Пятница, 29.03.2024
Журнал Клаузура

Людмила Самусенок. «Павел Иванов-Остославский.Особенности индивидуального стиля».

ВВЕДЕНИЕ

Души настоящих поэтов схожи с радарами, только настроены они не на радиостанции или движущиеся цели, а на голоса далёких миров и на тот единственный Голос, который слышится во всём сущем и которым говорят абсолютная Истинна, Красота и Благородство — на Голос Бога. Павел Иванов-Остославский в полной мере принадлежит к числу таких поэтов.

Поэзия Павла Иванова-Остославского прошла сложный путь развития от романтизма к правому символизму (символоромантизму) и он него – к реалистической манере изображения действительности. В творчестве автора бьется пульс жизни. Все радости и горести её он пропускает через своё сердце: тонкое, мужественное, ранимое. Его лирика тематически разнообразна, хотя есть в ней, конечно, и доминирующие мотивы.

Павел Иванов-Остославский многогранный автор. В его поэзии занимает особое место тема борьбы возвышенной и утонченной личности с окружающим миром – жестоким, циничным, бездушным, выжигающим из человека всё лучшее калёным железом боли, обиды и несправедливости. И всё-таки лирический герой поэта находит в себе мужество противостоять силам зла, он не теряет способности любить и замечать красоту там, где увидит её не каждый.

День погас, и нет сомнений,

Что теперь уж до утра

Странных перевоплощений

На земле пришла пора.

Зеркало стоит у двери,

Посмотрюсь, чертям на зло,

Вот он я, в огромной мере

Перешедший за стекло.

И, обратно отраженный,

Наяву вдруг вижу сон:

За спиной моей червленый

Появляется дракой.

Он летит во мраке ночи,

Крылья пламени красней

Средь зеркальных средоточий

Отраженных плоскостей.

Подлетел ко мне он сзади,

И во тьме взметнулась жуть,

И волос бесцветных пряди

На мою упали грудь.

Вдруг проснулся: солнце блещет,

Ярок молодой рассвет…

Глядь, а в зеркале трепещет

Трещиной разъятый свет.

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Современную русскую и русскоязычную литературу захлестнула волна бездарщины дилетантства и серости. Литераторы-графоманы, чтобы оправдать свою художественную несостоятельность, отягощенную манией величия, придумали даже специальный термин, обозначающий якобы особый творческий метод, в рамках которого они создают свои «выдающиеся шедевры» – «Андеграунд». Приверженцы «Андеграунда» — это почти всегда матерщинники, воинствующие хамы и неутомимые хулиганы сводящие само понятие «искусство» на нет, дискредитирующие его своим «творчеством» и лишающие, таким образом, всякого смысла. У «литераторов» Украины, «ваяющих» в духе «Андеграунда», отчаянное хулиганство усугубляется ещё и Галицким национал-кликушеством, а то и откровенной русофобией и фашизмом.

В условиях почти полного упадка отечественной литературы, творческая общественность должна ценить каждого по-настоящему большого поэта, воспринимать его творчество как редкий и замечательный феномен высокой художественности, духовности и патриотизма. Павел Иванов-Остославский принадлежит к числу лучших русских поэтов Украины. Краски эмоций и впечатлений, которыми написаны его поэтические полотна, запоминаются читателю своей яркостью, сочностью, утонченностью, искренностью, аристократизмом, мистической ирреальностью, глубиной философского осмысления действительности и техническим мастерством.

Изучение творчества поэта является актуальным вопросом отечественного литературоведения. Творческое наследие Павла Иванова-Остославского интересно не только с художественной и философской, но и с социально-политической точки зрения, так как оно утверждает единство Русского Мира, который держался раньше и держится сейчас на традиционных принципах высокой духовности, а не на модном в наше время нигилизме, невежестве и воинствующем хамстве.

Подробное и вдумчивое изучение творчества поэта даст возможность современному литературоведенью определить вклад Павла Иванова-Остославского в копилку художественности и духовности современной русской литературы, осмыслить поэзию автора в контексте развития отечественного искусства на рубеже XX – XXI веков.

ЖИЗНЕОПИСАНИЕ

Павел Игоревич Иванов-Остославский родился 12 января 1978 года в Херсоне (Украина). Первые тринадцать лет его жизни прошли в основном под влиянием дедушки и бабушки – родителей матери. Так сложились жизненные обстоятельства, что со своими родителями он виделся редко. Мать поэта работала в институте Сельхозпроект на полторы ставки. Она  уходила на службу в семь утра, а возвращалась оттуда к девяти вечера. Будучи ведущим инженером, а затем и начальником группы в институте, она не только выполняла свою работу, но и контролировала, а часто и переделывала работу подчинённых. Отец жил отдельно со своими больными и беспомощными родителями. Он был уважаемым и известным в городе врачом-офтальмологом и тоже работал от зари до зари.

Ярким впечатлением детства было для поэта общение с дедом – Александром Ивановичем Мадыкиным, заместителем генерального директора Херсонского ХБК по капстроительству. Дед автора был человеком очень жестким и волевым. Мужественный и решительный от природы, он приучал внука к дисциплине, порядку и спартанскому отношению к жизни. Его фронтовая офицерская закалка давала о себе знать даже в старости. Не терпя возражений и требуя полного подчинения себе, он пытался воспитать внука по своему образу и подобию, сделать из него расчётливого стратега, бойца и добытчика. Однако, жизненные установки деда будущим поэтом были восприняты поверхностно. Ему больше пришлись по душе занятия литературой.

Бывало, выезжая на дачу, маленький Павел с дедом усаживались по удобнее на лавочку и активно обсуждали сказки А.С.Пушкина, которые дед читал своему внуку регулярно. Волшебные и загадочные истории завораживали будущего поэта. Его детское воображение рисовало красочные картины из жизни царя Салтана, царевича, подстрелившего коршуна, трёх красавиц, прявших пряжу под окном в царских палатах. Тридцать три богатыря, выходящие из морских глубин, вызывали в душе будущего поэта невообразимый восторг и удивление. Конечно же самыми притягательными образами сказок Пушкина были Царевна-Лебедь и Спящая Красавица. Именно эти два персонажа возбудили в душе маленького Павла интерес к женской красоте, окруженной флёром загадочности, мистики и аристократизма. Будущий поэт не раз задавался вопросами: «Как Пушкину удалось так красиво описать женскую прелесть? Что он сделал для этого? А может быть и я когда-нибудь так смогу?». Слыша иногда от внука такие вопросы, А.И. Мадыкин только подшучивал: «Ты, главное, ткачихе и поварихе со сватьей бабой Баборихой в лапы не попадись, а то, бывают хищницы всякие… »

В 1985 году будущий поэт поступил в школу. Уже в семилетнем возрасти он столкнулся с человеческим миром во всей его красе: злобным, безжалостным, равнодушным. Учёба в школе стала разочарованием и трагедией для Павла. В место того, чтобы бродить по тихим тропинкам дедовской дачи, расположенной на Ингульце, и мечтать о «пурпурных мирах, рассеченных золотым мечем»(1), будущий поэт вынужден был находиться под жестким прессингом учителей, заставляющих в приказном порядке что-то учить и совершенно не церемонящихся с детьми. Обычаи совдеповской школы, где на уроках всё было подчинено большевистской идеологии и грубой дисциплине, установленной педработниками, а на переменах хулиганскому беспределу со стороны учеников, действовали на будущего поэта удручающе. Нездоровая атмосфера социального Дарвинизма, уголовщины и советской пропаганды не давала спокойно учиться. Павел много болел, поэтому ему часто приходилось пропускать занятия в школе. Как ни странно время болезней было для него в детстве самым счастливым. Зная с самого юного возраста, что надо будет со временем поступить в институт и получить добротное высшее образование, Павел учился самостоятельно. Сам штудировал учебники, много читал программную и внепрограммную художественную литературу, много знал по истории, биологии и географии. Математикой, физикой и химией поэт занимался с дедом. В дальнейшем навыки самостоятельного обучения и осмысления полученных знаний помогли поэту во время учёбы в университете.

После смерти родителей матери, жизнь Павла Иванова-Остославского изменилась. Теперь автор с родителями стал жить в старом доме отца – в центре Херсона, в старинной части города. На дворе был 1991 год. В 1992-м мать ушла на пенсию и всецело посвятила себя семье. В этом же году образовалось Херсонское губернское дворянское собрание, в котором отец автора, будучи потомком знатных херсонских фамилий Остославских и Фроловых, стал вице-предводителем. С этого момента усилилось культурное влияние со стороны отца – человека мягкого и интеллигентного, прекрасно разбирающегося в искусстве, замечательного врача и учёного, изобретателя, философа и спортсмена. Дворянское мироощущение, высокая культура и аристократическая система ценностей – вот то духовное наследие, которое поэт перенял от отца, а через него, и от предков – людей образованных, талантливых, волевых. Нравственные и эстетические идеалы, привитые в семье, стали главенствующими в духовном развитии поэта и предопределили его литературную сущность. Именно благодаря такому воспитанию Павел Иванов-Остославский стал тем блестящим и талантливым поэтом, которого хорошо знают многие его читатели.

В 1997 году поэт поступил на филологический факультет Херсонского педуниверситета. Годы учёбы в ВУЗе стали счастливым и успешным периодом его жизни. Свершилась его многолетняя мечта – академическое образование. На младших курсах университета полностью раскрылись научные и интеллектуальные способности поэта. Гигантские объемы информации он запоминал играючи, преподаватели предсказывали Павлу Иванову-Остославскому прекрасную карьеру в аспирантуре, некоторые даже доверяли ему в качестве эксперимента вести лекционные и практические занятия вместо себя. Особенно поэту удалось «очаровать» в научном отношении таких преподавателей и профессоров как Елена Евгеньевна Бондарева, Нина Павловна Тропина, Галина Александровна Михайловская. А вот девушки-студентки очаровывались поэтом явно не только с научной точки зрения… Нередко отношения с представительницами прекрасного пола кончались разрывами, но поэт не унывал, понимая, что главное быть оптимистом и верить в себя, а всё остальное приложится.

В годы университетской учёбы поэт глубоко изучил литературное наследие подавляющего большинства русских поэтов Золотого и Серебряного века. Особенно близким ему стало творчество Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Николая Гумилёва, Анны Ахматовой и Марины Цветаевой. Именно эти авторы в наибольшей мере повлияли на становление его поэтической личности.

2000-й- 2003-й годы – время наибольшего рассвета поэтического творчества автора. В эти годы Павел Иванов-Остославский написал лучшие свои стихотворения, из которых в последствии были сформированы сборники «Святилище огня», «Ты и Я» и частично «Плоды терновника». В эти годы в творчестве поэта наиболее полно и самобытно проявился символоромантизм как современное консервативное течение классического символизма.

В 2003 году у поэта начался новый период жизненной активности. С 2003-го по 2008 годы Павел Иванов-Остославский дважды был в браке, сошёлся, а потом расстался с несколькими дамами и девушками. Ценя собственную свободу и независимость поэт не особенно дорожил отношениями с представительницами прекрасной половины человечества не признающими в принципе за мужчиной права на собственный выбор.

Последней из близких себе женщин он посвятил своё лучшее ироническое стихотворение.

Ты светла и лебедина,

Потому-то не шутя

Я влюблён в тебя, Марина,

Как наивное дитя.

От любви чуть ни растая,

Пригвоздясь к твоей руке,

За тобой хожу, родная,

Словно пёс на поводке.

Ведьме тонко-изощрённой

Лишь возможно так легко

Завладеть моей персоной,

Как Марине Головко.

О, Марина! Ты сирена,

И, конечно, не одну

Душу с тверди постепенно

Ты свела к морскому дну!

Но, поскольку лебедина,

Хороша ты и легка,

То влюблён в тебя, Марина,

Я, пожалуй, на века!

В 2009 году Павел Иванов-Остославский отошел от «мирских» дел и стал достаточно замкнутым и необщительным человеком. Он начал вести аскетический образ жизни, превратясь в монаха в миру.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ТВОРЧЕСТВА

Павел Иванов-Остославский рано начал свой творческий путь. Уже в четырнадцать лет он стал писать небольшие прозаические произведения повествовательного характера. Первые пробы пира были робкими и наивными попытками выказать свою душу на бумаге, создать и наполнить жизнью виртуальную реальность – художественный мир автора. Отроческая проза вместе с дневниками автора составила восемнадцать общих тетрадей. Все они были написаны в период с 1992 по 1997 год. Но дневник и прозаические миниатюры были всего лишь предысторией становления настоящего поэта.

Стихи Павел Иванов-Остославский начал писать в 1995 году. Первое его стихотворение датировано 6-м января. Оно было посвящено одному из домашних любимцев – коту Сигизмунду – и имело явно иронический характер.

В последующие два года Павел Иванов-Остославский вел активную литературную жизнь. Он написал несколько десятков больших стихотворений-баллад в основном на историческую, философскую и духовно-нравственную тематику. В этих ранних юношеских стихах явно прослеживались черты, предопределившие впоследствии все творчество автора как уже состоявшегося, признанного мастера. Именно в этот период автор окончательно сформировался как поэт-символист (символоромантист), являющийся апологетом монархии, аристократизма, русскости и патриотизма, носителем исторической памяти о прошлых эпохах и медиумом, контактирующим с потусторонним миром и объясняющим людям законы непостижимой для них божественной сверхреальности.

В 1997 году автором был написан ряд стихотворений, которые бесспорно можно признать профессиональными и зрелыми произведениями, это: «Шумя, о берег бьются волны… », «Миноносец», «Светлоокая девица… », «Небо, небо снежного цвета… » и другие.

В 1997 году автор перестает писать. Активная учеба в университете, отвлекла поэта от литературной деятельности на три года. В 2000 году Павел Иванов-Остославский вновь включается в литературный процесс. Период творчества с 2000 по 2003 год является самым продуктивным. Именно в эти годы были написаны сборники: «Святилище огня», «Ты и Я» и частично «Плоды терновника», а также, ряд стихов, опубликованных вне этих сборников в периодике. Следует отметить, что в «Святилище огня» вошли и те стихи, которые были написаны в 1997 году. Последний период творчества: 2003-2010 годы. В эти годы были сделаны поэтические переводы из Владимира Сосюры и Николая Братана. Последнее серьёзное стихотворение, написанное Павлом Ивановым-Остославским, — «Наш мир ругать во век не перестану… » (январь 2010 года). Многие стихи, созданные позднее, это экспромты, шуточные, иронические и сатирические миниатюры, которые сам автор важными для себя не считает.

С 2006 по 2009 год Павел Иванов-Остославский реализовывал себя как публицист и прозаик. В этот период он сотрудничает с некоторыми херсонскими газетами, работает внештатным корреспондентом в «Таврическом Крае». В своих статьях и очерках он излагает свое виденье украинской истории и современных социальных реалий, борется с Галицким национал-кликушеством и утверждает право русских людей, живущих на Украине, отстаивать себя всеми доступными и законными способами. Немногие произведения художественной прозы, написанные автором, являются философскими размышлениями о смысле жизни, о непостижимости и абсурдности законов бытия, о фатальном несовершенстве этого мира.

Краткая периодизация творчества.

Первый период: 1995-1997 годы. Время становления автора как литературной личности. Годы литературной учебы. Большинство стихотворений, написанных в этот период, а также, дневники и ранняя проза, были уничтожены самим автором. Дошедшие до читателя стихи, были включены в первый сборник «Святилище огня».

Второй период: 2000-2003 годы. Время зрелого творчества. В эти годы Павел Иванов-Остославский проявился как поэт-символоромантист, мастер художественного слова, яркий и самобытный литератор. Создание сборников «Святилище огня», «Ты и Я» и частично «Плоды терновника».

Третий период: 2003-2010 годы. Время затухания в творчестве автора символоромантистских тенденций и переход к реализму, создание поэтических переводов с украинского, постепенный отказ от собственной тематики и проблематики.

В 2010 году увидела свет книга стихов «Избранные Произведения». Эта книга стала творческим итогом пятнадцатилетней литературной деятельности Павла Иванова-Остославского. Можно утверждать без преувеличения: ради её создания и опубликования автор положил всю свою жизнь.

ТВОРЧЕСКИЙ МЕТОД, ПОЭТИКА, ОСОБЕННОСТИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО СТИЛЯ.

В творчестве Павла Иванова-Остославского наиболее полно отразились принципы нового творческого метода, возникшего на стыке XX-XXI веков, правого символизма (символоромантизма). Символоромантизм – это ветвь русского классического символизма в поэзии. Вот, что сказано об этом творческом методе в свободной Интернет-энциклопедии Википедия: «Символоромантизм

«Правое» ответвление символизма, унаследовавшее и творчески переработавшее некоторые символистские и романтические черты. Символоромантизм возник в русской и русскоязычной литературе на рубеже XX-XXI веков. Характеризуется монархизмом, мистицизмом, аристократизмом, острой ностальгией по прошлому, мечтательностью, причудливым сочетанием меланхоличности и бунтарства, утончённостью. Священное отношение к благородству и красоте, повышенное внимание к духовной сущности человека и его нравственному выбору, обожествление высшей мистической сверхреальности безусловно роднит поэтов-символоромантистов с лирической традицией Михаила Лермонтова и Александра Блока. Возникновение символоромантизма, как литературного направления, связано с именем известного украинского поэта русского происхождения Павла Иванова-Остославского. Авторы, работающие в рамках символоромантизма проживают на Украине, в России, Германии, Франции и США».

Данная формулировка является абсолютно исчерпывающей.

Символоромантизм – это консервативное течение в современной литературе, опирающееся, прежде всего, на эстетику традиционного символизма блоковского типа. Существенным отличием символоромантизма от символизма является разность социальных и политических доктрин, которые выдвигают эти течения. Символизм Александра Блока был левым, революционным, радикальным. «Страшный мир» в нём состоял из богачей-аристократов и богачей-буржуинов, угнетающих простой народ. Символоромантизм Павла Иванова-Остославского является монархическим, реакционно-аристократическим, великодержавным, «Страшный мир» состоит в нём из богатых хамов, угнетающих нищих хамов. Между кастами поработителей и порабощённых стоит интеллигенция прозванная навести порядок в обществе: отобрать власть у Воинствующего Хама, покарав его смертью, и облагодетельствовать простой народ. Спасение русского народа символоромантизм видит в построении «царства праведников», в следовании вековечным духовным ценностям нашего народа, сформулированным в девизе: «За Бога, Царя и Отечество».

Символоромантизм основывается на трагическом мироощущении. Его неотъемлемым элементом является некоторая «готичность» поэтики. Типичным символоромантистским стихотворением является «В бою кровавом сломан мой эсток… » (автор Павел Иванов-Остославский).

В бою кровавом сломан мой эсток,

Я окружён врагом со всех сторон —

Моей безумной жизни вышел срок,

Увы, коротким оказался он.

Своих врагов я ни боюсь не чуть,

Смерть для меня ничтожнейший пустяк.-

Пусть недруги мою отметят грудь,

Хоть тысячью своих подлейших шпаг.

Что мне борьба — я дьявольски устал,

Мне безразличны долг, отвага, месть:

Я пренебрег началом всех начал,

Я позабыл про родовую честь!

Я соучастник авантюрных дел:

Дуэлей, кутежей, побоищ, драк,

Я совершал ужасный беспредел,

Быв главарём разбойничьих ватаг.

Не раз клинок я обнажал за трон,

В бою был безрассуден и жесток,

Так что и люди будущих времён

Едва ль забудут грозный мой эсток.

Отмечен разным мой кровавый путь:

Я мятежей участник, и не зря

Соперников хотел я оттолкнуть,

Чтоб самому влиять на короля.

Меж нами шла упорная борьба.

Коварством часто разрешал я спор

И древний щит фамильного герба

Не раз мог треснуть, не снеся позор.

Но всё, же не всегда таким я был,

Ведь и любовь жила в душе моей:

Когда-то в детстве нежно я любил,

Я всех людей любил, любил людей…

Во цвете нежных отроческих дней

Был ни солдат я, а творец, поэт,

Я благородство воспевал Вандей,

Которых ненавидел целый свет.

Я упивался благодатью муз,

Я укреплял всегда, как только мог,

С посланницами бога свой союз,

Пока не вышел срок, не вышел срок…

Но вышел срок: в стране переворот —

Разбит в осколки королевский трон

И мой несчастный, обедневший род

Был тут же новой властью истреблён.

Увы, из рода ни одна семья

Не выжила, но я лишь выжить смог.

Смерть, голод и войну изведал я,

И ненавистью горькой я истёк.

Я взял фамильный дедовский клинок

И дом покинул. Ненависть свою

Уже тогда я обуздать не мог,

И я её растрачивал в бою.

Я разрушал деревни, города,

Мои бойцы рекою лили кровь.

С тех пор не вспоминал я никогда,

Ни дом, ни муз, ни детскую любовь.

Я полюбил войну, привык к войне,

И, хоть был всё же восстановлен трон,

Считал я, что король никто: в стране

Установился только мой закон.

Я жил, как герцог, как владетель жил.

Чего ни делал только я — бог весть,

Но я забыл, о главном я забыл,

Что у меня есть родовая честь.

Но вот возмездье — есть на свете Бог:

Для глаз моих Господин свет померк,

Я в западне, изломан мой эсток,

И в грудь мне смотрит вражеский фламберг.

Насквозь вошёл извилистый клинок.

Остановилась жизни круговерть.

Меня неслышно призывает Бог,

Даруя мне спасительную смерть…

На примере этого стихотворения можно выявить и некоторые другие ярко индивидуальные особенности данного творческого метода, одним из которых является многоплановость, многомерность и жизненная достоверность художественного изображения действительности. Стихотворение, приведённое выше, в тематическом и проблематическом плане можно рассматривать совершенно с различных точек зрения. Можно ли назвать это стихотворение философским? Да. Здесь лирический герой мучается вопросами о смысле жизни и смерти, о цене славы и богатства, о нравственном падении человека, попавшего в нечеловечески тяжелые обстоятельства. Можно ли считать, что это стихотворение принадлежит к военной лирике? Да, конечно. Здесь во многих местах описывается бой, оно начинается и кончается эпизодами единоборства. Это стихотворение в какой-то мере посвящено и роли поэта в обществе. Эта баллада может вполне быть причислена и к религиозной лирике, ведь во всех событиях, описанных в ней, зримо или не зримо присутствует Бог. Здесь описан не только человеческий мир, но и высшая сверхреальность, безраздельно правящая людьми. Здесь поднимается проблема патриотизма, грехопадения человека перед лицом смерти, одиночества, борьбы за существование, мучений совести и кары за грехи, взаимоотношений человека и Бога, человека и Дьявола, человека и человека. Здесь изображены шекспировские страсти; мир предстает перед читателем в своей целостности – со всеми своими радостями и горестями, надеждами, разочарованиями, смертью. В этом, пожалуй, заключается космизм творчества поэта, стремящегося увидеть в каждом конкретном факте объективной реальности всю глубину и все разнообразие проявлении Бога и Вселенной. Каждое стихотворение поэта – это картина Мира, изображающая Реальность во всей её полноте и широте: от рождения до смерти.

Стихотворение «Письмо с фронта» написано в реалистической манере, однако в нём тоже присутствуют элементы символоромантизма и космизма.

Письмо с фронта

Приветствую тебя письмом, родная!

Прости, что не писал, моя душа,-

Всё некогда. Моя передовая

Теперь лежит у края Сиваша.

В Турецкий вал вцепились мы и терцы.-

Он будет белым век, покуда есть

Ещё в живом, ещё в горячем сердце

У нас святая воинская честь!

Я — белый офицер, я — зол и молод!

Что тягость мне военных наших дней!

Готов я жизнь отдать, чтоб серп и молот

Не правили Россиею моей!

А впрочем, этот пафос тут излишен:

Тебе хочу писать я о другом —

О нежном цвете белоснежных вишен,

Что окружали наш старинный дом.

Хочу домой! Хочу в твои объятья!

Хочу дарить стихи тебе, цветы!

Мечтаю раз хоть триста повторять я,

Что прелесть замечательная ты!

Ах, милая, да если бы ты знала

Как я живу, тоскуя и любя!

Увы, тебя всегда мне не хватало,

И я всегда домысливал тебя.

Я вспоминал тебя, твою улыбку,

На шее блеск цепочки золотой,

И возникал в моём сознанье зыбком

Прекрасный и печальный образ твой.

Любимая, ведь я тебя уж ради

Оставил бы все битвы и бои,

Чтоб видеть лишь каштановые пряди

И очи изумрудные твои.

Я уходил на фронт ещё в пятнадцатом —

И вот уже пять лет я на войне.

Ты знаешь, наше фронтовое братство

Теперь изрядно надоело мне.

Но долг священен! Долг Я не нарушу!-

К тебе с передовой я не вернусь,

Пусть даже и дано мне скоро душу

Отдать за белокаменную Русь.

Писать кончаю: уж артподготовка

По нашим бьёт, окопы не щадя.

Ручаюсь трёхлинейною винтовкой,

Что больше жизни я люблю тебя!!!

Стихотворение «Письмо с фронта» также можно причислить сразу к нескольким жанрово-тематическим группам. Здесь поднимается тема патриотизма, любви и верности Отечеству и любимой женщине, самоотречения, подвижничества, жизни и смерти.

Образцовыми символоромантистскими стихотворениями в творчестве Павла Иванова-Остославского являются: «Уж ни болен ли я? Неужели… », «Когда я в ночи засыпаю… », «Я отказался от своей природы… », «За окнами движутся тени… », «Страшный сон ко мне приходит ночью… », «Ах какое же это блаженство… », «Белый воин», «Здесь край земного мирозданья… », «Не грусти в минуты трудные… », «Мерцает тусклый свет свечи… », «Уж в меня нынче демон вселился… », «Годен к походу я снова… », «Живу я среди белых льдин… », «Дракон» («День погас, и нет сомнений… »), «Когда по веленью жестокого рока… » и многие другие.

Время в творчестве Павла Иванова-Остославского предстаёт перед читателем, прежде всего, в облике Вечности. Вечность – одна из важнейших философских категорий, господствующая в поэзии автора безраздельно. У времени, по мнению поэта, нет ни начала, ни конца. Вечность, так же, как и Бог, благородство, красота, честь и любовь – не имеют никаких временных рамок: они всегда были, есть и будут.

Одним из важнейших мотивов творчества автора является мотив одиночества. Чтобы ни делал и где бы ни находился лирический герой поэта, он всегда одинок, он всегда чужд человеческому миру с его жестокими и бессмысленными обычаями, с его жаждой наживы, власти и сладострастия.

Яркой особенностью авторского стиля Павла Иванова-Остославского является «гранитность», под которой подразумевается системное единство формы и эмоционального наполнения поэтического произведения. Термин «гранитность» был определён самим поэтом. Под этим понятием он подразумевает непоколебимую цельность чувственного содержания и формы, все элементы которой связаны друг с другом и взаимообусловлены. Огромное значение придает автор «гранитности» синтаксических построений отдельных строф и стихотворения в целом. Поэт считает, что «писать нужно так, чтобы содержание было тонким и легким, как небесный огонь, а форма цельной и непоколебимой, как гранитная глыба». Только при соблюдении этих условий по мнению Павла Иванова-Остославского стихотворение будет по-настоящему гармоничным и красивым.

Большая, настоящая заслуга Павла Иванова-Остославского состоит в том, что он открыл новые эстетические горизонты в современной русской и русскоязычной поэзии Украины. Его яркие и тонкие стихи, исполненные художественной гармонии и нравственной глубины, заронили в души многих читателей веру в добро, красоту и справедливость. С помощью мистических приёмов поэт изобразил совершенно реальные события, жизненные, правдивые коллизии, которые поражают своей целостностью, эмоциональной яркостью, исповедальностью и убедительностью.

Эстетический идеал Павла Иванова-Остославского замешан на аристократизме, утонченности, благородстве, жертвенности, мужественности, подвижничестве. В своём творчестве поэт всегда стремится ответить на вопросы, что есть красиво, а что уродливо, нравственно и безнравственно, истинно и ложно. Одним из важнейших качеств его произведений является философичность. Павел Иванов-Остославский – это прежде всего поэт-мыслитель, чьё духовное зрение обращено к Богу, к его великим, прекрасным и непостижимым тайнам, к которым дотронуться позволено только настоящему поэту.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика