Суббота, 23.11.2024
Журнал Клаузура

Лариса Петрова. «ПРОГУЛКА ПО НЕВСКОМУ ПРОСПЕКТУ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, ВЕК XIX – ВЕК XXI. Часть 3» (Музей под открытым небом)

ЧАСТЬ 1

ЧАСТЬ 2

Невский проспект возле Думы – вот где мы с Вами, дорогой читатель, остановились, если не пропустили Вы нашу прогулку-экскурсию в предыдущем номере журнала. В любое время суток главная улица столицы жила своей жизнью, и жизнь эта определялась людьми, ее наполнявшими. Никак нельзя не вспомнить, рассказывая о Невском проспекте, Николая Васильевича Гоголя так метко описавшего в одноименном рассказе разный люд, что заполнял его в разные часы суток. Но конечно невозможно отвлекаться на этот рассказ, поскольку встретились мы вновь совсем для другой цели, так что продолжим нашу прогулку. Мы с вами  все еще стоим возле Думы, она справа от нас и смотрим на перспективу Невского вдоль Гостиного двора. Ночи в северной столице светлые, и все прекрасно видно и Публичную библиотеку, полукругом выходящую из-за линии Гостиного двора, и ряд жилых домов напротив. Везут на санях, спешат доставить, пока не рассвело, товары в магазины-лавки самого крупного торгового центра столицы. Похоже, что начали чистить проезжую часть, а в это время туда и обратно носятся извозчики. В карете, запряженной четверкой лошадей, везут вельможу…  домой или на бал в Аничков дворец? Скорее всего – в далекое путешествие, потому что Невская першпектива – это путь, по которому въезжали и уезжали из города, границей которого в то время была река Фонтанка.  Должно быть, тепло в этот час, потому что стоят или медленно прогуливаются пешком вдоль жилых домов с горящими окнами  всё еще не спящие столичные жители.

Невский проспект у Гостиного двора. Литография Луи-Жюльена Жакотте.

А так проспект выглядит сейчас, практически, в том же ракурсе, но с земли…

Можно видеть, что против Гостиного двора в начале квартала все дома сохранилось «по росту». А вот ближе к Публичной библиотеке, что находится на пересечении Невского проспекта и Садовой улицы, дома конечно «подросли». Очень многие здания  по Невскому были надстроены, как правило, на 2 этажа. При этом максимально сохранялся стиль и  декор строения. Идем вдоль Гостиного двора и напротив него в просвете  между  вторым и третьим домами на этом фото, его закрывает тумба с рекламой, видим Армянскую церковь, как попросту называют ее горожане.

Для строительства Церкви Святой Екатерины (Армянская Апостольная Церковь)

Екатерина II  передала по просьбе крупного государственного деятеля и просветителя Ивана Лазаревича Лазарева (1735-1801), руководителя армянской общины,  участок земли на северной стороне Невского проспекта. Община немедленно приступила к сбору средств. Строительство храма и прилегающих церковных домов вел автор проекта, крупнейший зодчий Петербурга Юрий Матвеевич Фельтен (1735-1801 гг.). Через 8 лет, в 1779 г., напротив недостроенного еще Гостиного двора поднялся стройный и нарядный храм, вокруг которого позже сформировался ансамбль зданий армянской общины. Изящная церковь Св. Екатерины, увенчанная куполом на стройном барабане, создана в традициях раннего русского классицизма. Все элементы здания тонко прочерчены и соразмерны. Фасад, обращенный к Невскому проспекту, отмечен строгим портиком, на фронтоне которого помещен скульптурный рельеф. Необычен его сюжет: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
В 301 г. армянский царь Трдат III принял христианство и повелел епископу Григору Просветителю крестить Армению. Армения была первой страной, где христианство стало государственной религией.

Армянская церковь. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

Наше время

Смотришь на литографию и видишь – красиво нарисовали. Церковь такая стройная, изящный и достаточно высокий купол  устремлен ввысь. И хотя в наши дни хорошо сохранился  дом слева, причем, со всеми деталями, кроме козырька над балконом, такой строгости в очертаниях и  какой-то вознесенности  церкви над нашим бренным миром я не ощущаю. Причем, на это восприятие никак не влияет тот факт, что дома перед церковью ушли в землю, так сказать, «по самую ватерлинию», если соотнести ее с той частью домов, которая изображена на литографии серым цветом. Просто художник – это художник, со своим  видением предмета и его восприятием. И требовать от него соблюдения всех реальных относительных размеров вовсе неуместно. Такое мое личное мнение, несмотря на то, что самые высшие и заслуженные хвалебные слова  были высказаны в адрес  Василия Семеновича Садовникова, крепостного княгини Н.П. Голицыной, который в числе домашней челяди жил в ее петербургском доме.

      Идем дальше, до Садовой улицы, переходим на другую сторону проспекта и оборачиваемся, чтобы еще раз увидеть перспективу Гостиного двора. Красиво тут было и раньше,  красиво и сейчас, не смотря на годы и совсем другую жизнь.

Гостиный двор. Литография К. Беггрова 1823г.

 

Современный "не солнечный" ранний вечер. Очень петербургский вид Невского проспекта у Гостиного двора со стороны Садовой.

С исходной фотографией, сделанной  уже в довольно темное время суток, пришлось мне несколько повозиться и «перенести» ее по световому освещению на несколько часов назад. Ну, что же делать, если мой помощник-однокашник Боря смог добраться сюда столь поздно, огромное ему спасибо за участие. В конце концов, все получилось довольно сносно. Кстати, деревья исчезли не так уж и давно — примерно в начале нулевых. Мне такое решение не нравится, очень жаль, да и рекламные будки «а ля старина» мне лично не по сердцу, тем более в таком оживленном месте. Ох уж, эта реклама…!

Сама Садовая улица и Невский проспект возле нее выглядели в начале 19 века так.

Садовая улица. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

 

Невский проспект возле Садовой улицы. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

Современный Невский проспект возле Садовой улицы.

А вот тут у меня самой вопрос. Похоже, что художник «погрешил против истины», написав шпиль Михайловского дворца в глубине?  Дома и дворцы, ясное дело, не  переносили. Ну, построили дома, вдоль Садовой, повысили этажность, но шпиль-то на крыше  Михайловского замка должен бы быть виден, если  на литографии  все точно, как уверяли современники. Однако, современникам нужно верить… Видимо, дело в освещенности, как в примере с Казанским собором. Дома, как видим,  коренной реконструкции сильно не подвергались, хотя первый этаж здания справа точно реконструирован и переплеты всех окон иные – это необходимость укрыться от шума привела к замене старых окон на пластиковые.  А громоздкая реклама, конечно,  вид обезобразила ….

Продолжим наш путь, обогнем здание Публичной библиотеки, что справа, и выйдем к «катькиному садику», как его попросту называют горожане. Сквер с памятником Екатерине II, работы архитектора Опекушина,  появился много позже времени создания литографии. На ней великолепная широкая площадь, в полной красе открывающая и Александринский театр, и  главное здание Публичной библиотеки.

 Театр учрежден Сенатским Указом, который дочь Петра Великого — императрица Елизавета — подписала 30 августа 1756 года в день Святого Александра Невского. Первоначальное название — «Русский для представлений трагедий и комедий театр». Труппу возглавил «отец русского театра» Фёдор Волков, директором театра стал драматург А. П. Сумароков. С 1759 года театр получил статус придворного. «Российские придворные актёры», игравшие пьесы Сумарокова, Фонвизина, Я. Б. Княжнина, В. И. Лукина, П. А. Плавильщикова, П. Корнеля, Ж. Расина, Вольтера, Ж. Б. Мольера, П. Бомарше, долгое время до этого выступали в различных театральных помещениях, не имея своего собственного. С 1832 года театр драмы получил великолепное здание в центре Невского проспекта в Санкт-Петербурге, построенное по проекту великого архитектора Карла России. Пишут, что это здание было названо Александринским театром в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. Но ведь и указ-то был подписан в день Святого Александра Невского… так что считайте, как хотите, почему театр так назвали.

В Александринском театре состоялись  премьеры практически всех произведений русской драматургической  классики от «Горя от ума» А.С. Грибоедова до пьес А.Н. Островского и А.П. Чехова. Александринский театр – это  учебник истории русского театрального искусства. Во второй половине XIX века сложилась труппа, связанная с именами  В. Каратыгина, В. Н. Давыдова, К. А. Варламова, М. Г. Савиной, П. М. Свободина, В. В. Стрельской, В. П. Далматова, М. В. Дальского, П. А. Стрепетовой, затем В. Ф. Комиссаржевской и позднее Е. Корчагиной-Александровской, Н.Симонова, Н. Черкасова, В. Меркурьева, И. Горбачева, Б.Фрейндлиха, Е. Тиме, Н. Ургант.

В театре работали великие театральные режиссёры Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. С театром сотрудничали великие художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман   и выдающиеся композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.

Площадь перед Александринским театром. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

Справа на фотографии здание  Публичной библиотеки (ныне Российская национальная библиотека). Датой её основания принято считать 27 (16) мая 1795 года, когда началось строительство специального здания на углу Невской перспективы и Сенной (нынешней Садовой) улицы. Заложена библиотека по повелению Екатерины II, автор проекта — архитектор Е. Соколов. К 1801 году здание было уже выстроено, однако библиотека открылась для посетителей значительно позже, только в 1814 году.

«Истинная цель открытия книгохранилища состоит в том, чтобы всякий кто бы он ни был, мог требовать для своего употребления всякого рода печатные книги, даже и самые редкие, коих в частном состоянии трудно иметь, а иногда, по обстоятельствам, и отыскать нигде невозможно… «. В этих строках выделено главное: все богатства библиотеки должны быть доступны для каждого ее посетителя. Однако историю Петербургских публичных библиотек нужно писать отдельно. Они создавались многолетним трудом многих людей и сохранялись в годы самых тяжелых испытаний. Теперешнее же положение публичных библиотек по всей стране более, чем плачевное. Видимо, они скоро исчезнут совсем, за исключением небольшого числа книгохранилищ…

Невозможно было сфотографировать Александринский театр так, чтобы приблизить изображение к литографии – мешали деревья и сам сквер на бывшей площади. Потому в  качестве современного вида  этого центрального места на Невском проспекте я предлагаю вам посмотреть на  уникальное фото с крыши. Делают  это с  разрешения автора фотографии Игната Черняева, который создал много подобных уникальных видов c крыш  нашего города (и не только нашего) и представляет их в своем журнале (Ignat Chernyaev).

Тем временем мы с вами подошли к Аничковому мосту (ударение на вторую гласную), который назван в честь инженера, его строившего. Сам дворец – слева. Река Фонтанка, окружающая весь центр города, является третьей «водной преградой» на Невском проспекте. Обратите внимание, что в 19 веке, пока не поставили творений Клодта, мост выглядел иначе.  В башенках располагались механизмы для разведения  его центрального пролета. Таких мостов с  башенками, установленных через Фонтанку, было несколько, но впоследствии  все башни  разобрали, и на сегодня  остался только один такой мост – Ломоносовский. Но тема мостов через Фонтанку – особая и самостоятельная.  Стела на мосту, изображенная на литографии, — это верстовой столб. Такими столбами размечали главные дороги от границы города до «важных мест», куда отправлялись гонцы со срочными донесениями. В настоящее время сохранилось 2 таких столба на бывшем пути следования курьеров к Большому дворцу в Петергофе.  Один из верстовых столбов стоит в начале Московского проспекта,  второй – уже в самом Новом Петергофе,  возле ограды Дворца, в дальней от города части Верхнего парка.

Литография К. Беггрова по рисунку Тона и Шифляра.

Вид с Аничкова моста сегодня.

 

По другую сторону моста, напротив Аничкова дворца, располагается дворец Белосельских-Белозерских, имеющий, как и многие дворцы Петербурга, свою особую историю…

Невский проспект у Фонтанки. Литография Иванова по рисунку Садовникова.

Такой  дом стоял тут в конце 18 века.  Из Википедии можно узнать, что «в 1797 году княгиня А. Г. Белосельская приобрела у И. А. Нарышкина небольшой каменный дом на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Дом был снесён, и  на его месте к концу XVIII века архитекторы Тома де Томон и Ф. И. Демерцов построили первый трёхэтажный дворец со скромным фасадом в классическом стиле. Облик этого дома, сохранился на рисунке М. Н. Воробьёва».

Указанного рисунка я не разыскала, но трехэтажный дом в классическом стиле, изображенный по рисунку Садовникова, по моему мнению, и есть тот самый дом.  В 1846—1848 годах архитектор А. И. Штакеншнейдер коренным образом перестроил дворец для князя К. Е. Белосельского-Белозерского. Нужно заметить, что князь скончался в то время, когда был готов только фундамент. Литографии построенного тогда дворца у меня нет, возможно, ее и не существует. Но очень уж хотелось иметь изображение дворца, выполненное в то время. Поэтому пришлось использовать рисунок, помещенный в Википедии, который я увеличила, чтобы иметь возможность рассмотреть подробности. Рисунок – это всегда рисунок, даже если по нему сделана литография, поэтому вполне могут иметь место нарушения пропорций. Это мы и видим, сравнивая, например, относительные размеры надстроек на крыше с современной фотографией, однако они невелики.

И.И. Шарлемань. Вид с Аничкова моста на дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. 1850-е годы. (взят из Википедии)

Дворец, вообще-то, носит условное название, т.к. у него было много хозяев, но Белосельские-Белозерские – первые, потому за дворцом оставлено это имя. О судьбе каждого из них и дворца можно прочитать интересную информацию в Википедии по запросу «Дворец Белосельских-Белозерских».

Попытка сфотографировать дворец в настоящее время в том же ракурсе оказалась не столь успешной из-за обилия транспорта и прохожих.

Однако на втором фото дворец в современном виде представлен  все-таки неплохо для того, чтобы разглядеть подробности декора. Дворец, так же, как и Строгановский дворец на реке Мойка, построен в стиле русского барокко. На Невском проспекте только эти две постройки , благодаря своему стилю, ярко выделяются среди прочих строений, выдержанных в строгой классике.

Мы прошли с вами от самой Невы до Фонтанки. Именно в этой части Невского проспекта сохранилось наибольшее количество памятников, запечатленных на литографиях 19 века. Однако заканчивается Невская першпектива, согласно выполненному замыслу градостроителей, Свято-Троицкой Александро-Невской лаврой, которую я хочу показать вам без современной ее фотографии. Не получилось сфотографировать ее современный вид с площади, а среди множества ее изображений ничего похожего не отыскалось – архитектура ее внутренних построек значительно привлекательнее.

ВИД У АЛЕКСАНДРО-НЕВСКОЙ ЛАВРЫ 1820-е гг. Рисунок К.Сабата и С.Шифляра.

Это последняя заключительная часть большой темы о Невском проспекте – главной улице Санкт-Петербурга.

Надеюсь, что вам было интересно.


комментариев 6

  1. DrTurumin

    Какая Вы однако многогранная, много читаете и анализируете. С теплотой и любовью пишите о нашей истории. В наше время, когда ничего и никому не надо. Спасибо, что такие люди еще есть, кому не безразлична наша история. Искренне, DrTurumin.

  2. Елена

    Спасибо, очень интересно.
    Разглядывая фотографию Гостиного двора, я как всегда с сожалением подумала об исчезнувших деревьях. И после этого прочитала Ваше мнение. В зелени была душа, а без зелени наш город превращается в каменного монстра.
    Одно удовольствие смотреть на старинные рисунки, где каждый дом — пооизведение искусств, а вместе — ансамбль.
    Реклама и бездумная перестройка искорежила город.
    Еще хотела добавить насчет мостов с башенками через Фонтанку. Есть еще один — Старо-Калинкин мост.
    Вот он на фото:
    http://www.most-spb.ru/staro-kalinkin/staro-kalinkin_glav.htm
    Мне очень нравится этот петербургский уголок, рядом — Адмиралтейские верфи, Морской госпиталь, Здание пожарной команды, Дом купца Отта -Благородный пансион, где жил и преподавал Кюхельбеккер. Подумайте, может быть это место станет объектом Вашего нового рассказа 🙂
    С удовольствием бы об этом почитала
    Большое спасибо!

  3. Василий

    Прекрасно!
    Спасибо за великолепный рассказ.
    Очень нужны такие рассказы даже тем, кто часто там бывает.
    А тем более они нужны тем, кто там бывает редко.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика