Пятница, 18.07.2025
Журнал Клаузура

Кинематограф в борьбе за детские умы. Анализ инициатив круглого стола в Государственной думе

В стенах Государственной думы РФ 17 июля 2025 года прошел круглый стол, который затронул одну из самых острых проблем современной России — влияние деструктивного контента в кинематографе на формирование сознания подрастающего поколения. Организованное Комитетом по развитию гражданского общества мероприятие собрало представителей всех уровней власти, кинематографического сообщества и общественных организаций для обсуждения темы «Деструктивный контент в кинематографе: влияние, границы, ответственность».

Это событие стало частью более масштабного диалога о защите российской культурной идентичности в условиях информационной войны. Как отметила модератор круглого стола, депутат Государственной думы председатель Комитета Яна Валерьевна Лантратова, борьба ведется не только в кинематографе, но и в учебниках, сериалах, играх и книгах. Статистические данные, озвученные на мероприятии, свидетельствуют о масштабе проблемы:

85% российских школьников называют продукты западной индустрии развлечений любимыми, а 73% вообще не видят героев, на которых хотели бы равняться.

Системные проблемы отечественного кинематографа

Выступления представителей органов власти и кинематографического сообщества выявили глубокие системные проблемы в сфере детского кинематографа. Директор департамента кинематографии и цифрового развития Министерства культуры Дмитрий Давиденко откровенно признал, что среди поддерживаемых государством 150 фильмов лишь 10-12 проектов предназначены для детей и юношества. Это критически малое количество для страны с многомиллионным детским населением.

Особую тревогу вызывает тот факт, что многие кинематографисты не понимают специфику детского кино. Как пояснил Давиденко, часто за детский фильм выдается картина, где просто «на заднем фоне пробежал мальчик», но сюжет остается сложным и взрослым. Это свидетельствует о профессиональной неготовности индустрии к работе с детской аудиторией.

Проблема усугубляется длительными сроками производства — в среднем 2-3 года от замысла до проката. Получается замкнутый круг: то, что мы видим сегодня в кинотеатрах, было задумано несколько лет назад, а то, что поддерживается сейчас, дойдет до зрителей лишь через годы.

Парадокс возрастных ограничений

Одной из самых острых проблем, поднятых на круглом столе, стал вопрос возрастных рейтингов фильмов. Николай Дубовой, генеральный директор платформы «Киносферум.рф», привел показательный пример: классический советский фильм «А зори здесь тихие» имеет рейтинг 18+, что делает невозможным его показ в школах. Аналогичная ситуация с другими военными фильмами, которые раньше были основой патриотического воспитания.

Представитель Минкульта объяснил эту проблему ужесточением требований к возрастной маркировке: если в кадре гибнут люди, это автоматически повышает рейтинг до 16+ или 18+1. Получается абсурдная ситуация: дети, которые выросли на фильмах о Великой Отечественной войне, сегодня не могут их увидеть в школьном возрасте из-за бюрократических ограничений.

Эта проблема требует системного решения. Как справедливо заметил Николай Дубовой, «мы с вами выросли на фильмах о великой отечественной войне, и это было нашим воспитанием». Формальный подход к возрастным ограничениям лишает современных детей доступа к культурному наследию, которое формировало предыдущие поколения.

Платформенная экосистема как угроза

Особое внимание на круглом столе было уделено проблемам онлайн-платформ. Давиденко рассказал о том, как в период становления стриминговых сервисов кинематографистам открыто предлагалось создавать контент без ограничений: «у нас можно курить, у нас можно пить, у нас можно ругаться матом». Это создало «серую зону» контента, который не регулировался государством и был направлен на привлечение максимального количества подписчиков.

В отличие от кинотеатров, где можно проконтролировать возраст зрителей, онлайн-платформы остаются зоной ответственности родителей. Как отметил представитель Минкульта, «что смотрит ребёнок дома по онлайн платформе, это, конечно, зона ответственности родителей». Однако не все родители имеют возможность или знания для полноценного контроля.

Инициативы по созданию альтернативного контента

Одним из наиболее перспективных направлений, представленных на круглом столе, стал проект «Школьная киноиндустрия». Яна Лантратова рассказала о том, как в «Артеке» дети под руководством опытных наставников снимают фильмы на актуальные темы. Этот проект решает сразу несколько задач: дает детям возможность самовыражения, знакомит с кинематографическими профессиями и, главное, создает контент, который говорит с детьми на их языке.

Важность этого подхода подтвердила психолингвист Лорелла Гальцова, которая подчеркнула необходимость попадания в «языковой код» детей. По её словам, «если мы не попадаем в их языковой код, вы можете читать мораль, вы можете показывать сколько угодно — вы не попали к ним в код». Школьная киноиндустрия позволяет решить эту проблему, поскольку создается самими детьми.

Представитель «Движения Первых»

На круглом столе «Деструктивный контент в кинематографе: влияние, границы, ответственность» «Движение Первых» представляла Валерия Геннадьевна Шалимова, занимающая должность руководителя департамента по организации взаимодействия с федеральными органами власти Общероссийского общественного государственного движения детей и молодёжи «Движение Первых».

В своём выступлении Валерия Геннадьевна представила масштабную деятельность организации, подчеркнув, что «Движение Первых» объединяет более 12 миллионов участников — школьников, родителей и педагогов по всей стране.

Основные направления работы, представленные Шалимовой:

Создание собственного позитивного контента — организация активно производит образовательные и воспитательные материалы, включая сериал «Разговоры о важном» (17 серий с более чем 64 миллионами просмотров) и ток-шоу «Навыки для жизни» (25 миллионов просмотров).

Принцип соавторства детей и взрослых — ключевая особенность работы «Движения Первых», при которой на всех уровнях созданы детские редакции, самостоятельно создающие контент. Как отметила Шалимова: «мы являемся носителями огромного количества невероятных историй из жизни наших ребят».

Информационная поддержка кинематографа — движение интегрируется в рекламные кампании социально значимых отечественных фильмов, обеспечивая им многомиллионную аудиторию. В 2025 году организация поддержала более 11 картин, включая «Артек сквозь столетия», «Тимур и его команда», «Правила Филиппа».

Валерия Геннадьевна также выразила готовность к более глубокому взаимодействию с киноиндустрией, предложив включить «Движение Первых» в состав экспертного сообщества для оценки фильмов для детей и юношества, а также обеспечить сопровождение всех этапов создания фильмов с участием детей.

Платформа «Киносферум.рф»

Николай Дубовой представил амбициозный проект создания безопасной онлайн-платформы для детского контента. «Киносферум.рф» позиционируется как «абсолютно безопасная» платформа для детей 7-17 лет, где полностью отсутствует контент 18+3. Платформа получила поддержку Министерства просвещения и интегрируется с образовательной системой.

За время работы платформы было собрано около 6000 единиц контента, из которых 1500 уже доступны пользователям. Важной особенностью проекта является четкое разделение по возрастным категориям и полная безопасность контента. Как отметил Дубовой, «везде, где сейчас есть детский контент, обязательно по соседству что-нибудь 18+. У нас такого нет».

Региональные инициативы

Яркий пример регионального подхода к созданию качественного детского контента представил Радик Мухарлямович Абдрахманов из Татарстана с проектом «Туган Батыр». Этот мультипликационный проект создает систему героев, которые говорят на родном языке и транслируют традиционные ценности Татарстана. Проект реализован как мультиканальная экосистема: книги, мультфильмы, игрушки, спектакли, спортивные турниры. К сожалению вопрос «дружбы народов» в этом проекте остался в стороне.

Особенность проекта в том, что он создает альтернативу западным героям на основе национальных традиций. Как отметил Абдрахманов, «дети называют таких героев, как майнкрафт, человек-паук, леди баг супер кот. А самым ярким и любимым героем среди школьников уже многие годы является Гарри Поттер». Проект «Туган Батыр» предлагает детям героя, который «родной для всех» и основан на фундаментальных ценностях семьи, уважения к старшим, любви к своей родине.

Роль институтов в формировании медиасреды

Директор по связям с государственными органами, АНО «Институт развития интернета» (ИРИ) Евгения Александровна Данильченко рассказала о том, что институт направил свыше 1 млрд рублей на поддержку медиапроектов для подростков 10–16 лет. Экспертная редакторская группа проверяет заявки на соответствие традиционным ценностям, а в случае выявления «идеологически несоответствующего» материала предлагает авторам доработать проекты. Особое внимание уделяется работе с блогерским сообществом: лидеры мнений вовлекаются в создание патриотических и образовательных рубрик, тем самым формируя альтернативу деструктивному контенту.

В завершение круглого стола Александр Горячев, президент Общероссийской общественной организации по содействию в создании и развитии НКО России «Партнёр НКО» предложил кардинально расширить менторскую составляющую в работе с молодежью через кинематограф. Его видение включает системное привлечение опытных представителей НКО, тренеров и наставников для углубленного сопровождения начинающих юных авторов. Горячев подчеркнул, что киносмены и медиашколы должны стать не просто образовательными площадками, но и центрами формирования ценностных ориентиров под руководством проверенных менторов из некоммерческого сектора и волонтёров.

Горячев выдвинул инициативу по тиражированию успешной модели ИРИ в регионах через совместные медиа-хакатоны и мастер-классы при активном участии местных НКО и образовательных учреждений. Эта система позволит подросткам не только потреблять качественный контент, но и самостоятельно его создавать под наставничеством представителей спортивных, культурных, исторических и патриотических организаций. Такой подход обеспечит децентрализацию воспитательного процесса и создаст устойчивые региональные сети поддержки молодых медиаталантов.

Одним из ключевых предложений Горячева стало создание системы экспертного участия не только представителей государственного аппарата, но и НКО — которыми являются Общественные объединения, творческие и профессиональные союзы, благотворительные фонды и волонтёрские движения — в оценке и отборе кинематографического контента для детей и подростков. Представители некоммерческих организаций должны войти в состав экспертных советов по детскому контенту при министерствах и ведомствах. Это позволит привнести практический опыт работы с молодежью в процесс принятия решений о поддержке тех или иных проектов, а также обеспечит более точное понимание реальных потребностей и интересов целевой аудитории.

Горячев предложил развить идею создания специализированных медиаинкубаторов при крупных НКО, работающих с молодежью. Эти структуры должны стать площадками для выявления и развития талантов в области создания позитивного контента. Медиаинкубаторы при спортивных организациях могли бы специализироваться на создании контента о здоровом образе жизни, при исторических обществах — на патриотическом воспитании, при культурных НКО — на сохранении традиций и народного творчества.

Особое внимание Горячев уделил необходимости создания системы персонального наставничества для талантливых подростков, проявивших себя в сфере создания медиаконтента. Тренеры, менторы и старшие товарищи из НКО должны стать не просто консультантами, но и идейными вдохновителями молодых авторов. Такая система позволит формировать не только профессиональные навыки, но и ценностные установки, основанные на традиционных российских принципах.

Делаем выводы

Круглый стол в Государственной думе выявил масштаб проблемы деструктивного влияния западного кинематографа на российскую молодежь и наметил пути решения. Статистика показывает катастрофическое положение: подавляющее большинство детей выросло на чужих героях и не видит образцов для подражания в отечественной культуре.

Однако представленные на мероприятии инициативы дают основания для оптимизма. Проекты «Школьная киноиндустрия», «Киносферум.рф», деятельность Движения Первых и Института развития интернета показывают, что в России формируется системный подход к созданию качественного детского контента. Важно, что эти проекты не просто запрещают деструктивный контент, но создают привлекательную альтернативу.

Особое внимание привлекла инициатива Николая Дубового о создании федеральной программы по развитию детско-юношеской кино-медиаиндустрии. Генеральный директор платформы «Киносферум.рф» предложил системное решение проблемы через государственную поддержку специализированного контента для школьной аудитории. Дубовой подчеркнул, что без поддержки государства индустрия не сможет создать достаточно качественного контента для детей от 7 до 17 лет — возрастной группы, которая «выпала» из внимания коммерческого кинематографа.

Предложение о федеральной программе получило поддержку участников круглого стола, поскольку такой подход позволит координировать усилия всех заинтересованных сторон и обеспечить системное финансирование проектов детского кино. По мнению Дубового, программа должна охватить как создание контента профессионалами для детей, так и поддержку детского творчества с участием наставников.

Ключевой вывод круглого стола: победить деструктивный контент можно только созданием собственного, более качественного и привлекательного. Как справедливо отметил Никита Михалков, «культурный код России — это Любовь в самом большом смысле этого слова». Именно эта любовь должна стать основой нового российского кинематографа для детей.

Инициатива Дубового о федеральной программе может стать тем инструментом, который позволит перевести разрозненные усилия в системную работу. Координация между министерствами, ведомствами и производителями контента, которую предлагает осуществлять через специальную программу, создаст необходимые условия для прорыва в детской медиаиндустрии.

Путь предстоит долгий — от замысла до проката фильма проходит 2-3 года. Но начало положено, и если все заинтересованные стороны объединят усилия в рамках предложенной федеральной программы, у российских детей появится возможность расти с героями, которые говорят на их языке и разделяют их ценности.

Главред ЖК
Д.Г.Плынов

Использованы иллюстрации:

— Фото с официального Telegram-канала Яны Лантратовой

— Скрины с трансляции круглова стола на сайте Государственной Думы РФ 


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).

Электронное периодическое издание "Клаузура".

Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011

Связь

Главный редактор -
Плынов Дмитрий Геннадиевич

e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика