Пятница, 22.11.2024
Журнал Клаузура

Лариса Есина. «О работе роботов, и не только…». Рассказ

— Не за горами то время, когда человечество сбросит с себя груз рутинной, однообразной работы, с которой уже сейчас отлично справляются роботы… справляются роботы… — заключительную реплику доклада министру виртуальных коммуникаций Фелиция Романовна прочла вслух, подбирая интонацию, с которой эту фразу следовало бы произнести.

По сути именно в этих двух словах таился смысл всего её многостраничного доклада о парадном шествии цифровизации по городам и селам страны.

— …отлично справляются роботы… Нет, легко справляются роботы… М-м-м… прекрасно справляются… о-о-о, нет-нет! — Фелиция Романовна перебирала варианты наречия, которое, по её задумке, должно поставить выразительную жирную точку в её докладе.

На министра виртуальной реальности предстоит произвести сильное впечатление и хоть ненадолго вернуть его на землю —  к делам насущным.

Как же всё-таки роботы справляются со своей работой? Лучше, чем люди — однозначно! Но как это сказать одним словом?

Размышляя об этом, начальница отдела минвирта по внедрению в жизнь новейших цифровых технологий пыталась вспомнить что-нибудь из личного опыта коммуникации с искусственным интеллектом. Робот-пылесос и кухонный комбайн дома, кассы самообслуживания в супермаркетах, аппараты по изготовлению и продаже мороженого и кофе, беспилотное такси…  В детстве о таком она и ее ровесники могли только мечтать. И вот сказка стала былью. Отчасти благодаря ей, Фелиции Романовне Касперовой.

Казалось бы, она должна прекрасно знать, как работают роботы. Она была уверена, что знает. Однако подобрать подходящее слово оказалось делом непростым.

Её размышления прервала голограмма биоробота-секретаря Дуняши с сообщением о визите посетительницы.

— Госпожа Правдолюбова записана сегодня на 10.27. Тема беседы — жалоба на внедряемую нашим отделом технику. Пригласить?

— Куда ж без вечно недовольных всем на свете? — пробурчала обычно сдержанная начальница отдела минвирта.

— Не поняла вас. Повторите ответ, пожалуйста.

— Пора уже научиться меня понимать, Дуняша! Даже тебе. Интеллектом, хоть и искусственным, на заводе тебя точно не обделили. Конечно, веди гражданку Правдолюбову.  Но сначала скинь мне на почту текст её жалобы.

— Принято. Приступаю к выполнению поставленных задач. Текст жалобы уже у вас на почте. Иду за госпожой Правдолюбовой.

— Вот и молодец, — снисходительно похвалила она исчезающую в воздухе голограмму.

Через пару минут в кабинет Фелиции Романовны вкатилась Дуняша и, сверкая лампочками на передней панели, доложила:

— Госпожа Правдолюбова Елена Юрьевна.

Из-за квадратного торса биоробота показалась шарообразная фигура посетительницы лет пятидесяти пяти-шестидесяти.

«Понятно. С техникой такая публика не дружит. Отсюда и всё недовольство», — подумала Касперова.

— Проходите, садитесь, — жестом она указала гостье на стульчик напротив ее письменного стола внушительных размеров, загроможденного оргтехникой, которую человечество успело к этому времени придумать и собрать.

— Забаррикадировалась, — шепотом проворчала Правдолюбова, — ну, ничего. И не такие преграды ломали.

— Что-что? Громче, пожалуйста. Вы же сюда не секретничать пришли, — свысока и совсем не гостеприимно обратилась к ней хозяйка кабинета.

— И не такие баррикады брать доводилось, говорю, — вызывающе почти прокричала Правдолюбова, указывая рукой на оргтехнику, из-за которой собеседницу почти не было видно.

— Чай? Кофе? — обратилась к ней вдруг возникшая ниоткуда голограмма Дуняши.

Правдолюбова побледнела и перекрестилась.

— Вы что-нибудь будете? — обратилась к ней начальница отдела, опасаясь, что Дуняша снова зависнет, столкнувшись с непрописанной в ее программе ситуацией суеверного страха, вызванного появлением голограммы.

Правдолюбова замахала головой в знак отказа, ненадолго лишившись дара речи.

Но Дуняша продолжала светиться рядом, ожидая ответа на вопрос.

— Спасибо, ничего не нужно, — ответила за гостью Фелиция Романовна.

Дуняша исчезла, словно её выключила чья-то невидимая рука. Правдолюбова с облегчением выдохнула:

— Ну и чудеса у вас тут творятся… Безобразие, да и только.

— Вы же сами только что сказали — чудеса! Разве чудеса могут быть безобразием? – скептически-снисходительно отозвалась Касперова.

— Конечно, — пошла в атаку окончательно пришедшая в себя Правдолюбова. — Разве можно так людей пугать? Чуть до инфаркта не довели…

— Простите, кто вас напугал? Биоробот Дуняша?

Правдолюбова неуверенно кивнула. Фелиция Романовна рассмеялась.

— Но вы же не боитесь компьютера? Услугами банкомата пользуетесь? А дома наверняка домофон и робот-пылесос имеются? Дуняша тоже продукт цифровых технологий.

— Да, но… — не в силах подобрать подходящие слова Правдолюбова руками показывала, что эти предметы материальны. — они есть! А не вот это всё…

— Вы никогда не видели голограмму? — догадалась сотрудница минвирта.

Правдолюбова мотнула шевелюрой в знак отрицания, готовая перейти от обороны в контрнаступление. Но Касперова на пару секунд её опередила.

— Когда-то люди боялись автомобиля, фотоаппарата, видеопроектора, электричества, считая новинки технического прогресса дьявольскими штучками. А сейчас без них мы свою жизнь представить не можем. Столько десятилетий прошло, а ничего не изменилось, — удручённо развела руками начальница отдела внедрения в жизнь компьютерных технологий.

— Подождите, подождите! Без человека это всё не работало никогда. А сейчас что? Машины сами по себе управляются. Разве так можно?

— Что же в этом плохого?

— Всё! Никогда машина не превзойдёт человека! Искусственный интеллект и есть искусственный интеллект.

— Сколько страшных техногенных аварий произошло на земле по причине так называемого человеческого фактора? А?

— А по вине машин произойдёт ещё больше! Только человек может найти выход из ситуации, если что-то пошло не так, как панировалось. Компьютер зависнет или и вовсе сломается.

— Учёные работают над решением этой проблемы…

— Аг-га-а! Значит, вы признаёте, что проблема всё-таки есть?!

Фелиция Романовна не стала отвечать на вопрос, загнавший её в угол. Правдолюбовой этого показалось мало.

— А что делать людям? На что им жить, если за них роботы работать будут?

— Заниматься тем, что им нравиться больше всего. Путешествовать, читать, писать книги, рисовать… Им не нужно будет заниматься нелюбимым делом, чтобы выжить…

— А денежки на все наши хотелки кто нам давать будет?! Роботы?

— К тому времени не будет никаких денег… — не совсем уверенная в том, что говорит, произнесла Фелиция Романовна.

— А что будет?

— Откуда мне знать? Я же не из отдела прогнозирования будущего, — разозлилась Касперова.

— Ого! Есть и такой отдел? Хотелось бы побеседовать с его начальником. Пусть расскажет, на что жить моему мужу и нашей семье после того, как его роботом на заводе заменили…

— Дуняша! — взвизгнула Фелиция Романовна.

В кабинете вновь проявилась голограмма секретарши.

— Отправь сообщение Витюше, чтобы записал на приём к Арнольду Семёновичу госпожу Правдолюбову.

— Задание выполнено, Фелиция Романовна. Сообщение о дате и времени приёма уже поступило на адрес вашей электронной почты, Елена Юрьевна.

— Всё у вас не как у людей… — огрызнулась Правдолюбова, выходя из кабинета и громко хлопнув дверью в знак протеста.

От непривычно громкого звука голограмма рассыпалась, растворившись в душном пространстве небольшой комнаты.

Фелиция Романовна выдохнула. Открыла окно впустить в кабинет прохладу и свежий воздух. Но легче не стало. Казалось, оставшийся здесь призрак Правдолюбовой взял её за горло, пытаясь добиться своего или задушить. Чиновница минвирта схватила телефон и слегка коснулась светящихся цифр номера «скорой помощи».

— Здравствуйте, вы позвонили в службу скорой помощи, — радостно приветствовал её приятный женский голос.

— Здравствуйте… я бы хотела… — прохрипела звонившая.

— Назовите свои имя, фамилию и возраст, — не дослушав, потребовал голос в трубке.

— Касперова Фелиция Романовна, 47 лет…

— Опишите проблему, Фелиция Романовна.

— Кажется, у меня сердечный приступ…

—  Какая помощь вам требуется? Консультация специалиста или вызов на дом?

— И то, и другое, конечно же. Поскорее, пожалуйста.

— Не поняла вас. Уточните, какая именно помощь вам требуется.

— Вы издеваетесь? Мне нужна медицинская помощь! — вскипела чиновница минвирта, возмущенная бессердечностью службы спасения.

На её побледневшем лице проступил нездоровый румянец.

— Не поняла вас. Нажмите цифру один, если вам нужна консультация специалиста. Нажмите цифру два, если вы хотите сделать вызов на дом. Нажмите ноль, чтобы прослушать сообщение ещё раз. Нажмите решетку для возврата в предыдущее меню.

— Соедини меня с оператором, тупоголовая машина, — догадавшись, что беседует с роботом, разозлилась Касперова.

— Не поняла вас. Нажмите цифру один, если вам нужна консультация специалиста. Нажмите цифру два, если вы хотите сделать вызов на дом. Нажмите ноль, чтобы прослушать сообщение ещё раз. Нажмите решетку для возврата в предыдущее меню…

Понимая, что спорить с машиной бесполезно, Фелиция Романовна с досадой и раздражением хлопнула средним пальцем по цифре два.

— Здравствуйте! Вы позвонили в службу скорой медицинской помощи. Уточните, какая бригада врачей вам необходима? Если вы получили травму, нажмите цифру один. Если у вас наблюдаются признаки отравления или вирусной инфекции, нажмите цифру два. Если высокое давление или сердечный приступ, нажмите цифру три. Если требуется психиатрическая бригада с санитарами, нажмите цифру четыре. Чтобы прослушать сообщение ещё раз, нажмите…

Фелиция Романовна не стала прослушивать сообщение повторно и с яростью ударила подушечкой указательного пальца по цифре три.

— Добрый день! Вы позвонили в отделение скорой медицинской помощи. Что у вас случилось? — дежурно поинтересовался голос, хозяйка которого даже не пыталась скрыть неприязнь и равнодушие.

— Наконец-то живой человек, — искренне обрадовалась Фелиция Романовна, но тут же выразила недовольство, — Пока до вас дозвонишься, или коньки отбросишь, или психиатрическую бригаду вызывать придётся.

— А мы причём? Все вопросы и жалобы в министерство виртуальной реальности. Это они нам своих роботов навязали…

— М-м-ммм… — сотрудница министерства цифровых коммуникаций опустила лицо в сложенные лодочкой ладони.

В эту минуту Фелиция Романовна поняла, что доклад министру минвирта ей нужно будет переписать.

Лариса Есина


1 комментарий

  1. леонид исаенко

    Лариса, хорошо. Но было бы ещё лучше, если завершить примерно так; «… после этого Фелица Романовна взглянула на часы. Рабочий день кончался. Перевела взгляд на датчик запаса энергии, его пожалуй хватит на завтрашний день, подзаряжаться не надо.
    Она блаженно потянулась и выключилась до утра.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика