Новое
- «Нинкины молитвы», или Фильм о том, как малолетняя узница концлагеря вывела из газовой камеры женщин и детей
- Ляман Багирова. «Антей». Рассказ
- Как приручить чат-бота
- Глухой черный Сезанна и русское искусство: импрессионизм, модернизм, европейское искусство начала XX века
- О чём говорили «Лидеры сектора»
Ад декоративных
08.10.2025
«УПAKOBAHHЫЕ ГPE3ы» МОДА АР-ДЕКО ИЗ СОБРАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭPMИTAЖA И КОЛЛЕКЦИИ НАЗИМА МУСTAΦAEBA
Ментальность эпохи
В мировой истории так короток и контрастен, насыщенный экономическими, политическими и социокультурными событиями период — Interbellum — между двумя мировыми войнами (1918-1939). По выражению Скотта Фицджеральда, ар-деко был сформирован «всей нервной энергией, накопленной и растраченной в войне». Десятилетия вместили в себя революционные катаклизмы, крах империй и образование новых государств в Европе, выдающиеся открытия и достижения в различных областях человеческой деятельности, бурный экономический и культурный рост в странах-победительницах и тяжелейший кризис в стане побежденных. Специфический политический контекст двадцатых годов: выход из войны и возвращение к порядку, всестороннее творчество и распространение новых медиа. Элементы — фон для этих творений модных девушек[1].
Годы запомнились коллективной памятью как мифические, посвященные в более широком смысле контурам «движения». Отмеченная Великой войной своеобразная смесь беспорядка, бунта и легкомыслия[2]. Поддерживаемые беспрецедентным развитием транспорта и средств массовой информации, похвальбой скорости и «прекрасным машинным оптимизмом», они распространяются паролями. Под знаком джаза мифология «Безумных лет» выковывается в «Быке на крыше» Жана Кокто, в то время как Фантомас и Шарло, «Мальчик» Виктора Маргариты и Коко Шанель, «Лулу» Пабста и Альбан Берг, «Надя» Андре Бретона, протягивают зеркала неопределенности времени зрителям. Настроения легкомыслия и респектабельности причудливо перемешивали подтексты и смыслы, порождали эмоциональную открытость и известный демократизм ар деко.
В эрмитажной «экспозиции-воспоминании» речь идет открыто о «соблазнении», но здесь, как и на балу, соблазнение требует серьезных аргументов[3].
Истоки
Истоки ар-деко лежат в смелых геометрических формах Венского сецессиона и кубизма. На ар-деко повлияли крики цвета фовизма и Русского балета, экзотические стили искусства Китая, Японии, Индии, Персии, Древнего Египта и майя. Его называли другими именами (современный стиль, модерн, модернистский или современный стиль), и он не был признан отдельным и однородным стилем, скорее, «стилем коктейлей».
Один из самых популярных в мире, из-за отсутствия точного определения, он продолжает вызывать интерес, очертания которого остаются изменчивыми.
Если вы хотите описать литературную эпоху с помощью лексики кутюрье и антикваров, то придется распознать в текстах писателей атмосферу времени, тайно связывающую их с формой прически, покроем одежды, аперитивом или моделью автомобиля. Для наблюдателей культурного ландшафта 1925 года, ясно, что авангарду противостояла мощная воля к эстетической реставрации: в возрождении греко-латинских мифологий в поэзии и театре, в настойчивости приглашений Кокто вдохновиться французским народным искусством, поступить в высшую школу мюзик-холла в Париже и Цирк, образцам резкости и порядка, в постоянном обращении к дорическому образцу в манифестах Ле Корбюзье, в протесте современного классицизма Поля Валери против «эстетики шока» и авангардизма[4].
Дух «Ревущих двадцатых» характеризовался всеобщим ощущением новизны и разрывом с традициями, благодаря автомобилям, кино и радио. Формальные декоративные элементы вытесняются практичностью в повседневной жизни и архитектуре. Популярность джаза и танцев росла, поэтому этот период часто называют эпохой джаза – «коллективного исполнения наших самых сокровенных желаний». Влечение остается прежде всего возвращением к себе, к своим страхам, надеждам и искушениям.
Охарактеризовать дух Interbellum,а как в искусстве, так и в литературе, выявить хрупкое равновесие его тенденций и противоречий в образе жизни и психологии, поставить под сомнение в его противоречиях призыв к новому порядку — амбиции настоящей работы. Конечно, в ней предсознательные импульсы, лежащие в основе очарованности историей.
Диспозитивы
Это нечто, что охватывает или даже «захватывает» человека и побуждает вести себя определённым образом: коллективный ритуал, система социальных статусов и государственной власти, потоки рекламы и массовой информации, религия как единство представлений о мире, норм поведения, символов, социальных позиций[5]. Принципы порядка и строгости, статистические законы, математическая эффективность ежедневно встречаются публикой на рабочих местах, в спорте, в организации городской жизни, отождествляются с современностью[6], перенявшей геометрические формы, введенные в моду кубизмом; колониальных товаров и экзотическим воображением, не без привношения намеков на стиль реставрации или ампир[7] . Противоречия, пронизывающие стиль (между орнаментом и функцией, декором и архитектурой, автономией искусства и подчинением техническому разуму) выходят за рамки одного лишь вопроса декора. Философия ар-деко заключалась в компромиссе и адаптации к требованиям современности[8]. Основные принципы:
-
Стремление к гармонизации: ар-деко пытался смягчить резкие контрасты эпохи новаций, создать уравновешенный и постоянный стиль. Увлечение возможностями промышленного производства соседствовало с любовью к тонко сделанным деталям. Сталь встречалась с золотом. Любовь к современности — с заимствованиями узоров и мотивов древних цивилизаций. Внутренняя интенция ар-деко — упорядочение впечатлений, смягчение контрастов.
-
Учёт потребностей массовой культуры: стиль призван отвечать на запросы аудитории, подстраиваться под её уровень восприятия
-
Освоение технического прогресса: стремился эстетически использовать механизмы, его сопровождающие. Париж — храм стремительности, движения и соблазнения тел в действии, которые, в ином регистре содержат «предметы Пьера де Кубертена под гигиеническим контролем физического воспитания».
-
Обращение к традиции, искусству «примитива» или национальным культурам. Вспоминаются браслеты до плеча Нэнси Клары Кунард. Каждое танго — исполненная ностальгии дистанцированность от «аутентичного» мира прошлого.
Некоторые особенности философии ар-деко в образе жизни:
-
Призыв наслаждаться жизнью здесь и сейчас сопровождается ускоренным темпом жизни, активностью и динамичностью. В литературе празднование скорости и практической эффективности является постоянной чертой ар-деко, «когда нетерпение, быстрота исполнения, резкие вариации техники требуют открытия и когда условие новизны требуется уже столетие от всех постановок во всех жанрах» (Поль Валери). Хороший тон в Двадцатые годы — не задерживаться. Для спешащего человека 1925 года ожидание не усиливает желания, а превращает его в скуку. В свободных вещах, расшитых жемчугом, стеклярусом, стразами, бисером, танцуют новые бойкие танцы — фокстрот, чарльстон, танго. «Фотограф схватил ее за ногу в воздухе, как пьяную марионетку».
-
Эклектика. Обстановку ар-деко наполняют содержанием африканские орнаменты, египетские пирамиды, мифология и древние символы. Любопытный аспект: «Показывая события социально-политической и художественной жизни 1920–1930-х годов через моду, выставка «Упакованные грезы» затрагивает важный вопрос о рождении иллюзий в жизни целых поколений и отдельной личности». XX век, действительно, мир новой мифологии, и период «ревущих двадцатых» — не исключение. Вспомним привязку ар деко к конкретному 1925 году! Отражение культурных изменений в одежде, смешение стилей и отсутствие стабильности. Путешествия. Экзотические сувениры, привезённые из африканских и азиатских стран, становились частью домашней обстановки. Вспоминаются фильмы о Пуаро
-
Технически симметричные орнаменты, состоящие из кругов, квадратов и лучей, продиктованы развитием автомобилей и механизмов. Широкий ассортимент угловатых шевронов и плавных дуг, стилизация, кубистический рисунок или футуристически обтекаемые формы. Эффект трафарета, отдающего предпочтение плоскостности, а не глубине, и новой заботы о симметрии и пуристическом порядке: лабиринт превращается в успокаивающую, спокойную плоскостность. С 1930 года подходить к живописи Александры Экстер стало сложно. Десять лет спустя она стала неузнаваемой.
-
Использование дорогих, редких материалов. Дизайн должен подчёркивать высокий статус хозяина, поэтому доминировала роскошь и богатство. «Великий Гэтсби» — символическая медитация на тему «эпохи джаза» в американской литературе.
-
Театральность и праздничность, контраст с последующим периодом. Блеск — металлические акценты, обилие зеркал, витражных стёкол смелых расцветок и блестящих поверхностей. В мире музыки, как и в мирах моды и танца, телодвижения и их эффекты (а именно, игра на музыкальных инструментах и пение) ассоциируются с гладкой поверхностью. Зеркальные эффекты — зеркала в ажурных рамах и как вставки в предметах мебели. Много света — огромные светильники разных сочетаний форм. Зеркала изменили самовосприятие людей: сформировалось ясное представление о силуэте и движениях тела, выработалась новая манера разглядывать себя в зеркале. Эта «квир-позиция», тесно связанная с изобретением и театрализацией себя, хорошо вписывается в мир искусства.
-
Позитивный настрой. Ар-деко характеризовался верой в будущее, интересом к человеку и гуманизмом. Он призван поражать, удивлять и провоцировать на эмоции, оставаясь элегантным и комфортным для ежедневного пребывания.
Философия ар-деко отразилась в искусстве того времени в следующих аспектах:
-
Изменении способа изображения: подражание природе сменяется её переосмыслением, упрощением и абстракцией
-
Популярность геометричности в орнаментах и изображениях, особенно треугольных и трапециевидных. Треугольники могут символизировать энергичность, динамику и лидерство. Три его стороны представляют изменение, конфликт или баланс. Две параллельные стороны трапеции символизируют стабильность, а одна или несколько наклонных — движение.
-
Использование ярких и насыщенных цветов: белый и чёрный, золотой и красный — характерны для стиля. Комментарий Блеза Сендрара: Цвет — чувственный элемент. Чувства — это реальность. Вот почему мир красочен. Чувства строят. Вот в чем суть. Цвета поют[9]
Стиль ар-деко связан с психологическими явлениями. Особенности проявляются в контексте влияния стиля на психику, а также в связи с некоторыми произведениями литературы, созданными под влиянием ар-деко:
-
Создание иллюзии благополучия. Роман «Холостячка» Виктора Маргерита стал документом эпохи ар-деко, показывая особую культуру изнурительной экстатичности — стремление довести до предела любое удовольствие или впечатление. Теплота, изысканность и некоторая сентиментальность ар деко укрепили тенденции гедонизма в культурном бытии современного человека.
-
Эмоциональное отстранение от индустриализации. Ар-деко позволял человеку создать уютный частный интерьер, несмотря на влияние прогресса.
-
С точки зрения психиатрии стиль ар-деко сопоставим с несколькими душевными расстройствами: эмоциональными, расстройствами мышления и восприятия[10]. Эмоциональные расстройства проявляются в виде депрессии, навязчивых страхов, тревоги и панических атак, «прерывистые вздохи обморока». С ними связан страх смерти или страстная одержимость любовью к смерти.
-
Расстройства восприятия связаны с тем, что в стиле ар-деко подчеркнуты мистичность, нереальность, таинственность, что ассоциируется с шизофренией, для которой характерны галлюцинации и визуализация бредовых образов. Изображение тела следует логике двойного регистра любви, доминирующего в это время: с одной стороны, эйфорического, а с другой — дисфорического. в классической логике противостояния Эроса и Танатоса.
-
«Совесть — это немедленное раздражение, в то время как идеалы — очаровательная прокрастинация», — написал будущий сценарист Бен Хект в своём дебютном романе «Эрик Дорн»(1921)[11]. В фильме «Я не ангел» (1933) Мэй Уэст сказала: «Когда я хороша, я очень хороша, но, когда я плоха, я ещё лучше».
Однако есть и другое мнение: ар-деко провозгласил устремлённость в будущее, желание лёгкости и радости жизни. Восприятие стиля ар-деко может быть субъективным и зависеть от точки зрения.
Компромиссы
Посетители выставки 1925 года восприняли ар-деко именно как стилистический компромисс[12], характерный для промежуточного положения, в котором находился вкус того времени. Компромисс в приспособлении строгих форм кубизма и абстрактного искусства к широкому распространению; между математическими законами, регулирующими промышленное производство, и сильными традициями ремесел, стремящихся к совершенству; между новыми материалами (пластик и алюминий) и старым стилистическим репертуаром.
Ассоциативные связи между телесной эстетикой и восприятием себя Примеры эмоциональных работ в стиле ар-деко. Поведение человека активно психологизируется, за счет чего выстраивается все больше ассоциативных связей между телесной эстетикой и восприятием себя.
«… психоанализ, как известно, был одной из основных инициирующе-движущих сил так называемой сексуальной революции. Ее победа, ее углубление и распространение в значительной степени ослабили систему запретов в сфере официальных практик ограничения “пользования удовольствиями”»[13].
А. Сосланд
По словам Виктора Маргариты, мода на синкопированные излияния подобна музыке, которая их сопровождает и способствует. Автор «Мальчика» считает современный танец «непрерывным представлением полового акта, который требует нарушение правил нравов, в мюзик-холлах, на танцах, чаепитиях, в салонах и даже в ресторанах». У этого нового любовного приличия есть свои принципы: действовать быстро; прежде всего, воздерживаться от секса. Не взвешивать; меняться еще быстрее. Если «Двадцатые годы» и заслуживают своего названия, то в первую очередь из-за нарушения правил любовных нравов. Легкомыслие и неистовство, нетерпение и неуверенность, всевозможные эксперименты без запретов, скопление партнеров и разнообразие сценариев — все это способствует ослаблению любовных чувств в галантной Европе, как назвал ее Поль Моран в 1925 году[14]. Как любить, когда ты больше ни во что не веришь? Как любить, когда живешь как выживший?
Что касается женской моды, то она, как и танец, задает свой ритм этой скорости любви:
«Женщина 1890 года носила на себе двадцать два предмета одежды; женщина сегодняшнего лета носит три; одна раздевается за двадцать минут, другая — за двадцать секунд».
Предприимчивая Сюзанна Ленглен умела демонстрировать «обнадеживающую» женственность, чтобы ее приверженность системе мужских ценностей, таких, как сила или скорость, была принята. «Чувствуется, как папа Ленглен был бы счастлив превратить свою дочь в механика»[15]. Вдвойне символично для эпохи, когда скорость становится искусством жить.
Декорация жизни — «капризная геометрия»
Ле Корбюзье призывал разделить эмоциональную функцию, относящуюся к собственно искусству, и утилитарную функцию, выполняемую промышленностью[16]. Выражался идеал объединения техники, искусств и ремесел для возрождения того, что Леандр Вайя назвал «декором жизни», понимаемым как искусство, применяемое для украшения повседневной жизни.
Выставка 1925 года стремится «ускорить рождение технического прогресса», приучая «глаза к большим пролетам, простым объемам, широким выступам»[17]. Комментарии критиков передали эстетическую теорию использования бетона, разделяемую, с одной стороны, привлекательностью упрощения форм вульгаты зданий, а с другой — возможностью переопределить декоративные традиции. Они превозносили характеристики железобетона, подчеркивая при этом трудности выражения, связанные с композитным материалом, в котором металл представляет собой скрытую силу, которая якобы не действует. В нем упоминался эмоциональный потенциал «его откровенных граней», «гармонии томов, открытых или обращенных к свету».
Пароли и коды
Попытаюсь «выделить предметы, которые стали «знаменем» стиля, распространенные, растиражированные образы, формирующие представление о том или ином художественном явлении — направлении, стиле, манере.
90% книг, посвященных ар деко, используют именно этот визуальный ряд, чтобы сформировать устойчивый паттерн знания»[18]. К образцам стиля ар-деко можно отнести:
-
Маскот «Духа ветра» Рене Лалика, 1928 года. «изысканность придает решающую контрастную нотку»[19]
-
Эмпайр-стейт-билдингв Нью-Йорке демонстрирует характерные черты ар-деко — вертикальные окна, сочетание промышленных и традиционных материалов, вестибюль украшен яркими позолоченными элементами.
-
Здание Восточной Колумбиив Лос-Анджелесе. Фасад украшен геометрическими фигурами и зигзагами, а также фигурами животных и растений.
-
Крайслер-билдингв Нью-Йорке. Среди элементов ар-деко — треугольные окна, металлическая отделка, а также индустриальный орнамент, имитирующий автомобиль Chrysler.
Обрывки, осколки, лоскутки. Стиль одежды 1920-х годов
Одежда — это знаки, наполненные множеством интерпретаций. Это доспехи, защищающие от внешнего мира, или инструменты для «презентации себя в повседневной жизни», если цитировать Эрвинга Гоффмана
-
Платья с короткими юбками, облегающим силуэтом и открытыми плечами, подчеркивающие фигуру. Мальчишество. В конце XIX века модифицируются критерии красоты: акцент перемещается на бедра, подчеркивается мобильность тела. Силуэт становится тоньше, линии одежды приближаются к анатомическим, в жестикуляции появляется спонтанность. Изгибы тела становятся различимы под одеждой, а в представления о красоте интегрируются очертанием передней поверхности бедер и таза. Тогда же проявилось эротическое влечение, которое человек способен испытывать к телу: «она умела улыбаться ногами и изъясняться туловищем».
-
Акцент на архитектурных формах в одежде, использование различных тканей и переплетений.
-
Обувь на высоких каблуках, предназначенная для танцев и активного образа жизни. Много обуви. Поразительно разнообразная коллекция. Все на каблучках. Все, для того чтобы быстро танцевать чарльстон и шимми, чтобы кружить на бакелитовых каблуках.
-
Империя эфемерности. Кутюрье взяли в качестве моделей чемпионок спорта, и начали распространять спортивную одежду.












НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ