жизни, но в то же время является преодолением этого трагизма …» Г.В. Свиридов

Свиридову Георгию Васильевичу (1915-1998) отмечено 107 лет со дня рождения 3 (по старому стилю—16) декабря. Отечественный композитор, пианист, общественный деятель, один из основоположников и ведущих представителей стилевого направления «новая фольклорная волна». Народный артист СССР (1970). Герой Социалистического Труда (1975). Лауреат Ленинской премии (1960), Сталинской премии первой степени (1946), двух Государственных премий СССР (1968).

Музыка Г.В. Свиридова – это душа русская, сама Россия—гордостью охватывает сердце слава веков минувших, былины и преданья, светлая печаль русской природы, чудо русской поэзии, вера в гармонию души человека.

Георгия Свиридова несколько десятилетий ежедневно слушала вся страна, его сюита мелодии «Время, вперед!» звучала как предвестник всех главных новостей за последние полвека.

Он считал, что: «Мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру. Мы — гости здесь на земле, но как прекрасен мир! Сколько в нем красоты, сколько печали! Чувство хрупкости, временности нашего существования, отсюда значит, что человек должен ценить жизнь, любить её и стараться сделать её как можно лучше для всех, а не только для себя.

Разумно устроенное государство обязано воспитывать своих подданных в сознании незыблемости моральных ценностей, в духе высоких нравственных начал, а искусства, художества должны помогать воспитанию благородного человеческого характера, пробуждая в человеке чувство красоты, добра и правды».

Творческая биография одного из самых самобытных композиторов XX века была тесно связана с музыкальными традициями Курского края. В детстве Георгий много времени проводил на природе, в сельской местности, слушал русские народные песни и пел в церковном хоре.
Музыка Георгия Свиридова соткана из вечного времени, летящего в грядущие перемены. Секрет такой гармоничной жизни, наверное, заключался в характере композитора — интеллигентного, высокообразованного, когда превыше всего он ставил страсть к чистому искусству, реализацию творческих замыслов.

Музыкант и композитор огромного, своеобразного дарования, он чувствовал себя прежде всего сыном своей земли, рожденным и выросшим под её небом. В самой жизни Г. Свиридова сосуществуют непосредственные связи с народными истоками и с вершинами русской культуры. Важная особенность его музыкального искусства о России в целом, охватывая её прошлое, настоящее и будущее. Композитор всегда умел подчеркнуть самое существенное и неумирающее.

Хоровое искусство Свиридова опирается на такие истоки, как духовные православные песнопения и русский фольклор, обобщая интонационный язык революционной песни, марша, ораторских речей XX века, и на этом фундаменте вырос новый феномен такой силы и красоты, духовной мощи и проникновенности, который смог поднять хоровое искусство нашего времени на новую ступень. Отныне хоровое искусство, гармоничное и возвышенное, не имеющее аналогов ни в прошлом, ни в современной зарубежной музыке — является сущностным выражением духовного богатства и жизнестойкости нашего народа. И в этом — творческий подвиг Г. Свиридова.

По мнению Л. Полякова: «…Музыка Г.В. Свиридова стала классикой музыкального искусства XX в. благодаря ее глубине, гармоничности, тесной связи с богатыми традициями русской музыкальной культуры.» Георгий Васильевич создал прекрасные вокальные произведения, особое место среди которых принадлежит романсам, вокальным циклам и кантатам; инструментальные произведения для фортепиано, струнных и симфонического оркестра; написал много музыки к фильмам и спектаклям и две оперетты (музыкальные комедии). А популярность музыки к двум фильмам — «Метель» и «Время, вперёд!» — даже превзошла славу самих картин. Именно музыка к пушкинской «Метели» стала самой известной из его работ, в прошедшем столетии не было композитора, творчество которого настолько сильно связанно с Россией, ее исконной культурой и духовными основами.

Его музыка, наполненная нравственной чистотой, воздействуя на чувства слушателей, просветляла их, но самое главное она побуждала человека поверить в свои силы.

Отдельное место в его творчестве занимает духовная музыка: особенно в последнее десятилетие своей жизни Г. Свиридов постоянно работал над хорами на церковнославянские тексты; некоторые из них вошли в крупный хоровой цикл «Песнопения и молитвы», но большая часть написанного композитором была не издана и не исполнена. Он очень ценил народные корни и поэзию. В каждом его творении Георгий Васильевич гордился тем, что он русский: «Меня спрашивают: какой я? Я русский человек! И дело с концом. (…) я такой, как есть — русский человек. И этим горжусь». Музыку Г.В. Свиридова знают, любят жители России и зарубежья.

В своём творчестве композитор отдавал предпочтение жанрам, связанным с поэзией. В вокальной музыке (песни, романсы, вокальные циклы, кантаты, оратории, хоровые произведения) счастливо соединились его удивительное чувство стиха, глубина постижения поэзии и богатое мелодическое дарование. Георгий Васильевич глубоко чувствовал русскую поэзию, немало страниц его дневников посвящено глубоким размышлениям о творчестве А. Пушкина, С. Есенина, А. Блока.

Он не только «распел» строки Маяковского (помимо оратории — музыкальный лубок «История про бублики и про бабу, не признающую республики»), Б. Пастернака (кантата «Снег идёт»), прозу Н. Гоголя (хор «Об утраченной юности»), но и музыкально-стилистически обновил современную мелодику. Он положил на музыку многие строки В. Шекспира, П. Беранже, Н. Некрасова, Ф. Тютчева, Б. Корнилова, А. Прокофьева, А. Твардовского, Ф. Сологуба, В. Хлебникова и др. — от поэтов-декабристов до К. Кулиева.

В музыке Г.В. Свиридова духовная мощь и философская глубина поэзии выражаются в мелодиях пронзительной, кристальной ясности, в богатстве оркестровых красок, в оригинальной ладовой структуре. Начиная с «Поэмы памяти Сергея Есенина», композитор использует в своей музыке интонационно-ладовые элементы древнего православного знаменного распева. Опора на мир старинного духовного искусства русского народа прослеживается в таких хоровых сочинениях, как «Душа грустит о небесах», в хоровых концертах «Памяти А. А. Юрлова» и «Пушкинский венок», в изумительных хоровых полотнах, вошедших в музыку к драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» («Молитва», «Любовь святая», «Покаянный стих»).     Музыка этих произведений чиста и возвышенна, в ней заключён большой этический смысл.

В документальном фильме «Георгий Свиридов» есть эпизод, когда композитор в музее-квартире Блока останавливается перед картиной, с которой сам поэт почти никогда не расставался. Это — репродукция с картины голландского художника К. Массиса «Саломея с головой Иоанна Крестителя» (нач. XVI в.), где отчетливо противопоставлены образы тирана Ирода и погибшего за правду пророка. «Пророк — это символ поэта, его судьбы!» — говорил Г. Свиридов. Эта параллель не случайна. А. Блок поразительно предчувствовал огненную, вихревую и трагическую будущность наступившего XX столетия. А на слова грозного блоковского пророчества композитор создал один из своих шедевров «Голос из хора» (1963). написав около 40 песен на его стихи: это и сольные миниатюры, и камерный цикл «Петербургские песни» (1963), и небольшие кантаты «Грустные песни» (1962), «Пять песен о России» (1967), и хоровые циклические поэмы «Ночные облака» (1979), «Песни безвременья» (1980).

Самородок, который ещё мальчишкой сам научился играть на балалайке, на вступительных экзаменах в музыкальную школу сыграл марш собственного сочинения, который затем учился у лучших педагогов своего времени. Ученик Д. Шостаковича, получивший образование в Ленинградской консерватории (1936-41), он был замечательным знатоком поэзии и живописи, сам обладающий выдающимся поэтическим даром. Искусство Г.В. Свиридова отличается редкой внутренней гармонией, страстной устремленностью к добру и правде и одновременно ощущением трагизма, происходящего от глубокого понимания величия и драматизма переживаемой эпохи. Кризис 1948 года, последовавший за постановлением Политбюро об опере «Великая дружба» В. Мурадели, затронул и Г. Свиридова, хотя его фамилия в постановлении не фигурировала. Главным формалистом был объявлен его педагог – Д.Д. Шостакович, ученики которого также попали в опалу, сопровождавшуюся информационным вакуумом, отсутствием заказов на произведения и возможности их исполнять. Это было время, когда многое писалось «в стол».

Георгий Васильевич прожил долгую жизнь, творчески полную и творчески счастливую, Его музыка звучала на лучших сценах и в лучшем исполнении при его жизни, а сам он даже руководил союзом композиторов СССР.  «Искусство, в котором присутствует Бог как внутренне пережитая идея, будет бессмертным», — говорил Георгий Свиридов. Уже в 2001 был составлен первый полный нотногафический справочник произведений Г.В. Свиридова, восстановлены не издававшиеся нотные тексты. А в 2002 было начато издание полного собрания сочинений Г.В. Свиридова в 30 томах.

 Общественное движение «Россия Православная» учредило памятную медаль «Наше наследие» имени Георгия Васильевича Свиридова для награждения за достижения в области музыкального искусства, творческую деятельность, направленную на поддержку и развитие отечественной культуры. C 2001 года в Курске один раз в три года проводится Всероссийский конкурс вокальной музыки имени Г. В. Свиридова. C 2005 года раз в два года проводится Международный конкурс юношеского исполнительского искусства имени Г. В. Свиридова. В конкурсе участвуют представители возрастных категорий от 10 лет до 21 года. Номинации конкурса для солистов и ансамблей: фортепиано, скрипка, виолончель, фортепианный дуэт, камерный ансамбль с участием фортепиано (дуэты, трио, квартеты, квинтеты).

Сегодня музыка композитора по-прежнему живёт – популярная, актуальная и востребованная слушателями. Георгий Васильевич Свиридов был энциклопедически образованным и глубоко верующим, преданный своим народным корням, он создавал музыку, которая не просто соответствовала духу времени, но и значительно опережала его.

Георгий родился в маленьком городке Фатеж Курской губернии в семье почтового служащего и учительницы. И отец, и мать Свиридова, вышли из крестьян близких к Фатежу деревень. Родители маленького Юры, как в детстве называли будущего музыканта, стояли по разные стороны политических баррикад. Отец Василий Григорьевич рано увлекся идеями большевизма и во всем поддерживал красных, а мать, рожденная в набожной семье, придерживалась монархических взглядов. Елизавета Ивановна Свиридова (урожденная Чаплыгина), с юных лет пела на клиросе, что сильно сказалось на будущих музыкальных пристрастиях её сына. Родственники по линии матери — дед и прадед Георгия, оставили значимый след в истории края. Они занимались попечительством школ Фатежа, состояли при совете прихода Богоявленского храма города.  В детстве мальчик регулярно посещал небольшую церквушку Фрола и Лавра вместе с бабушкой по материнской линии, особенно он любил службу Чистого Четверга.

Непосредственное общение с сельской средой, как и пение мальчика в церковном хоре, с детства, жившие в музыкальной памяти Георгия, стали опорой мастера в зрелый период творчества. Ранние детские воспоминания связаны с образами южнорусской природы — заливными лугами, полями и перелесками. Но пережил мальчик и трагедию гражданской войны. В 1919 году Василий Григорьевич Свиридов, отец композитора, погиб при трагических обстоятельствах, оставив свою жену вдовой с двумя маленькими детьми на руках. Одинокая мать в поисках работы переехала в Киров к дальним родственникам. Юра не только увлёкся музыкой, он очень любил литературу, запоем читал стихи и разбирался в творчестве иностранных и русских поэтов. К тому же, заинтересовавшись однажды балалайкой, он быстро освоил этот инструмент.

В 1924 Свиридовы переехали в Курск, где Георгий поступил в школу. В 1929 году Г. Свиридов поступил в курскую музыкальную школу в класс к Вере Уфимцевой. На вступительном экзамене, так как мальчик не имел нот, он сыграл марш собственного сочинения, чем покорил преподавателей. Вскоре он поступил в   Ленинградский музыкальный техникум, где директорствовал скрипач М. А. Крутянский, выпускник Московской консерватории.  А в 1932 году юноша поступил на курс к пианисту Исайи Браудо. Георгий феноменально учился, быстро осваивая фортепианную технику, а по вечерам подрабатывал тапером в кинотеатре.  И его мудрый учитель обратился к дирекции учебного заведения с просьбой перевести Г. Свиридова на композиторский курс в класс М. Юдина. В 1936 году юноша стал студентом Ленинградской консерватории, где занимался в классе П. Рязанова и Д. Шостаковича. С Дмитрием Дмитриевичем они стали друзьями, который в значительной степени повлиял на мировоззрение Г. Свиридова, уже навсегда привил ему любовь к национальным истокам. Недаром Д. Шостокович в поздравлении к 40-летию своего ученика написал: «Свиридов — очень русский композитор», а Г. Свиридов признавался, что из всей музыки 20 века искренне любил только музыку своего великого учителя.

Через год после поступления в консерваторию Георгий был принят в Союз композиторов. Выпускными работами юноши стали его концерт для фортепиано, первая симфония и симфония для камерного оркестра. В неполные свои 20 лет, с лета по декабрь 1935, будущий мастер написал хорошо известный теперь цикл романсов на стихи А. Пушкина («Подъезжая под Ижоры», «Зимняя дорога», «Роняет лес…», «К няне» и др.) — произведение, прочно стоящее в ряду отечественной музыкальной классики, открывающее список шедевров композитора. Только в ранние годы учения и творческого становления он писал много инструментальной музыки.

Захватывает слушателя созданные мастером мелодии о необъятности Отечества, в ней колосящееся поле и журчание ручьев и рек, песни соловья и звон колоколов, поднявшийся из воды Китеж, моление Богородице, небо взыскующее, зима разухабистая, удаль размашистая, слава веков минувших, чудо русской поэзии, литургия Божественная, гармония…  «Я хочу создать миф: «Россия», — говорил он. — Пишу все об одном, что успею, то сделаю, сколько даст Бог. Я чувствую тайную связь с землей».

Миф этот был им создан. Георгий Свиридов написал музыку для фильма «Метель» (реж. В.Басов) по мотивам одноимённой пушкинской повести. Композитором был создан гениальный шедевр музыки, который уже десятилетия живет сам по себе, живет, как музыкальное воплощение русской души.

Музыка композитора долго оставалась малоизвестна на Западе, но в России его работы пользовались грандиозным успехом у критиков и слушателей за их простые, но тонкие по форме лирические мелодии, масштаб, мастерскую инструментовку и ярко выраженный национальный характер. Композитор продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего М. Мусоргского, обогащая его достижениями XX столетия. Он использовал традиции старинного канта, обрядовых попевок, знаменного пения, а в то же время — и современной городской массовой песни. Творчество сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность.

Поэт А. Блок в преддверии революции призывая слушать «грозный и оглушительный гул революции», замечал, что «гул этот, все равно, всегда о великом». Именно с таким «блоковским» ключом подошел Г. Свиридов к теме Великого Октября, обратившись к поэзии В. Маяковского. Это вдохновенная мелодия «Пойдем, поэт, взорлим, вспоем» в финале «Патетической оратории», где преображён сам образный строй известных стихов, а также широкий, радостный напев «Я знаю, город будет». Поистине, неисчерпаемые мелодические возможности раскрыл Г. Свиридов в Маяковском. А «гул революции» — в грозном марше первой части («Разворачивайтесь в марше!»), в «космическом» размахе финала («Светить и никаких гвоздей!»).

К сожалению, взаимоотношения Г. Свиридова со своим великим учителем Д. Шостаковичем были далеко не безоблачными. Юноша даже бросил консерваторию на последнем курсе, не вернувшись на занятия после разгрома, который тот учинил его шести песням на слова А. Прокофьева. Одно из самых успешных и значимых сочинений композитора «Патетическая оратория», развело Г. Свиридова и Д. Шостаковича, который не любил В. Маяковского и критиковал идею произведения на его стихи. Это противостояние, а также последующие творческие расхождения надолго охладили взаимоотношения композиторов. Общение между обоими возобновилось только несколько лет спустя.

Летом 1941 Георгий Свиридов был призван в армию, но к концу того же года слабое здоровье не позволило ему продолжать службу. Вернуться в осажденный Ленинград, где остались мать и сестра, было невозможно, и до снятия блокады он работал в Новосибирске. Композитор был обвинен в формализме из-за того, что был учеником Д. Шостаковича. В эту пору опальный композитор буквально бедствовали: «…после ждановского постановления 1948 года меня совершенно перестали исполнять и печатать, — вспоминал он, — я мог спиться тогда до смерти, это было мрачное, жуткое время, спас меня Аркадий Райкин тогда, спасли заказы на театральную музыку».

Полная творческая зрелость и независимость пришли к Георгию Васильевичу на грани 40 и 50-х гг., когда был найден свой жанр вокальной циклической поэмы и создана своя большая эпическая тема —поэт и родина. За произведением «Страна отцов» на стихи А. Исаакяна (1950) последовали Песни на стихи Роберта Бёрнса (1955), оратории «Поэма памяти Есенина» (1956) и «Патетическая» на стихи В. Маяковского (1959).

В 1956 году Г. Свиридов переехал в столицу. В Москве он вёл насыщенную общественную жизнь, занимая руководящие посты в Союзе композиторов. На творчество его вдохновляла поэзия Шекспира, Аветика Исаакяна в переводе Александра Блока, Роберта Бернса в переводе Самуила Маршака и даже стихи китайских поэтов Ван Вэя, Бо Цзюйи и Хэ Чжичжана.

Г.В. Свиридов, со свойственной ему прозорливостью, ещё в середине 50-х гг. ощутил необходимость сохранения русского поэтического и музыкального языка, бесценных сокровищ старинного искусства, создававшихся столетиями, ибо над всеми этими народными богатствами в наш век тотальной ломки устоев и традиций, нависла опасность уничтожения. К этому призывала и наша литература, особенно устами В. Астафьева, В. Белова, В. Распутина, Н. Рубцова и др. Не случайно композитор многократно возвращается и к поэзии русской деревни (вокальный цикл «У меня отец крестьянин» — 1957; кантаты «Курские песни», «Деревянная Русь» — 1964, «Лапотный мужик» — 1985; хоровые сочинения), и к страшным потрясениям революционных лет («1919» — 7 часть «Поэмы памяти Есенина», сольные песни «Повстречался сын с отцом», «Смерть комиссара»).

Г. Свиридов писал в дневнике: «Часто я вспоминаю свою Родину — Курский песенный край. Россия была богата песней, Курские края — особенно. Они хранились в памяти народных певиц и певцов, передаваемые изустно, из поколения в поколение — дивные, старинные напевы. Как они прекрасны, как они оригинальны, своеобычны, какая радость — слушать их. Один из музыкальных ладов, на котором построена моя кантата «Курские песни», говорит о глубокой древности своего происхождения. Этому ладу, я думаю, сотни лет. Теперь уже так не поют. Жизнь — неумолима! Радио и особенно телевидение вытесняют эту музыку. Будет жаль, если она совсем исчезнет».

С середины 50-х он приступает к созданию произведений на слова Сергея Есенина, написав многочастную поэму «Памяти Сергея Есенина». Популярность обретают его вокальные произведения на стихи Н. Некрасова, А. Прокофьева, М. Лермонтова. Композитор сознательно выбирает стезю песенного творчества, так как, по его убеждению, только голос является единственным инструментом от Бога. Композитора вдохновляли поэты первой величины – Лермонтов, Тютчев, Пастернак, Р. Бернс, Шекспир. Он положил на музыку и слог Маяковского, и даже прозу Гоголя.

Созданная семичастная «Патетическую ораторию» (1958-1959) на стихи В. Маяковского работа стала символом нового этапа в жизни композитора. Оратория была необычна многим – литературным источником (ведь поэзия Маяковского считалась антимузыкальной), расширенным составом оркестра и хора, смелой музыкальной формой. Произведение было удостоено Ленинской премии. За редким исключением, как, например, кантата «Ода Ленину» на слова Р. Рождественского, композитор не изменял своему призванию — воспевать Россию, ее людей, природу, культуру, духовность. Одним из последних произведений мастера стало хоровое сочинение «Песнопения и молитвы», написанное на темы псалмов Давида.

В начале 60-х Г. Свиридов написал на стихи А. Твардовского новый вариант гимна СССР, но он никогда не был обнародован и сохранился только в его личном архиве. Из всех композиторов Свиридов выше остальных ставил М. Мусоргского и А. Бородина за их безусловное следование канонам русской народной и духовной музыкальной традиции. «Хованщину» он считал величайшим произведением русского искусства. В 60-е годы Г. Свиридов, благодаря собранному фольклорному наследию края, открывает новую страницу в музыкальной академической традиции. Созданный цикл для хора и симфонического оркестра «Курские песни» на народные мотивы, Д. Шостакович так охарактеризовал это произведение и творчество своего ученика в целом: «У Свиридова мало нот, но много музыки».

«Глубоко неверная наша мысль о том, что Глинка – основоположник нашей музыки… – утверждал Г. Свиридов. — Народная песня и старая церковная музыка — вот то, что лежит в фундаменте нашей культуры. Это понял Мусоргский и тем стал велик. В следовании этим традициям и развитии их его свежесть и оригинальность». В своём творчестве Георгий Васильевич во многом наследовал «народности» Мусоргского, коего глубоко почитал. Он говорил: «Мусоргский,великий духовный композитор… Он открыл заново корневое русское искусство … полнокровное, могучее, хранившее народный дух, контактное с природой и её жизнью, наполненное изначально Божественного смысла — непостижимого и вечного». «Величие художника — это величие души (величие духа) художника. Величие Мусоргского и Бородина — это величие христианина».

Пожалуй, самыми любимыми и близкими композитору были Сергей Есенин и Александр Блок. Начиная с вокального цикла «У меня отец крестьянин» и вокально-симфонической поэмы «Памяти С.А. Есенина» (1956), Г. Свиридов постоянно использовал есенинские стихи для создания своих произведений. Почти так же часто он обращается и к поэзии Блока, которого считал пророком своей страны. Среди произведений: «Голос из хора», цикл «Петербургские песни», кантата «Ночные облака» и вокальная поэма «Петербург».

Кроме отдельных песен и юношеских романсов Г. Свиридовым написаны 10 великолепных хоров «Пушкинского венка» (1979), где сквозь гармонию и радость жизни прорывается суровое размышление поэта наедине с вечностью («Зорю бьют»). Жанр этого произведения автор обозначил как хоровой концерт. Это и «Пять хоров на слова русских поэтов», и кантата «Курские песни» на основе фольклорных источников, непосредственным образом связанная с родным краем и удостоенная Госпремии. Это произведение дало определение новому направлению в русской музыке, получившему название «новая фольклорная волна», в русле которой работали и композиторы-«шестидесятники» — Р. Щедрин, Н. Сидельников, С. Слонимский  и др..

 Венок – это один и символов самой жизни с её круговоротом времен года, цикличности рождения и смерти. В нём сплетены мысли и чувства, внешнее и внутреннее. Из творческого наследия А. Пушкина композитор выбрал 10 стихотворений – написанных в разное время, от 1814 до 1836 года, различных по темам, настроению, известных и почти забытых. Каждая из частей концерта, стремясь соответствовать поэтической первооснове, имеет собственное звучание. Автор не ограничивался хором, он вводит инструментальное сопровождение, колокольный звон, использует звучание второго камерного хора.

Из времён года Свиридов больше всего любил зиму, полагая, что зима — это «время, когда Россия особенно ярко выражает своё естество». Первым из композиторов написал кантату на стихи Б. Пастернака «Снег идёт» (1964), в которой всего на двух нотах он нарисовал завораживающую музыкальную картину тихого снегопада за окном. Для «Гимна Родине» композитор выбрал стихотворение Ф. Сологуба «Где грустят леса дремливые, изнурённые морозами…», посвящённое русскому Северу. Свежие и прекрасные северные зимы композитор с особым вдохновением музыкально иллюстрировал в своих произведениях. которая стало называться «Музыкальные иллюстрации к повести А. С. Пушкина «Метель»» (1973). В 1974 году по совету жены Эльзы Густавовны, знатока и ценителя его творчества, сделал основательную редакцию партитуры, мировую известность произведение получило в исполнении симфонического оркестра под управлением В. Федосеева. Наиболее интересными из «музыкальных иллюстраций» считаются композиции «Вальс», «Тройка», «Зимняя дорога». Критики обращали внимание, что в первой части иллюстраций свиридовская «Тройка» бежит зимой, что ощущается в музыке «непостижимым образом».

Два поэта, обладавшие пророческими чертами, занимали центральное место в творчестве композитора. Это А. Пушкин и С. Есенин. Свиридов писал: «В бурные времена возникают особо гармоничные художественные натуры, воплощающие в себе высшее устремление человека, устремление к внутренней гармонии человеческой личности в противовес хаосу мира… Стремление к внутренней гармонии, сознание высокого предназначения человека — вот что сейчас особенно звучит для меня в Пушкине». Были созданы непревзойдённые произведения на стихи А. Пушкина, подчинившего и себя, и всю грядущую русскую литературу голосу правды и совести, подвижнически служившего своим искусством народу.

С. Есенин — самый близкий и, по всем параметрам, — главный поэт для Г. Свиридова (было создано около 50 сольных и хоровых сочинений), но познакомился с его поэзией композитор лишь в 1956 году. Композитором были созданы такие произведения как вокальный цикл «У меня отец – крестьянин» (1957), кантата «Деревянная Русь» (1964). Картины ушедшей в историю России, лирический образ её старины воссозданы композитором во фрагменте «Поёт зима».

Строка «Я — последний поэт деревни» потрясла и сразу стала музыкой, тем ростком, из которого выросла «Поэма памяти Сергея Есенина» — произведение этапное для Г. Свиридова, для отечественной музыки и вообще для осознания нашим обществом многих сторон русской жизни тех лет. С. Есенин, как и другие главные «соавторы» композитора, обладал пророческим даром — ещё в середине 20-х годов, он прорицал страшную судьбу русской деревни. «Железный гость», грядущий «на тропу голубого поля», — это не машина, которой будто бы боялся поэт (так когда-то считали), это образ времени, апокалиптического, грозного. Мысль поэта прочувствовал и раскрыл композитор в музыке. Среди его есенинских сочинений — волшебные по своей поэтической насыщенности хоры («Душа грустит о небесах», «Вечером синим», «Табун»), кантаты, песни разных жанров вплоть до камерно-вокальной поэмы «Отчалившая Русь» (1977) подлинная вершина творчества композитора.

Георгий Васильевич 12 раз работал для кино. Музыка к двум фильмам превзошла славу самих картин. В 1964 году Владимир Басов снимал «Метель» по одноименной повести Пушкина и предложил Г. Свиридову написать музыку. Композитором был создан шедевр подлинно русской музыки.

Год спустя на экраны вышел фильм «Время, вперед!» о строителях Магнитки. В главных ролях снимались лучшие актеры своего времени. Музыка Свиридова ярко выразила энтузиазм и эмоциональный подъем советской молодёжи. Каждому из нас знакома- эмоциональная, стремительная, запоминающаяся увертюра к кинофильму Михаила Швейцера, которая позднее переросла в целую оркестровую сюиту из шести частей.

Музыка из фильм «Время, вперед» много лет звучала с экранов в качестве позывных информационной программы «Время» на ЦТ. Показательным в этом плане является его высказывание в тот момент, когда Георгий Васильевич узнал о том, что его музыкальную тему сделали позывными выпусков новостей, потом убрали, назвав «слишком тревожной», затем вернули вновь. Г. Свиридов так охарактеризовал ситуацию: «.. а если сказать откровенно, вообще не придавал этому вопросу большого значения. В жизни моей, как и в жизни и моего поколения, и старшего, было очень много неприятных, обидных, подчас несправедливых оценок, злобных выпадов, запретов, изъятий. Это было хорошей школой терпения и выдержки». Когда позывные к программе «Время» в очередной раз были возвращены в эфир, кинорежиссёр М. Швейцер сказал так: «Потому что эта музыка — навсегда. Потому что в ней пульс свободной от политической суеты жизни. В ней время, которое вопреки всем ударам судьбы, историческим катастрофам и непоправимым потерям, продолжается вечно».

При этом Георгий Васильевич сумел сохранить полную внутреннюю свободу и независимость, написать именно ту музыку, которая в нём жила, при этом в полной мере адаптировавшись к политическим и общественным условиям своего времени. Композитор не был обеспеченным человеком. Например, жил на государственной, а рояль, стоявший у него дома, арендовал у Союза композиторов.

Среди других киноработ композитора: «Римский-Корсаков» (1952), «Воскресение» (1961), «Красные колокола. Фильм 2. Я видел рождение нового мира» (1982). В 1981 году была экранизирована оперетта «Огоньки» (фильм «Это было за Нарвской заставой»).

Сочинение «Петербург», последняя масштабная работа, на создание которой ушло 20 лет – композитор заканчивал, зная, что доверит его первое исполнение молодому баритону Д. Хворостовскому. Премьера состоялась в Лондоне в 1995 году. В 1996-2004 годах певец выпустил два диска свиридовских произведений. Многие годы музой Г. Свиридова была Е. Образцова, с которой были сделаны несколько романсовых концертов, где композитор лично аккомпанировал певице, записаны пластинки.

Г. Свиридов считал, что: «Искусство нашего века несёт большую ответственность за то, что оно настоятельно и талантливо проповедовало… Но мудрость жизни заключена в ней же самой: новые поколения приходят в мир вполне чистыми, значит, дело в том, чтобы их воспитать в служении высокому добру. Неимоверная сила, которую обрело зло в искусстве, зависит в значительной мере от захвата им способов самоутверждения, саморекламы, самопропаганды, т. е. прессы, критики, учебных заведений, антрепризы и т. д.

Один лишь театр, концертный зал, журнал или газета, профессор в консерватории может приносить уже много пользы (хотя бы и один). Ибо он сеет семена добра, и нельзя себе представить, чтобы все они погибли. Зло старается изолировать, ошельмовать, уничтожить или опорочить таких людей… Но так бывало часто и раньше. Происходит подмена Русской культуры культурным суррогатом. Большой театр перестал быть театром прежде всего национальной оперы… Чего стоят некоторые оперы или балеты, в которых великие, глубочайшие произведения русской и зарубежной литературы обращены в рыночную дешевку…».

Георгий Васильевич переживал со всей остротой происходящее, отмечая события в своем дневнике: «И это называется «перестройкой»? Увы! Все это известно с Октября 1917 года и в разных вариациях существовало и существует более 70 лет…

Миром владеют мировые разбойники, уничтожающие целые народы. И большие народы, целые православные, инорелигиозные государства. Гигантская мировая мистификация. Старшие поколения обрекаются на нищету и быструю гибель, молодым приготовлена рабская участь…

Россия — грандиозная страна, в истории и в современной жизни которой причудливо сплетаются самые разнообразные идеи, веяния и влияния. Путь ее необычайно сложен, не во всём ещё и разгадан, она всегда в движении, и мы можем лишь гадать, как сложится её судьба. Её история необыкновенно поучительна, она полна всяких свершений, великих противоречий, могучих взлётов и исполнена глубокого драматизма. Мазать ее однообразной, густой черной краской … — на это способны лишь люди, глубоко равнодушные или открыто враждебные Родине. Это апостолы зла, нравственно разлагающие народ с целью сделать его стадом в угоду иностранным туристам, современным маркизам де Кюстинам или просто европейским буржуа. Такая точка зрения на Россию совсем не нова! Достоевский гениально обобщил подобные взгляды и вывел их носителя в художественном образе. Это Смердяков…».

Несмотря на ясное видение бедственного положения своего народа и Отечества, композитор не терял веры в лучшее их будущее: «Мы переживаем эпоху третьей мировой войны, которая уже почти заканчивается и происходит на наших глазах… Для того, чтобы завоевать Россию окончательно, надо еще многих из нас просто перебить, как собак — говорил он— пока жива литература, жив и русский народ…Духовность — высшее начало в человеке, его божественная часть, божественная природа, соединенная в индивидууме с земным, животным, матерьяльным началом, олицетворением низменных страстей и помыслов…».

Спасение России видел Г.В.Свиридов, как и все духовно зрячие люди, лишь в одном – её духовном возрождении, он пишет в дневнике: «Найти человеку верный путь в жизни — всегда непросто, — писал он ещё в 1987 году—в наши хаотические дни это стало неимоверно трудно. Масса людей — потерявших всякие ориентиры, масса — избравших неверный путь, чреватый большим Злом. Многие живут вообще без пути, без движения, лишь шевелясь на месте, как черви в сортире. Боже! Помоги выйти на дорогу всем близким и любимым, не утратив света во тьме!»

Георгий Васильевич был энциклопедически образованным человеком. Его домашняя библиотека насчитывала более 2,5 тысяч книг – от античных драматургов до советских писателей. Он прекрасно разбирался в живописи и скульптуре. Существуют воспоминания очевидцев, как он провел экскурсию в залах с полотнами Тернера в лондонской художественной галерее. Известно, что в репетиционной работе, и в повседневной жизни, композитор был резким и авторитарным, он не переносил непрофессионализм и беспринципность.

Личная жизнь Г.В. Свиридова складывалась непросто. Он был три раза женат. У него было два сына, но по трагическим обстоятельствам Георгий пережил обоих сыновей. Старшего сына Свиридов назвал в честь Сергея Есенина, после смерти которого он перенёс первый инфаркт. Младший сын Георгий Георгиевич был крупнейшим специалистом по средневековой японской прозе. В 1991 году его пригласили работать в Японию. Для него это стало в прямом смысле спасением – из-за хронической почечной недостаточности он нуждался в регулярном гемодиализе, который в Японии делали бесплатно. Когда композитора сразил второй  инфаркт,  то о смерти  младшего  сына он  уже и не узнал.

О первых двух браках композитор никогда не упоминал в интервью. Известно, что первая жена Георгия Васильевича была пианисткой, сокурсницей композитора по техникуму. Звали её Валентина Токарева. Вторая жена Свиридова, артистка Аглая Корниенко, ради неё Георгий Свиридов оставил свою первую семью и маленького четырехлетнего Сережу. В браке с Аглаюшкой, как ласково её называл музыкант, у него родился второй сын Юрий.

Его третья жена — Эльза Густавовна Свиридова (Клазер) с которой он познакомился   на музыкальном вечере в филармонии. Эльзе Густавовне захотелось лично выразить свою благодарность Г.В. Свиридову, и после встречи они уже не расставались, так велика была сила чувства, вспыхнувшего в сердцах обоих.  Эльза Густавовна была тонким знатоком искусства и ценителем творчества своего супруга. Во многом она направляла его советами и своим взглядом со стороны.

За несколько месяцев до смерти композитор стал почетным гражданином Москвы. В конце жизни композитор сожалел, что не написал оперу, поскольку ошибочно считал, что этот жанр себя исчерпал. Однако две оперетты Свиридова, «Раскинулось море широко» и «Огоньки», пользовались большой популярностью.       Последние годы своей жизни тяжелобольной композитор много времени проводил на даче, занимаясь написанием музыки и любимой рыбалкой. Умер композитор в канун Рождества 6 января 1998 года от обширного инфаркта. Гражданская панихида и похороны состоялись 9 января в Москве. После отпевания в храме Христа Спасителя Георгий Васильевич Свиридов был похоронен на Новодевичьем кладбище.

Эльза Густавовна некоторое время, после его ухода, была директором фонда имени Г. Свиридова. У композитора не осталось прямых потомков. Супруга скончалась через четыре месяца после него. Всем творческим наследием Г.В. Свиридова занимался сын его сестры, искусствовед Александр Белоненко. Он создал Национальный свиридовский фонд и Свиридовский институт. Им была опубликована книга «Музыка как судьба», составленная на основе дневников, которые композитор вёл с конца 60-х годов. В 2002 это издание было объявлено книгой года.

Память. В Курске был открыт первый памятник композитор(2005), на котором высечены его слова: «Воспеть Русь, где Господь дал и велел мне жить, радоваться и мучиться». В родном городе композитора Фатеже 16 декабря 2005 года был открыт мемориальный дом-музей композитора. В 2005 году, в Санкт-Петербурге, на территории Гуманитарного университете профсоюзов, на аллее Почётных докторов открыт бронзовый бюст композитора (Скульптор А. Чаркин).

На домах, где жил композитор, в Москве и Курске открыты мемориальные доски. Астроном Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкина назвала открытый 14 октября 1982 года астероид N 4075 в честь Г. В. Свиридова 4075 Sviridov. Астероид N 5093, открытый в ту же ночь, был назван ею 5093 Svirelia в честь жены композитора Эльзы Густавовны Свиридовой-Клазер.

Галина Ергазина-Галеррос,

Болат Шакипов

фото автора


1 комментарий

  1. Любовь Рыжкова

    Глубокий материал, благодарность авторам. Замечу, что одно из лучших сочинений Г. В. Свиридова – его дневник, по своей правдивости и эмоциональному воздействию не уступающий дневникам Ф. М. Достоевского. Что тут скажешь – два русских гения. А на этих вершинах иерархии нет

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика