Владимир Сиротенко (Вербицкий). «Прорыв в… никуда»
24.10.2012Я знаю Евгения Галатовича очень давно. Ещё с советско-горбачёвских времён, когда оба были в учёном совете ассоциации фермеров Украины. Я занимался безотходною сельхозпереработкой, а он — ягодоводством.
Как ни странно, но только при Горбачёве были наиболее благоприятные времена для фермерства – льготные кредиты, возможность приобретения необходимой техники. Именно тогда Евгений Максимович взял в аренду для своего плодорассадника землю в Оброшино, приобрёл элитные саженцы в Белорусском, Молдавском и Российском НИИ садоводства, кое-что привёз и Польши. Я бывал у него в том роскошном Оброшинском плодорассаднике. Привозил домой вёдра ягод его целебного гумми, сладчайшего винограда, медовой золотистой смородины. Это смешно, но Галатович не заготавливает ягод, даже не продаёт их. Они у него – отход производства. Они у него только для того, чтобы определить по ним кусты для последующего размножения.
Для посадки новых саженцев он нанимал рабочих. Они рыли траншеи. Заполняли их землёй, перемешанной с навозом, затем втыкали ровными рядками живцы смородины, винограда и прочих культур, размножающихся живцами. Рыли такие те траншеи рядом с ровными рядками уже плодоносящих гумми и облепихи, а также айвы японской. Для этих культур делали отводки – прикапывали нижние ветки выбранных кустов. Сейчас Галатович говорит, что сделал тогда ошибку — нанимая рабочих. Они замечали лучшие его кусты для размножения. Когда весной должны были появляться новые – они исчезали. Лучший посадочный материал крали и продавали.
Но вот за бутылкой «Беловежской пущи» на троих высшие компартиуды пропили великую Державу. Нас выбросило в море Незалежности в лодке без руля и без ветрил. Смешно, но Первого Президента, бывшего главного идеолога по борьбе с национализмом Леонида Кравчука, мы выбрали как раз за провал работы на предыдущей должности…
Как и все фермеры, Галатович брал кредиты в банке Украина. Это миллионные и миллиардные кредиты можно было не возвращать. Те пару десятков тысяч, которые он взял на развитие плодорассадника потребовали вернуть точно в срок. А тут ещё и налоговики внесли свою лепту. Галатович ведь не бабкам на базаре продавал свои саженцы, а отправлял их большими партиями фермерам, на условиях оплаты с первого урожая. Все знают, что первый товарный урожай ягодники дают на 2-й или3-й год после посадки. У налоговиков другой счёт – отгрузил продукцию покупателю – плати немедленно налог!
Отгрузил Евгений Максимович десятки тысяч саженцев военной части и десятку фермеров. Банк требует возврата кредита, а налоговики немедленной уплаты налога за отгруженные саженцы. Конфисковал у него банк дачу и квартиру, определённые под залог при выдаче кредита. Налоговики отобрали легковушку и грузовик, да ещё, чтобы не посадили за злостную неуплату налогов, пришлось продать и квартиру жены. Представьте его положение – получает минимальную пенсию, жильё отобрали, живёт в шалаше в своём плодорассаднике. Да и тот уже не свой – банк отобрал и землю за несвоевременный возврат кредитов.
В таких условиях и прикатил к нему директор Новосилковского сельхоз.техникума Николай Павлюк. Предложил пост зав.лаборатории ягодоводства у них в техникуме и беплатное жильё в той же лаборатории. Обещал, что заложат и зарегистрирует его плодорассадник при условии, что Галатович создаст и ягодник не менее чем на 5 га при техникуме. Конечно, Евгений Макисмович с радостью согласился. В Оброшино не оставалось никаких перспектив, одна жизнь в шалаше чего стоила! Посрезал он с выбранных кустов живцы. Выкопал пару саженцев гумми, айвы японской и облепихи и перебрался в эти Новосилки. Под жильё ему дали пару комнат в той, бывшей лаборатории, правда с отключенными батареями отопления. Так что обогреваться ему приходилось электроплиткой и электрокамином.
Заложил он плодорассадник и огромный сад. Два года всё шло отлично- давали ему студентов на практику. Они копали траншеи для плодорассадника, садили саженцы в саду. Всё, как и договаривались.
Но затем Павлюк решил приватизировать тот плодорассадник с садом. Евгению Максимовичу в этой приватизации его детища отводилась роль – прими-подай. Студентов ему перестали давать. Мало того, в лаборатории зимой отключили электричество, мол, за перерасход. Ведь его использовали для обогрева. Спали в одежде, поверх одеял с шубами. Так дожили до весны. Весною приехал за саженцами бизнесмен из села Стрилки у посёлка Бибирка ( в полчаса автобусом до Львова). Посмотрел, как живёт Галатович. Ужаснулся. Пригласил его к себе в те Стрилки. Нашёл там ему старого деда, который жил в центре села, а имел ещё домишко на окраине, доставшийся в наследство от умершей тётки. В домике том никто уже с десяток лет не жил, но вот участок при домике был с прекрасным грунтом. Цену за аренду дома дед назвал вполне приемлемую. Вот и переехал Галатович в Стрилки. Опять посрезал живцы с выбранных кустов, выкопал десяток саженцев и отводок. Разбил на приусадебном участке новый плодорассадник. Конечно, не в таких масштабах, как в Оброшино. Да ведь и копал и пересаживал всё теперь сам. Благо, чернозём был такой, что и особых удобрений не нужно было. Хватало компостов. Разработал новые технологии посадки, давшие возможность получать урожай не на 2й-3й год после посадки, а уже на следующий. На третий же год с куста йошты можно было уже собрать по ведру ягод
Пошёл к главе сельсовета с просьбой выделить ему участок за селом для официального плодорассадника. Забыл Галатович, что к нынешним властям с пустыми руками не ходят. Да, собственно говоря, где ему было взять те деньги для взятки – фермеры, без поддержки Государства, еле выживают и денег саженцев не имеют. Часть, где его другом был зам.по тылу, закупавший у него саженцы, расформировали. Так что он занимался только селекцией ягод, созданием новых сортов. На этом денег не заработаешь! Ждал- ждал голова, когда же он положит что-то на стол, да так и не дождался. Галатович также не дождался положительного решения. Голова сказал, что он пришлый и никакого права на участок не имеет! Кстати, крестьянам из Стрилок также земли не досталось. Всё повыделяли львовянам за солидные деньги…
Через 5 лет умер дед, сдававший Галатовичу дом с участком. Обратился он через полгода в сельсовет с просьбой перевести бесхозный дом с участком в коммунальную собственность и сдать ему в аренду. Вновь пришёл без взятки и, естественно, получил отказ. А ещё через год, летом, приехал на джипе крепыш, внучатый племянник покойной жены того деда, хозяйски походил по участку, посмотрел на огромные кусты йошты и заявил опешившему Галатовичу, что из этого будут отличные дрова для мангалов, чтобы шашлыки делать! Оскорблённый Галатович вытолкал его со двора. Тот подался к голове. Естественно не с пустыми руками. Хоть никаких документов о родстве с тем дедом-хозяином дома, у него не было, но голова нашёл пару свидетелей, которые подтвердили, что лично видели несколько раз этого крепыша у деда.. После этого тот «родственник» подал в суд и, хотя со смерти деда прошло почти два года, а не полгода, как положено по закону, а свидетели подтверждали только его знакомство с хозяином дома, судья Гулида принял решение выселить Галатовича. Я был у него осенью во время выселения. Видел и
фотографировал это позорище. Вот полюбуйтесь на этого «нового украинца», пустившего на шашлыки уникальный плодорассадник.
1 комментарий
Pingback
24.10.2012http://klauzura.ru/2012/09/soderzhanie-vypusk-11-17-noyabr/