Воскресенье, 24.11.2024
Журнал Клаузура

Анастасия Паршагина (Мариенгоф). «Танец как антропология»

Режис Обадиа – известный французский хореограф, гастролирующий со своей труппой по всему миру. Об этом балетмейстере и танцовщике пишут газеты, к нему относятся неоднозначно, но с интересом.

Он много работал в России. Поставил «Весну священную», «Свадебку» в камерном театре «Москва», «Идиота» в РАМТе. Его спектакль завоевал даже «Золотую маску». Труппа «Современный французский балет» ездит с гастролями и по России, не оставляя без внимания и небольшие города.

Представление такого рода – глоток свежего воздуха для провинциального зрителя, которого в театре не балуют свежими экстравагантными деликатесами. Академическое искусство, безусловно, давно завоевало прочное место в душах поклонников театра, но бывает полезно понять, на каком языке сегодня разговаривает со зрителем танец.

Сам Режис Обадиа в интервью откровенно говорил о том, что в России сейчас почти нет современного балета. По его мнению, Дягилевские сезоны в Париже век назад стали грандиозным прорывом, но повлияли больше на европейский танец, чем на русский.

Современное искусство, к сожалению, несет на себе печать всепроникающего штампа. Зрителя, знакомого с культурными изощрениями нашего века, почти невозможно удивить. По причинам, которые трудно выяснить, искусство современности не может перерасти авангард. И танец не исключение.

Нелегко понять, какую мысль стремятся донести до зрителя танцоры, угловато двигающиеся по сцене, словно марионетки. Казалось бы, сейчас мало кто верит в подавляющую силу рока, и уже мало кто боится того, что человеком станут управлять машины. Это страхи прошлого…

Когда говорят «танец модерн» – мы видим сцену без декораций, танцоров в свободной одежде, которые будто бы импровизируют, перемещаясь сумбурно и словно презирая классическое понятие «грация». Сегодняшнему зрителю труднее, чем посетителю театра предыдущего поколения, потому как теперь ему никто не предложит красочную сказку и эстетическое удовольствие. От него требуется не только чувство, но и работа мысли.

В минималистичных, в плане сценических решений, постановках французской труппы встречаются порой сюрреалистические образы. Их едва ли можно трактовать иначе, чем обращение к бессознательному. Можно сказать, что перед нами почти антропологическое исследование, выраженное средствами хореографии.

Есть в этом танце и то, что понятно любому зрителю. Танцоры труппы Режиса Обадиа рассказывают об обнаженных человеческих чувствах, о вечных силах, правящих людьми – о любви и смерти. Это откровенная исповедь души. Разговор о вечном на новом языке. Когда сам хореограф выходит на сцену в качестве танцовщика, становится понятным и другое: этот танец — стремление (почти в античном духе, или в духе Возрождения) провозгласить красоту и силу человеческого тела.

Да, сейчас искусство почти не изобретает нового, но, быть может, нашей эпохе это и не нужно. И пока создаются произведения, которые можно смотреть, лишь затаив дыхание, наверное, рано говорить об истощении искусства.

Анастасия Паршагина

Фото автора


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика