Вы здесь: Главная /
Традиции /
Елена Арапова. «Женщины рода Демидовых — Ефимовых»
Елена Арапова. «Женщины рода Демидовых — Ефимовых»
21.09.2012
/
Редакция
Спутницы выдающихся мужчин… Как несправедливо мало внимания уделяет им история, нередко попросту не сохраняющая никаких сведений об их судьбах!
О жене родоначальника фамилии Демидовых – Никиты – ничего, к сожалению, не известно. Сам Никита, по одним сведениям принадлежащий к мужицкому роду, по другим – к рабочим-оружейникам, очевидно, придерживался традиционного для этих сословий мнения, мол, с бабами лишку церемониться не стоит. Если это так, то супруга его, скорее всего, и не проявляла себя ни в каких иных областях, как только в хлопотах по хозяйству да уходе за детьми.
У сына Никиты, Акинфия, похоже, было две жены. Во всяком случае, об этом сообщает Елена Адриановна Ефимова, потомок Прокофия Акинфиевича Демидова. По ее словам, совсем недавно историк И.Н. Юргин в книге «Дом в Туле» приводит новые сведения, в частности, о том, что в первом браке Акинфий имел двух дочерей – Евдокию и Анну, скончавшуюся в младенчестве, а все три его сына рождены второй женой Евфимией Ивановной. Насколько точны эти данные, сейчас установить, наверное, невозможно.
Нет никаких сведений и о том, каким человеком была Евфимия: пишущие люди того времени, вероятнее всего, вообще не обозначили ее персоны в своих трудах. Сегодня мы можем судить о ней только по ее поступку. После кончины Акинфия в написанном его рукой завещании обнаружился «сюрприз» для наследников. Оказалось, что все заводы отец решил передать младшему из сыновей – Никите, материному любимцу. По мнению Е.А. Ефимовой, этот «сюрприз» Акинфий уготовил именно по ее, Евфимии, настоянию. Как знать…
За время Советской власти потомки Демидовых словно забыли о своих корнях и о том, что еще при Петре Великом их фамилии было пожаловано дворянское звание. Однако на Урале все эти годы помнят Никиту как «мастера железного дела» в горном краю. И Акинфий не забыт, о нем говорят, что «железо он выплавлял самое доброе», а вот с рабочими был «крутоват» и даже использовал труд каторжников, которых впоследствии и потопил в подвале Невьянской башни.
Но с недавнего времени историки оспаривают факт утопления людей и склоняются к мысли, что зловещих подвалов не было вовсе. Может, и правда нет тяжкого греха на душе Акинфия Демидова? В этом почти совершенно был уверен его потомок, Адриан Иванович Ефимов, который много лет активно реабилитировал демидовский род. И при этом не забывал о женщинах рода. В частности, к образу своей матери, Нины Яковлевны Ефимовой, обратился он в своей книге.
Нина Яковлевна приходилась сестрой великому русскому художнику Серову, и сама была художницей «по профессии, по духу, по образу жизни и мироощущению». Она писала о своем отношении к творчеству: «Жизнь и искусство сливаются, как улитка с раковиной, как раковина с улиткой…». Таким же единым целым были они с мужем, так же известным живописцем. Впрочем, помимо живописи, он занимался и скульптурой, и керамикой, и театром, в частности, кукольным и театром теней.
По роду деятельности супругам приходилось очень часто бывать в разъездах, и Адриана они всегда брали с собой. Как видно из книги Нины Яковлевны, «Записки художника», в ней постоянно прослеживается борьба между ее материнской любовью и непреодолимым стремлением к творчеству. Не могла она позволить себе замкнуться в материнстве, но «подбрасывать» ребенка родственникам на время своих разъездов считала абсолютно неприемлемым.
Нина Яковлевна как человек, ценящий красоту мысли и слова, благоговела перед талантливыми людьми и регулярно во время домашних бесед записывала высказывания друга их семьи, русского философа, профессора Флоренского. Она понимала значительность его слов, чувствовала их мудрость и «не по-дамски» активно переспрашивала профессора, порой и вступая с ним в спор. Много лет спустя Адриан Иванович, ее сын, систематизирует ее записи, и они частично будут опубликованы как часть философского наследия Флоренского.
Еще одна женщина появилась в роду Демидовых-Ефимовых в день свадьбы Адриана: Екатерина Рейтлингер. Познакомились они с Адрианом в Доме ученых на представлении кукольного театра Ефимовых, где он, как обычно, помогал родителям. С Екатериной Александровной Адриан Иванович прожили дружно и красиво более шестидесяти лет.
По профессии геологи, супруги выбрали разные направления деятельности. Адриан Иванович связал свою судьбу с Восточной Сибирью и ее недрами, а Екатерина Александровна работала в лаборатории геологического института Академии наук в Москве под руководством замечательных ученых-профессоров. К середине прошлого века защитила кандидатскую диссертацию и впоследствии стала известным специалистом, как в нашей стране, так и за рубежом. Было опубликовано более ста ее работ, она соавтор четырех монографий и двух томов «справочника по микрофауне».
А в свободное от профессиональной деятельности время Екатерина Александровна очень любила разводить редкие растения и ухаживать за ними. На ее садово-огородном участке прижилась даже «каменная береза», специально привезенная в Москву с Камчатки.
В семье Ефимовых выросли две дочери, и обе они также выбрали геологические профессии. Старшая из сестер, Наталья, умерла в возрасте 53 лет. Младшая, Елена Адриановна, работала ведущим сотрудником кафедры в Университете имени Ломоносова в Москве, кандидат наук.
Адриан Иванович и Екатерина Александровна богаты внуками и внучками, правнуками и правнучками. Так что, есть кому бережно хранить и нести через годы и века память не только о выдающихся мужчинах демидовской фамилии, но и о женщинах, всегда идущих рядом с ними.
комментария 2
Pingback
02.10.2013http://klauzura.ru/2012/08/arapova-elena-pavlovna/
Pingback
01.10.2012http://perorusi.ru/blog/2012/10/%d1%81%d0%be%d0%b4%d0%b5%d1%80%d0%b6%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d0%b5-%d0%b2%d1%8b%d0%bf%d1%83%d1%81%d0%ba-%e2%84%96-10-16-%d0%be%d0%ba%d1%82%d1%8f%d0%b1%d1%80%d1%8c-%d0%b6%d1%8