Рецензия на книгу Льва Харченко «Углеводы»
27.10.2023
/
Редакция
«У ценных камней серое тело, / Цветные они внутри»:
рецензия на книгу: Лев Харченко. Углеводы. Сборник стихов.
– Белгород: Издательство Сичкаревой Е.В., 2023. 80 с.
Это первая книга автора, являющегося в настоящее время студентом 4-го курса Института информационных технологий и управляющих систем Белгородского государственного технологического института им. В.Г. Шухова, и он же призер конкурса «Поэтическое многоборье» (2-е место) – Иркутск, 2023 год. Это данные к сведению, а по содержанию книги ничего подобного молодому студенту здесь нет: перед нами зрелые стихи вполне сложившегося автора. Прислушаемся:
Чтобы мальчики своим прекрасным девочкам / Перед сном читали книжки вслух. // Глядя на водную гладь, / Я скажу, дребезжа и рассеянно – «Хватит уже убегать / Хочу быть твоим Енисеем». // Счастье ты моё иллюзорное… Я почти двадцать лет на обочине. / И теперь твое имя, как зов оно, / Звенит в ушах колокольчиком. … Счастье ты моё… Иллюзорное? / Где ты есть? Обошел все места я / И тебя, хоть это позорно, / Не могу ни забыть, ни представить. Вижу твой силуэт возле речи за вязами, / только если глаза закрыты или завязаны // Её эго потешь. Погляди – / Ей подвластны и Одер, и Волга. / Луна не знает пути. Ориентир – Только вой одинокого волка. // А может, мы хотим лишь убедиться, / что боль у всех – основа отношений?
Стихи зрелые и, скажем так: современные. «Про белгородские памятники», «Грозарий», «Фронтовое», «Стих о ником», «Пожар на нефтебазе», «Физика чёрного неба»… Мы прошлись по заглавиям стихотворений, а внутри каждого – мысль не заёмная, своя.
Вот стихотворение «Грозарий». Я не боюсь грозы. На рдеющее зарево / Готов смотреть с открытыми глазами. / «Я так люблю цветы», сквозь дождь сказали вы. / Родная. Чем вам небо – не розарий? …Но дверь не откликается, молчит! / Молчать так жутко только двери могут! … Но я едва держу себя в руках, / Со всех сторон слышны пугающие вести. / Я все боюсь, но как Котёнок Гав, / Тебе скажу – давай бояться вместе».
В современной поэзии наблюдается дефицит чувства. Показательно, что все чаще раздаются голоса: не надо эмоций! Только без эмоций! Об этом пишет Н. Иванова в статье «Запрет на любовь. О дефиците эмоций в современной словесности:
«Психологи встревожены возрастанием частоты и интенсивности эмоциональных нагрузок – и негативным отношениям к эмоциям: от установки в обычной жизни («Давайте обойдемся без эмоций», «Оставим эмоции в стороне!») до литературной моды на полную бесстрастность, отчужденность от чувства, отказ от его изображения, нежелание иметь дело со страданием и состраданием, а также гневом, радостью, страхом и печалью»
(Знамя, 2011, № 11. С.3-5)
В рецензируемой книге чувства есть, но они сдержанные, мужские, и опять-таки, не заемные. Но здесь проступает и самое интересное: как передаются эти чувства. И мы отметим сейчас четыре выразительных приема, свойственных этому автору.
Во-первых, богатство используемых ассоциаций. В стихах упоминаются Андрей Белый и Борис Рыжий, Печорин и Пелевин, Сартр и Прокофьев, Геббельс и Щорс, Магомаев и Модильяни. Мы не всех перечислили, но они весьма характерны, поскольку не часто встречаются в современной поэзии. А географические наименования: улица Лизюкова, Чертаново, Евпатория, памятник Ленину, Везёлка, Алеппо! Все эти слова талантливо вплетены в текст.
Во-вторых, специфическая особенность автора – это умение увидеть внутри слова дополнительные и такие значимые смыслы: адеКВАтно, эКВАтор, ин-КВАрто, аКВАрель (в стихе «Лягушки на набережке»). Конечно, это здесь явно идет по смыслу, но и в заключительных строках поэмы про демона тоже встречается: «Раз ты правда такой всемогущий, / ДЕМОНстрируй все, что умеешь».
В-третьих, это новизна рифм: замочек – мои очи, не ной – Ной, в парке – День паркий, растеряна – растения, каждый ярд – есть я, исполню я – в преисподнюю (из поэмы «Свидание с демоном»).
В четвертых, это современная лексика, которой в принципе немного, но она есть и по-своему играет смыслами, множит их: чипсы, энергетик, атомы радиоцезия…
Мы вкратце охарактеризовали язык – тот самый, наш, который создает пространство стихов и который неповторим. В конце книги, на обложке, есть послание нам, читателям: «Книга называется “Углеводы”, потому что не рассчитана на то, чтобы остаться в веках, её можно прочитать, получить удовольствие от рифм и образов и забыть, как вкус конфеты». Что ж, забыть или не забыть – об этом решат потомки.
«Шел по городу в ночи. Город спал, будто солдатик / На лафете. Не кричи, / не буди его, приятель // Дай поспать, ведь он влачит / всех людей, за них в ответе. / А пока что тут, в ночи, / только мы, весна и ветер».
«В яркий фантик городок обернут, а / Цвет внутри, как в фильмах Тима Бёртана, / Не увидите хоть это дважды вы. И / Помните, что если город мёртвый, / Люди в нём вполне себе живые».
Такой дан посыл, зрелый, весомый, актуальнейший для сегодняшнего дня. В сборнике есть и философское начало – то самое, которое делает стихи стихами и которое свойственно автору – наблюдателю и участнику сегодняшних событий, но об этом в другой раз.
Доктор филологических наук, профессор,
заведующий кафедрой русского языка и литературы
Липецкого государственного педагогического университета имени П.П. Семенова-Тян-Шанского
Елена Александровна Попова
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ