Некоторые размышления после прочтения в журнале «Клаузура» очерка о Н.Г. Гарине-Михайловском по случаю его 170-летия со дня рождения
18.12.2022«Рыцарю железных дорог», писателю, путешественнику
Николаю Георгиевичу Гарину-Михайловскому
посвящается
С большим интересом и удовольствием ознакомилась с деятельностью Николая Георгиевича Гарина-Михайловского, о ком, к великому сожалению, мало что знала. Под впечатлением прочитанного захотелось поделиться своими мыслями.
-
1. Перед читателями автором очерка развернута панорама всей жизни Николая Георгиевича. Это дает возможность получить целостное представление о прожитых им годах, а ведь их было всего-то 54!.. Но масштаб его деятельности просто поражает!..
Текст разделен на небольшие подразделы, в каждом из которых внимание читателя привлекают точно расставленные акценты, что позволяет, не утомляя читателя, не упустить главные нити в повествовании.
-
2. Личность Николая Георгиевича многогранна, словно он вобрал в себя несколько жизней и блестяще их прожил: писатель, инженер-изыскатель, проектировщик и строитель железных дорог, бесстрашный путешественник, достойный семьянин, воспитавший девять детей в двух браках и трех приемных сирот!..
-
3. Не боялся круто разворачивать руль жизни и переходить с одного вида деятельности к другой. Так было с его проектом создания в своем имении образцового сельского хозяйства. Увлечение этим проектом не принесло желанного результата, поскольку крестьяне оказались не готовы к нововведениям.
-
4. Поражает масштаб работ по строительству железных дорог, в том числе, Транссибирской магистрали с запада на восток. При любом строительстве всегда много «заковыристых мест»: какой путь выбрать, чтобы и техническое решение было приемлемо, и денежные средства предельно сэкономить. Опять же, необходимо было решить, где строить мост через Обь?.. А может быть, лучше через Томь, и тогда магистраль пройдет через старый и богатый в то время город Томск?.. Нам, сибирякам, такое знание особенно интересно.
В центре принятия решения, конечно, Николай Георгиевич: его слово было весомо и доказательно, поскольку он обладал не только знаниями, практическим опытом, но и потрясающей интуицией и наблюдательностью.
-
5. По мере углубления в чтение, я искала ключевую фразу для понимания сути личности Николая Георгиевича. И я нашла её!..
«Я сто раз после смерти боюсь бесцветности!» – говорил он. Ему хотелось богатой палитры красок своего мироощущения, и бесцветность его категорически не устраивала. Поэтому он пытался разнообразить свой мир, расширить границы познания и научиться радоваться миру!
Конечно, всегда возникают препятствия разного рода и трудности, а их преодоление – и рискованное, и опасное, и болезненное дело: «А разве можно пройти по жизни и никого не задеть, не сломать?» – так рассуждал Николай Георгиевич. Добавим к этому – и пройти по жизни, не услышав обвинений, упреков, нареканий, обид?.. Всего этого было у него в избытке.
-
Но Николай Георгиевич, воспринимая жизнь, как праздник, стремился, чтобы и окружающие его люди почувствовали подобное.
Когда в его руках появлялись деньги, он тратил их, как свидетельствовали его современники, безрассудно, – делал подарки, помогал больным и неимущим, одним словом, был щедр по-русски.
Весьма болезненно воспринимал стремление своих коллег к обогащению. На деньги смотрел, как на средство порадовать окружающих, осуществить свои планы и мечты, путешествовать, все шире и глубже познавая мир.
-
7. Литературный дар, которым обладал, Николай Георгиевич воспринимал как приятный досуг. Присущие этому процессу воображение, озарение, интуиция (как известно, Божьи дары) всегда сопровождали его творчество. А главное – получал удовольствие от рождения своего СЛОВА.
При проведении рискованных и опасных путешествий, от которых просто дух захватывает, Николай Георгиевич вырывался на просторы огромного мира Земли и потом рассказывал о них в книгах, наполняя содержимое всевозможными красками полученных впечатлений.
Я думаю, что Николаю Георгиевичу было всегда понятно, что неповрежденным сквозь врата Бытия проходит лишь СЛОВО. Вот и спустя более века мы можем держать в руках его книги, листать страницы и впитывать мудрость, красоту и притягательность его литературного творчества.
-
8. Старшее поколение, родившееся в 30-50-х годах 20-го века, знает Гарина-Михайловского по его книге «Детство Тёмы». Вечный вопрос (и тогда, и сейчас) о сути воспитания ребенка. Николай Георгиевич очень любил детей. В его детстве со стороны отца была утверждена строгая дисциплина, а также наказание за каждый проступок. А цель – подготовить ребенка к полноценной жизни, к ее неизбежным промахам и победам.
Но есть, как мы знаем, и другой путь, нередко предпочитаемый родителями, – любовь и терпение. Но, как известно, жесткие методы воспитания чаще всего ведут к озлоблению, замкнутости, негативному отношению к жизни. Любовь и терпение – к избалованности, инфантильности, беспомощности в трудных жизненных ситуациях. По моему мнению, приемлемо некое особое сочетание этих двух подходов, для каждого ребенка – свое…
Для Николая Георгиевича жесткое воспитание пригодилось при строительстве железных дорог и во время путешествий, когда он отвечал за вверенных ему людей. Но стоит отметить, что его мировоззрение всегда оставалось радостным.
Видимо, так было предназначено судьбой: Николай Георгиевич – уникальный человек!.. Яркая звездочка на небосклоне человеческих жизней. Про таких говорят: «Бог поцеловал в макушку».
…Сердечно благодарю редакцию журнала «Клаузура» за предоставленную возможность высказать свое мнение.
Лидия Флавиевна Коверникова
фото из открытых источников
1 комментарий
Станислав Федотов
20.12.2022Прекрасное дополнение к очерку Риммы Кошурниковой!