Вадим Виноградов. «ОБРАЗЪ КРОТОСТИ»
27.02.2014Скажи только русскому человеку, даже не очень уж и церковному, — Николай Угодник, — как тот сразу же, растекшись в улыбке, прибавит:
— А, Правило Веры и Образъ кротости!
Вот, эта икона и передает характеристику святителя Николая, которой его наделил Сам Господь Христосъ: в одной руке у него Храм, олицетворяющий Правило Веры, а в другой мечъ — он… символ Образа кротости!
— Ничего себе кротость — святой с мечём в руках? Мечъ на иконе?
Святой великомученик Меркурий изображается с мечом, так это потому, что он был воином. Но святитель c мечом? — это уже глас «свободы слова», глас «прав человека», глас, так называемой, интеллигенции, не могущей простить святителю Николаю его заушение Арию.
Да, святитель Николай, Мир Ликийский чудотворец, любимый святой русского народа, олицетворяет собой православный образъ кротости, суть которого: Люби враговъ своихъ (Мф. 5, 43), как заповедал Спаситель, но… и ненавидь врагов Божьихъ, как раскрыли эти Его слова святые отцы Его Церкви, ибо никогда не забывали: Не думайте, что Я пришелъ принести миръ на землю; не миръ пришелъ Я принести, но мечъ. (Мф. 10. 34)
Мечъ в руке святителя Николая напоминает, что земная Церковь Христова, она — Воинствующая, что враги Божьи вокруг неё ходят, как рыкающий лев, пытаясь извратить учение Христа. Против врагов Божьихъ поднял мечъ святитель Николай, как образ, чтобы не забывали о рыкающем льве и противостояли ему твердою верою.
Итак, мечъ в руке святителя Николая — это твердая вера, которая через страдания утвердитъ, укрепитъ, соделаетъ непоколебимымъ. Этот мечъ также напоминание о том, что: Тело Христово не пускает в свои пределы ничего не святого и священного. Тело Христово отталкивает реальность; оно окружено силовым полем, отбрасывающим за свои пределы всё тёмное и падшее.
И не только мечомъ в своей руке напоминает Николай угодник, что Церковь истинная — она Воинствующая. Именно он, как правило веры и как образъ кротости, в страшной битве Церкви Христовой с арианством в пылу обличения еретика Ария, пламенеющий ревностью ко Господу, заушил лжеучителя, за что был лишен святительского омофора и посажен под стражу. Однако нескольким святым отцам было открыто в видении, что Сам Господь и Богоматерь посвятили святого во епископа, подав ему Евангелие и омофор. Отцы Никейского Собора, уразумев, что дерзновение святителя угодно Богу, прославили Господа, а Его святого угодника восстановили в святительском сане.
И заушение Ария святителем Николаем тоже стало образом, напоминающим, что Церковь Христова — Воинствующая. Что никакие компромиссы в ней не допустимы.
Но только эти слова из ныне канонического жития святителя Николая появляются в тексте лишь в ХIV — ХV веках. До этого времени писавшие акафисты святителю Николаю старались само “заушение” не упоминать, а писали, что “Свт. Николай боролся против Ария и победил его исключительно словесами божественных учений, хотя обличительная сила этих слов, дышавших праведным гневом, и была подобна ударам камней, брошенных из пращи”.
Но почему же в ХIV — ХV веках в житие святителя утверждаются слова: заушил лжеучителя? Видимо потому, что лжеучителей появляется все больше и больше, и появилась необходимость образа, напоминающего, что земная Церковь… Воинствующая.
Да, заушение святителем Николаем Ария — это образъ, которому последовали в частности Новомученики и Исповедники российские, заушив безбожников — советчиков своею твердою верою.
______________________________
комментария 2
Николай Шерман
22.03.2014Согласно легенде, Аристотелю одним из его учеников был задан вопрос — Учитель, что такое мораль? Аристотель ответил — мораль есть вечно существующее нечто…
Вадим Петрович Виноградов обращает наше внимание на высоты Православия — Веры зажигающей души, стремящейса поднять людей до Богоравных высот, за пределы материалистических определений неопределяемого. Как жаль, что в наше время так мало (практически нет) истинно Православных писателей, подобных Вадиму Петровичу Виноградову, стремящихся открыть уши и глаза людей, обратить их души к Богу с истинных позиций Веры, а не с позиций благодушного мещанства для которого на первом месте стоят духовный морализм и материалистическое благополучие и которые заслуживают заушения, если не для наказания, то, по крайней мере для того, чтобы стряхнуть с них оковы лицемерия и ханжества.
Вадим
14.03.2014Нас приучают быть терпимым (толерантным) ко греху, ко злу. Это мнимая христианская любовь.
Очень хорошо об этом сказал архиепископ Аверкий
«Великое преступление поэтому совершают те современные пастыри, которых лучше было бы назвать лже-пастырями, кои, под благовидным предлогом мнимой христианской «любви» и «всепрощения», сознательно или безсознательно, учат своих пасомых толстовскому «непротивлению злу».
Какое это страшное, безпросветное лукавство!
Какое это подлинное фарисейское лицемерие!»
Отступление от истинной веры, поистине наступили последние времена, осталось только открыться человеку греха.