Суббота, 27.04.2024
Журнал Клаузура

Ольга Иванова. «Подлодка и Семён». Северному конвою исполнилось 75 лет

В августе 2016 года Северному конвою исполнилось 75 лет. Наш крымчанин С. Я. Раскин – участник событий, связанных с ним.

Однажды я увидела по телевизору часть документального фильма, подготовленного американцами, о советском морском экипаже, сумевшем в годы Великой Отечественной войны (называли второй мировой) отбомбить немецкую подводную лодку с фашистским генералом на борту, пленить её вместе с ним. Герои этой военной истории остались за кадром.

Увлечение поисковой работой вывели нас с моим мужем Афанасием Яковлевичем Ивановым на следующие знания о крымчанине Семёне (Соломоне) Яковлевиче Раскине.

Семён Раскин родился в г. Минске Белорусской ССР, в семье рабочего-железнодорожника. Отец до революции работал на Полесской железной дороге. Мама работала  учителем .

На фото: Семён (Соломон) Яковлевич Раскин – капитан 3-го ранга Военно-Морского Флота Советского Союза

На фото: Семён (Соломон) Яковлевич Раскин – капитан 3-го ранга Военно-Морского Флота Советского Союза

На долю Семёна выпала нелёгкая судьба. В семье сохранились фотографии маленького Сенечки со скрипкой, с теннисной ракеткой. Снимки запечатлели мечту родителей мальчика увидеть сына известным спортсменом или виртуозным скрипачом. Но красивой мечте не суждено было сбыться. Когда Сенечке исполнилось восемь лет, умерла мама. С четырнадцати лет он начал трудовой путь. С 1930 по 1935 г.г. Семён работал слесарем-инструментальщиком на машиностроительном заводе им. К. Ворошилова в г. Минске. С 1935 по 1937 г.г. учился в Ленинградском институте путей сообщения. С третьего курса института по спецнабору ЦК ВЛКСМ поступил в Высшее военно-морское ордена Ленина Краснознаменное училище им. М. В. Фрунзе, которое окончил в 1939 г., получив квалификацию – вахтенный командир. В этом же году Семён окончил Ленинградское мореходное училище, получив звание штурмана дальнего плавания.

С 1937 по 1956 г.г. служил на боевых кораблях Северного, а затем Черноморского военно-морских флотов, участвовал в боевых действиях на море в Белофинской кампании, затем защищал советскую Родину на боевых кораблях с первого и до последнего дня Великой Отечественной войны, мстя фашистам за поруганную землю, расстрелянного нацистами в г. Минске отца Якова, изнасилованную и замученную до смерти сестрёнку Дину (фашисты подвешивали девочку вниз головой, привязывали её к мотоциклу и ездили по городу).

Матросы, старшины и офицеры Северного и Черноморского военно-морских флотов гордились своим боевым командиром и любили его.

Об этом свидетельствует надпись следующего содержания, сделанная на фотографии 10 декабря 1947 г. боевому командиру: «Капитану 3 ранга товарищу Раскину С. Я. от личного состава корабля БО-211, который бессменно носил Ваш брейд-вымпел в походах на Северном и Черноморском флотах в течение 45-и месяцев. Наш экипаж всегда будет помнить о Вас и гордиться тем, что воспитан Вами. По поручению экипажа: командир БО-211 – капитан-лейтенант Родионов; сигнальщик 2-го класса – старшина 1-ой статьи Иванов; главный акустик 2-го класса – старшина 2-ой статьи Барабанов; комендор 3-го класса – старший матрос Егоров; моторист 3-го класса – матрос Павленко». В годы войны г. Мурманск на Баренцевом море был военной базой кораблей Северного Военно-Морского флота. В этот город, игравший стратегическую роль для Советской Страны, из Англии и Соединенных Штатов Америки через три моря: Норвежское, Гренландское и Баренцево – участники антигитлеровской коалиции в составе Северного конвоя по Ленд -лизу направляли морские транспорты с оружием, боеприпасами, самолётами, другой военной техникой, продовольствием, медикаментами. Всё это доставлялось для советских войск, ведших один на один на всей протяженности Европейской части Советской Страны (от Баренцева и Балтийского до Черного моря) тяжелейшие кровопролитные бои с хорошо укомплектованной и подготовленной к войне с фашистской армией.

Морские транспорты союзников нередко находились в открытых морях без должной поддержки со стороны кораблей береговой охраны в зоне ответственности Англии и США, чем пользовались немецкие подлодки. Они яростно охотились в Норвежском, Гренландском и Баренцевом морях, нередко отправляя на дно корабли Северного конвоя с героическими экипажами и со стратегическим для СССР грузом.

С. Я. Раскин неоднократно выходил в Баренцево море на поиск и уничтожение фашистских подводных лодок в зоне ответственности Северного Военно-Морского флота, в составе морского конвоя охранял морские транспорты союзников.

Будучи командиром бригады кораблей охраны водного района Северного Военно-Морского флота, капитан 3-го ранга С. Я. Раскин получил от командования секретное боевое задание – взять в плен немецкую подлодку, на борту которой находился немецкий генерал с особо важными секретными документами.

На фото: Семён (Соломон) Яковлевич Раскин – капитан 3-го ранга Военно-Морского Флота Советского Союза

На фото: Семён (Соломон) Яковлевич Раскин – капитан 3-го ранга Военно-Морского Флота Советского Союза

При умелом командовании С. Раскина корабли его бригады в морской пучине нашли искомую вражескую подлодку, умело подбили её, принудили к аварийному всплытию и, несмотря на ожесточенное вооруженное сопротивление фашистов, пленили субмарину с её экипажем, немецким генералом, документами. Под конвоем кораблей береговой охраны доставили подлодку в военный порт г. Мурманска. Благодаря этому командование Северного Военно-Морского Флота получило ценную секретную информацию противника, чем спасло жизни многих военных моряков и военно-морскую технику Северного ВМФ и союзников США и Англии.

За успешное проведение боевой операции, за проявленное мужество, личную отвагу и героизм командир бригады кораблей береговой охраны Северного ВМФ, капитан 3-го ранга С. Я. Раскин награждён орденом Александра Невского.

Продолжил войну Семён Яковлевич на Чёрном море в составе Черноморского ВМФ в должности командира бригады кораблей береговой охраны, участвовал в кровопролитных боях на море за военно-морскую базу и город Туапсе.

Эта награда была не единственной. Соломон (Семён) Яковлевич Раскин за мужество, храбрость и героизм, проявленные неоднократно в боях с противником, за умелое командование и руководство боевыми кораблями награждён ещё пятью боевыми орденами: двумя орденами Красной Звезды, двумя орденами Отечественной войны 1-й степени, орденом Красного Знамении и медалями: «За участие в героической обороне Советского Заполярья», «За боевые заслуги», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 г. г.», «30 лет Советской Армии и Флота», «20 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 г. г.», «25 лет в Великой Отечественной войне. Знаком за доблесть и отвагу», «50 лет Вооружённым Силам СССР».

После войны Семён Яковлевич продолжил службу на Черноморском ВМФ, проживал с семьей и городе-герое Керчи, в апреле 1956 года ушёл в запас в звании капитана 1-го ранга.

Семён Яковлевич, свободно владеющий десятком иностранных языков, блистательно владеющий словом, прекрасно знающий мировую литературу и историю, был человеком чрезвычайно скромным, не любил рассказывать о своих ратных подвигах, не любил демонстрировать наград, его родственники до конца его дней не знали, что он представлялся к званию Героя Советского Союза.

Выписка из личного дела: Семён (Соломон) Яковлевич Раскин (1916-1973) – капитан 1-го ранга Военно-Морского Флота Советского Союза, участник Белофинской кампании, с 1941 по 1945 г. г. участник боевых действий на Северном и Черноморском военных флотах. Прошёл путь от командира катера-охотника за подлодками до командира бригады кораблей охраны водного района. С 1956 по 1966 г. г. старший инженер Керченского судоремонтного завода. С 1968 по 1969 г.г. докмейстер плавдока водоизмещением в 4500 тонн на Керченской судоверфи. Член КПСС с апреля 1941 г., председатель группы Керченского партгосконтроля Керченского судоремонтного завода ВМФ, 1-ый заместитель секретаря бюро парторганизации этого завода. Член Пленума горкома КПУ г. Керчи с 1954 по 1956 г. г.

На фото: личный состав корабля «Большой охотник – 211» (БО -211) с фотографией экипажа

На фото: личный состав корабля «Большой охотник – 211» (БО -211)

Хочу этой публикацией в память об участниках Северного конвоя (1941 – 1945 г.г.) сподвигнуть российских историков и родственникам ветеранов Великой Отечественной войны, рассказать об участниках Северного конвоя и других героях Северного Военно-Морского флота.

Ольга Алексеевна Иванова

член Союза писателей России


1 комментарий

  1. Юрий

    Про немецкую лодку — бред! Кто Вам рассказал такую чушь?

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика