Андрей Бикетов. «Реформа образования, ЕГЭ и другие фильмы ужасов».
26.08.2011“Пушкин и Билан в своих произведениях воспевают дружбу”
Неизвестная ученица 11 класса, ЕГЭ по литературе.
Реформы в России становятся довольно обыденным явлением. Нас хлебом не корми, подавай только новую реформу. Армия, медицина, судебное производство, образование – список можно расширять и продолжать. Реформу образовательного сектора проводил Пётр первый в бытность свою правителем, не ударили в грязь лицом и большевики в 1918 году. Подчас смена образовательных ориентиров являлась и сменой политического курса. Советская образовательная система по праву считалась одной из самых лучших в мире. Многие из её элементов и сегодня довольно жизнеспособны. Но остро стоящая проблема интегрирования в европейское и мировое пространство требует принятия должных мер по преобразованию нашей системы обучения в систему стандартную, всеобщую. В Брюсселе и Лондоне, в Париже и Вашингтоне существуют двенадцатилетнее обучение в школах, единый государственный экзамен, магистратура и бакалавриат в вузах и другие, отличные от прежних российских норм особенности. Железный занавес, опущенный над территорией страны в перестроечные годы, до сих пор давлеет над умами очень и очень многих людей. Они не понимают и не хотят понимать, что тот, советский энтузиастический запал, тот беззаботный образ жизни, те привилегии безвозвратно утеряны. Ну не будет уже поездок на картофельное поле в осеннюю романтическую субботу, дети уже забыли, что значит перемножать числа столбиком, и конспекты в тетрадках тоже скоро исчезнут. Совсем, напрочь. А бакалавриат останется. И программа подготовки к тестированию тоже. А то, что она больше всего напоминает “мозгодробительную зубрёжку”, похоже, никого не волнует. Сверху утвердили, чиновники минобразования подписали – назвался преподавателем, наставником молодёжи, будь добр, соблюдай. Даёшь в каждый сельский класс по Ай – фону! Весьма звучный лозунг, почти как в Союзе призыв на сбор макулатуры. Мало того, что в учительской среде оказались не готовы к подобным изменениям, что на школьников, обучавшихся вначале по старой системе, ЕГЭ свалился, как снег на голову, так ведь и в самом министерстве не знают, что делать: за те годы, как началась реформа, выпускные экзамены бьют все анти – рекорды. Не учли реформаторы возможных последствий – тут уж ничего не поделаешь! Достаточно сказать про случаи массовой стобалльной (или близкой к тому) сдачи экзаменов в некоторых учебных заведениях, в которых дети не отличались особой любовью к наукам, про запротоколированные факты заведения уголовных дел на преподавателей, их помощников, а также представителей приёмной комиссии, решавших за подчинённых тестовые задания, про некоторые сайты, занимавшиеся куплей – продажей готовых решений по любому предмету, про “братскую” помощь школьников из Хабаровска и Владивостока ровесникам из Москвы и Ленинградской области. Об этом уже много писалось, а потому вновь муссировать уже не так интересно. В статистических выкладках зафиксирован реальный рост самоубийств учеников на почве нервных потрясений, испытанных ими после неудачной сдачи экзамена, ставших для чувствительных детей настоящим шоковым потрясением: тут вам и повешения, и смертельно опасные прыжки с высотных зданий, и отравление медикаментами. Фильмы ужасов, не иначе.
Попробуйте представить себе, что вы учитесь в одиннадцатом классе и у вас на носу государственный экзамен. Понимаю, что представить себе подобное не так уж просто, но вы зажмурьте глаза и поверьте, буквально на минутку. Так вот, вы уже сдали свою дописанную и тщательно выверенную работу, и теперь сидите в аудитории и дожидаетесь исхода этого действа. До ЕГЭ вы были на хорошем счету у преподавателя, уроков почти не прогуливали, вникали в лекции, получали хорошие оценки. И вдруг – как гром средь ясного неба! Количество баллов, которое вы набрали по предмету – минимальное! Такое низкое, что соответствует оценке “два”! Для молодого юноши или девушки, едва только начинающих свой жизненный путь, строящих планы по трудоустройству, по профессиональному самоопределению такой приговор равносилен клейму, выжженному на лбу: не пригоден! Слишком туп, слишком ленив, не внимателен, рассеян – не способен занять нормальную, гарантирующую достойный заработок должность! Вот что такое тестовое задание! Да, ты можешь прийти вновь, уже на следующий год, чтобы доказать прежде всего себе, что ты не бездарь, что ты способен, что ты можешь, что ты ещё ого – го! Но то уже будет лишь на следующий год.
Ещё один вопрос, который хотелось бы осветить – это составление тестовых вопросов и заданий. Вопросы по ЕГЭ, порой составленные весьма неуклюже и без знания материала, давно стали притчей во языцех и томами сходят с пера господина Задорнова. Совершенно ясно, что контроль за данной процедурой необходимо ужесточить: а ну как каждый учитель возьмётся придумывать свои вопросы к вариантам по ЕГЭ? Кто знает, какого цвета лошадь была у Вронского, героя “Анна Карениной”? На сколько пуговиц Онегин застегнул камзол, когда отправлялся на свидание к Татьяне Лариной? Слабо вам ответить, завзятые литературоведы? Для чего понимать суть явлений, учиться выхватывать главное, основное, самое сокровенное в тексте, когда можно распылять внимание на мелочах, перегружать и так уже обложившихся перед сдачей всевозможными пособиями детей очередной шедевральной бессмыслицей?
Cуществует следующая упрямая вещь: после введения ЕГЭ ученики теряют способность к размышлению и анализу. Им не нужно стараться вникнуть в рассуждения классиков о падении нравов и моральных устоях общества – школьникам подобные “вредные” идеи ни к чему. Для них главной и единственной целью образовательного процесса является лишь одно: набрать то количество баллов, тот порог, который необходим для поступления в вуз. Потому они разучивают лишь имена и даты, лишь ту нелепую истину, какого цвета была лошадь у Вронского, и на какой парковой скамейке в Тригорском не сидел Пушкин, самую же суть, самую соль образовательного процесса они поглатывают с ходу, достаточно не прожевав. Части А и Б единого экзамена сводятся к правильному выбору из нескольких приведённых вариантов. Ну никак не мог Дмитрий Донской воевать с Гитлером и Наполеоном – неудобно биться в латах, когда в руках у противника пулемёт или кремневое ружьё! Если ты имеешь хоть отдалённое, самое смутное представление о материале, который сдаёшь, то по – любому выберешь нужный вариант!
Буквально пару слов о введении государственных лимитов (норм) на учебные предметы. Уменьшение количества неоплачиваемых часов по литературе и русскому языку, по истории и обществознанию обязательно негативно скажется на общем духовном, интеллектуальном и культурном развитии подрастающего поколения. Они уже сейчас преподносят своим наставникам такие перлы, что диву даёшься! Не поленился выписать несколько афоризмов, приведённых на блоге одной учительницы из Перми (огромная ей благодарность за такую великолепную подборку – смаковать можно до бесконечности!)
Итак, выборки из сочинений по литературе:
“Совсем мало осталось мест, где не побывала человеческая нога” – что поделаешь, нераспаханная целина. А когда нога ещё одна…
“Мне очень нравится одно из стихотворений Шолохова: Шопот, робкое дыханье…” – это ещё что! Какие замечательные стихи писал Максим Горький!
“Компьютер – это часть нашего организма” – отлично! Интересно бы ещё узнать, какая именно.
“Беречь как синицу ока” – жаль, что старик Даль не дожил. Новое время – новая трактовка пословицы.
“В тексте много использовано пунктуаций: двоеточие, кавычки, много точки”.
Ну, и напоследок жемчужина: “Русский язык – великий язык, на нём писали свои произведения Пушкин, Гомер и Толстой”.
После приведённых цитат становится совершенно очевидно, что бесплатных занятий по языку и литературе в средних школах проводится действительно слишком много. Надо бы ещё подсократить. Хотя бы до часа. То – то ученики обрадуются!
А если серьёзно, то подобная беллетристика должна насторожить как самих учащихся, их родителей и преподавателей, так и чиновников из министерства: раз в стране такое плачевное положение с образованием, значит, нужно, что – то предпринимать, на что – то обратить внимание. Понятно, что к старой системе возврата уже не будет, но ведь и новую нужно вводить с опаской: не все механизмы опробованы, некоторые пункты программы дают сбой, кое – где необходимо отрегулировать, шестерёнку скрипящую смазать. Перенимать иностранный опыт без согласования его с российской действительностью, с менталитетом нашего человека очень опасно, такой рискованный эксперимент может привести к непредсказуемым последствиям. Не кажется ли вам, что у нас немного другое представление об окружающем мире, о вещах и явлениях, чем у обыкновенного европейца? Что разделять выпускников институтов на “недоучек” и грамотных специалистов не совсем правильно? Пропаганда занятий спортом и увеличение часов по физической культуре в школе – это хорошо, но как можно производить вращательные упражнения головой, зная, что эта голова набита опилками?
Злокачественная опухоль требует безотлагательного лечения. При попустительском к ней отношении она может внезапно превратиться в раковую миому. Главное, чтобы потом уже не было поздно. Отношение родителей к проводимой реформе можно понять: ведь это ИХ дети оказываются в роли подопытных кроликов со стороны минобразования, ведь это ИХ сыновьям и дочерям искать себе место под российским переменчивым солнцем, создавать семьи, приобретать жильё под ипотечный кредит. Учителя от введения ЕГЭ также не в восторге: проводимый экзамен способен быстро выявить педагогические просчёты и показать ошибки в построении учебного процесса. Если раньше было возможно “подтянуть за уши” особо нерадивого воспитанника, запланировать определённый процент будущих оценок в пределах средних показателей, то теперь подобных манёвров совершить уже не удастся.
Введение всякого новшества обязательно сопровождается появлением как сторонников, так и противников совершающегося мероприятия. И противников, как правило, в разы больше. Один листок бумаги, снабжённый соответствующей печатью, способен разрушить судьбу того, кто доверяет этому листку своё будущее. Новые образовательные стандарты способны значительно повлиять на юные, ещё неокрепшие умы российских щкольников, они способны как предоставить им могущий понадобиться в будущем информационный пласт и дать уверенность в завтрашнем дне, так и лишить всех тех способностей и наработок, которые бы помогли им найти своё предназначение и добиться каких – либо успехов в наиболее подходящем деле.
Пластилин для лепки пока ещё очень мягок и легко поддаётся различным манипуляциям. Но очень скоро он затвердеет, и тогда уже пытаться превратить кусок бесформенного материала в нужную скульптору фигурку станет не с руки.
комментария 3
Pingback
29.10.2011http://klauzura.ru/2011/09/andrej-biketov/
Антон Грин
30.08.2011Это не оконченный, и далеко не полный «фильм ужасов». Российской образования, всегда оцениваемое (специалистами всех стран!) только в превосходной степени, превращается, — а кое-где уже и превратилось, — в ненужную, навязанную молодежи обязанность. Так считает значительная часть её.
Что сейчас школа (а за ней и ВУЗ)могут дать подрастающему поколению? Да ничего, кроме обрывков знаний и понятий, в основном в реальной жизни в о о б щ е не нужных. Которые становятся только кособокой ступенью на пути к документу об образовании.
Не буду говорить об ужасающем росте коррупции на ЕГЭ — по официальным данным после внедрения «новой» (читай — западной, малоприменимой в нашей стране, еще сохранившей остатки духовности) он, уровень, в школах (!) увеличился в 25 раз!
ЕГЭ добивает систему образования, развращает и уродует его участников, — как детей, так и педагогов. Из нащей обыденной жизни исчезает книга — как ненужный атрибут; но ведь прав не Фурсенко со своей бандой дебилизаторов, а С. Говорухин, сказавший и с т и н у : «Человек, который не приучил себя к чтению, не сделал привычкой, без которой не может жить, — тщетный человек»!
Говорить о вредоносности системы для болонок (то бишь «болонской»), вводимой в стране, можно бесконечно. НО! Хочется дождаться ее бесславного конца! …вот только сколько лет мы будем добираться до «потерянного времени» всеобщей грамотности и образованности, хотя бы в школе? Потому что мы сейчас уже имеем поколение безграмотности, о степени которой можно судить и по нашим СМИ, и по статьям в Интернете.
Зачем далеко ходить? Автор обсуждаемого материала (с мыслями и выводами которого я полностью согласен!), увы, не знаком в необходимом объеме с правилами русского языка — хотя в пределах школьного курса. Нельзя Петра Первого обозначать Петром первым! Нельзя школьника обзывать щкольником! Нельзя писать «поглатывают с ходу, достаточно не прожевав», когда имеется в виду «РАЗжевать» и «ПРОглотить»! Откуда такое пренебрежение к стилистике, неумение делить текст на абзацы! Тем более, начинать часть их не с красной строки! Откуда такое пренебрежение правилами пунктуации, отсутствие запятых в нужных местах, и, наоборот, присутствие оных там, где их вообще не дОлжно быть!
Еще раз повторю — я согласен с содержанием, но поражен малограмотностью, тем более в статье, ей-же посвященной.
Обидно… но прогресс, как заметно, на марше. По-фурсенковски… АУ, редактор! А вы-то где? Или, тьфу-тьфу-тьфу, — т о ж е …?
Pingback
26.08.2011http://klauzura.ru/2011/07/soderzhanie-vypusk-3/