Великая магия кино. Фильм «Онегин» (2024 год)
27.03.2024Кино — это искусство, которое позволяет соединять разные века, разные культуры, позволяет нам еще раз по-новому взглянуть на великие произведения, которые всем нам знакомы с детства, но которые мы видим и чувствуем по-разному в зависимости от прожитых лет и накопленного жизненного опыта.
Недавно мы посмотрели фильм «Онегин» — российский художественный фильм 2024 года режиссёра Сарика Андреасяна, который является экранизацией романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин». Этот великолепный стильный и яркий фильм не только погрузил нас в ту атмосферу, когда жил и творил наш великий поэт Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837), но и позволил нам окунуться в эпоху Cредневековья, когда жил и творил великий итальянский поэт и философ, автор бессмертного произведения «Божественная комедия» Данте Алигьери.
«Божественная комедия» — поэма, написанная Данте Алигьери в период приблизительно с 1308 по 1321 год и дающая наиболее широкий синтез средневековой культуры и онтологии мира. Настоящая средневековая энциклопедия научных, политических, философских, моральных, богословских знаний. Признаётся величайшим памятником итальянской и мировой культуры.
Поэма делится на три части, или кантики, — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — каждая из которых состоит из 33 песен (34 песни в первой части «Ад», как символ дисгармонии). Вся она написана трёхстрочными строфами с особой схемой рифмовки, так называемыми терцинами.
«Комедия» — плод всей второй половины жизни и творчества Данте; это его последнее и самое зрелое произведение. В нём с наибольшей полнотой воплотилось мировоззрение поэта. Данте выступает здесь как последний великий поэт средних веков, поэт, продолжающий линию развития средневековой литературы.
«Евгений Онегин» — роман в стихах русского поэта Александра Сергеевича Пушкина, начат 9 мая 1823 года и закончен 5 октября 1831 года, одно из самых значительных произведений русской словесности. По известному определению В. Г. Белинского, Пушкин назвал «Евгения Онегина» романом в стихах, поскольку в нём изображена «жизнь во всей её прозаической действительности».
Александр Пушкин работал над этим романом на протяжении более чем семи лет. В произведении на широком фоне картин русской жизни показана драматическая судьба представителей русского дворянства первой четверти XIX века.
Пять веков отделяют двух великих поэтов друг от друга. Великая магия кино позволяет стереть все временные границы, а также границы между странами.
Вместе с режиссером Сариком Андреасяном мы через сны Татьяны Лариной и Евгения Онегина переносимся в начало великой поэмы Данте Алигьери «Божественная комедия»: «Земную жизнь пройдя до половины, Я очутился в сумрачном лесу, Утратив правый путь, во тьме долины.» (АД, Песнь I) Эти строки, пожалуй, знакомы почти каждому начитанному человеку, можно сказать, во всем мире. В читающем и думающем мире. Как часто и сколь многие по разным поводам цитируют и повторяют эти слова: «…Я очутился в сумрачном лесу»! Словно примеривая их к себе, к тому, что переживает их душа, что они пытаются понять и преодолеть в своем внутреннем мире. У каждого из нас в личной жизни наступает тот день, когда необходимо провести «разбор с самим собою». Подвести итог. И понять: что было? И как быть и жить дальше?
Точно также в своих снах в «сумрачном лесу» оказываются и герои поэмы Александра Сергеевича Пушкина.
Продолжая свой жизненный путь, они переживают разные сложные ситуации, пытаются решить их каждый по-своему и определить и найти свой выход.
Сцена дуэли. Онегин убивает Ленского. Кладбище. Гроб опускают в землю. Холодно, идет снег, замерзшая река. И вновь к нам приходят строки Данте.
В «Божественной комедии» Данте есть эпизод, который во все времена наводил наибольший ужас на читателей.
Данте и его спутник оказываются в девятом и последнем круге Ада – Коците –замерзшей болотистой реке, где восседает сам Лукавый Изменник – Сатана. Он огромного размера, навеки вмерзший по грудь в лед. Огромные крылья, которыми он тщетно машет, пытаясь освободиться, не приносит ничего, кроме холодного ветра, еще более укрепляющего лед.
Во время своего путешествия по Аду Данте описывал грешников и наказания, которым они подвергались за проступки, совершенные ими при жизни. Чем глубже Данте спускался в Ад, тем страшнее становились наказания и тем страшнее были мучители. На самом последнем, девятом, круге Ада Данте встречает графа Уголино делла Герардеска — вполне реальную историческую фигуру, жившую незадолго до написания «Божественной комедии». Он, как и все прочие грешники на этом круге Ада, был скован вечным льдом по самую шею — так, что его голова могла смотреть только вниз и видеть лишь заледеневшее тело. Подобному наказанию подвергались предатели, обманувшие доверившихся им людей.
Кто же Онегин – предатель или человек, потерявший ориентиры в жизни и плывущий по течению, который ничего не хочет менять в своей жизни? Он не выходит из кареты и не провожает своего друга в последний путь. Что это страх, раскаяние или что-то еще?
Кино передает эмоцию ужаса, страха, растерянности перед тем, что уже свершилось, и изменить уже ничего нельзя как бы ты этого не хотел.
Онегин сам приговаривает себя к изгнанию и несколько лет проводит вдали от своей родины. Он сам наказывает себя одиночеством. Он пытается понять себя, свой внутренний мир, свои глубоко личностные переживания, свое предназначение в этой жизни.
Тем временем, Татьяна с маменькой приезжает в Москву. Маменька всеми силами старается выдать Татьяну замуж, так как другого варианта не дано, «свет» не поймет и не примет иной выбор. И вот режиссер переносит своих героев и нас вместе с ними в столицу. Москва, внимание режиссера к деталям. Грязь, шум, колеса телег и карет как колеса жизни отмеряют время. Герои фильма заходят в дом и поднимаются по круговой лестнице. Мы вместе с ними, смотрим вниз и видим «круги дантовского» Ада. Выбора нет. Либо надо жить по понятным правилам, который установил «свет», либо тебя ждет «Ад» и ты пройдешь все его круги.
Несмотря ни на что, ни на замужество Татьяны, ни на самостоятельное изгнание Онегина, герои продолжают любить и не могут избавиться от этого чувства.
Трагическая история любви Паоло и Франчески была воспета Данте Алигьери в «Божественной комедии», Песнь V, «Ад» и вдохновила также многих художников и поэтов разных времен на создание своих шедевров.
«Любовь сжигает нежные сердца,
И он пленился телом несравнимым,
Погубленным так страшно в час конца.
Любовь, любить велящая любимым,
Меня к нему так властно привлекла,
Что этот плен ты видишь нерушимым.
Любовь вдвоем на гибель нас вела;»
«Божественная комедия» Данте глубоко символична и знакова в каждом ее событии, в каждом ее персонаже. Также глубоко символично произведение Александра Пушкина «Евгений Онегин».
Фильм Сарика Андреасяна также наполнен символами, и через великие произведения поэтов прошлого разговаривает с сегодняшними зрителями своим киноязыком.
Не случайно в конце фильма перед финальным объяснением между Евгением Онегиным и Татьяной Лариной у главной героини в руках оказывается книга Данте «Божественная комедия». Да, Татьяна, не может быть с Онегиным, несмотря на то, что любит его, но именно это великое чувство Любви позволит ей жить дальше и не сойти с ума.
В основе всего лежит Любовь и как говорил великий Данте Алигьери в своем бессмертном произведении «Божественная комедия» «Любовь, что движет солнце и светила» (Paradiso, XXXIII, v. 145). Именно такими словами заканчивается великое произведение поэта.
Великая магия слова, великая магия кино…
СПАСИБО ЗА ФИЛЬМ!
Наталия Борисовна Никишкина –
Президент московского комитета общества «Данте Алигьери»
Екатерина Валентиновна Спирова –
Президент Международного общества «Дружба Италия-Россия», победитель конкурса «Лидер народной дипломатии»
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ