«Политика с буффонадой…» К 50-летию смерти Г. Козинцева
11.05.2023Долго шёл к трём пикам: долго, всю жизнь, набирая опыт, гроздья образов вызревали…
Три шекспировских пика Г. Козинцева зажглись той катастрофической яркостью, соприкосновение с которой заставляет меняться, переосмысливая жизнь.
Дело, конечно, и в Смоктуновском, ставшем Гамлетом, ушедшем в штольню, глубже которой не представить!
Нет, в бездну…
…когда-то Козинцев учился живописи, в школе-студии Экстера, участвовал – вместе с другими ребятами – в авангардном оформление киевских улиц…
Всё должно быть авангардным, но – Дон Кихот классическим: и экранизация Козинцева становится образцовой, хотя это вообще невозможное дело – экранизация, разве, что запустить по экрану текст.
Тем не менее, Козинцев сделал невозможное: нашёл кино-образы, настолько соответствующие таинственному духу Сервантеса, что к шекспировским его пикам добавился вечный рыцарь, вечный ратоборец зла.
…Козинцев снимал короткометражки, он стремился соединить политику с буффонадой, добавив бурлеска, он осваивал, штудировал режиссёрское мастерство, и, учитывая двадцатые, когда само ремесло это находилось в стадии становления, сам придумывал методы.
Он снимал романтические мелодрамы, а потом предложил немую экранизацию «Шинели».
Сейчас сложно пересматривать – банально не хватает звука.
Режиссёр шёл и шёл к вершинам: чтобы воссиял Гамлет-Смоктуновский, чтобы проехал по душам новый Дон Кихот: ещё невиданный никем; Г. Козинцев оставил сияющую кинематографическую гроздь, которая будет удивлять наиболее чутких потомков многих поколений.
Александр Балтин
фото из открытых источников
1 комментарий
Михаил Александрович Князев
12.05.2023Смоктуновский-Гамлет ни в какие «штольни» не уходил. Он поднялся до небес, став символом ума и совестливости для русского человека. Козинцев из шекспировского героя сделал русского мыслящего интеллигента.