Вторник, 03.12.2024
Журнал Клаузура

Анастасия Матвиенко. «Реабилитация салонного искусства».

Купидон с бабочкой. А.-В.Бугро 1888 г.

Очень часто термин «салонное искусство» употребляется как синоним негативного, плохого, безыдейного творчества, в котором нем нет внутреннего смысла, глобальной сути. И такие произведения искусства считаются не более чем декоративной красивой работой, картинами для интерьера, для удовольствия, украшения.

Салонное искусство возникло в Париже, в «Салонах» — самых престижных французских выставках, проводившихся с XVII века. На стороне организатора – Академии изящных искусств — выступала городская власть, буржуазия. И с тех пор происходит и первый домысел: салонное искусство – искусство буржуазное. Достояние малоумных и очень богатых людей, которые не смыслят в настоящем творчестве. А салонные работы – это далеко не искусство в полном смысле слова. Так ли это?

В чем же позитивный смысл салонного искусства? Издавна считалось (и это классика «жанра»!), что настоящее искусство не может быть ужасным или отталкивающим. Оно обязано быть прекрасным, нести миру прелесть и гармонию. Именно так и поступали салонные живописцы. Они выражали в своих работах идеальные представления о жизни, которые дарили зрителям радость.

Салонное искусство преследовало целью воспитать у людей чувство прекрасного. Мне кажется, что салонная живопись способна стать примером для понимая окружающей нас красоты. Представьте, что подрастающему ребенку вы будете показывать, например, «Черный квадрат» Малевича или «Крик» Мунка. Какие у него сформируются взгляды и впечатления о мире? Зато видя прекрасные цветы или красивых людей на портретах, он будет искать аналогии в окружающем мире. Ловить взглядом и соединять в своих образах красоту увиденной на клумбе розы, представлять свою маму как героиню античных мифов – окруженную купидонами прекрасную женщину. Ребенок, воспитанный на таких образцах, подрастет и начнет понимать окружающие события согласно своим представлениям  о них.  И что же будет, если его воспитывать на примерах современного искусства?

Взгляните на самые нашумевшие работы современных художников. Целующиеся мужчины-полицейские «Синих носов», распятые лягушки (Киппенбергер), трупы и голые тела авторства сотен умельцев – это лишь малая толика того, что вы можете лицезреть. Это, по-вашему, искусство?

Киппенбергер. Вперед ногами. 1990 г.

Да, обывательство – один из главных критериев салонного искусства. Но именно это понятно и доступно каждому. Это – основа основ любого искусства. Сначала учатся понимать то, что просто, а уже от этого переходить к более сложному. Рассмотрите картины салонных мастеров. Их внимание к деталям, гармоничные черты, красоту тел, разнообразные сюжеты, в которых царят любовь и ясность. Разве можно сказать, что эти художники не вкладывали душу в свои работы, не любили их по-настоящему, не работали месяцами над всеми нюансами картины?

Маковский. Мария Федоровна.

Среди салонных художников величайшее множество прекрасных колористов, великолепных мастеров академического рисунка. Прекрасная техника, выверенный сюжет, внимательность к изображению – вот достоинства салонных картин. Способны ли на это большинство выпускников художественных школ и академий?

Многие историки искусства пишут, что сейчас академии выпускают бездарей, которым далеко даже до самых посредственных мастеров предшествующих веков. Они умеют только ставить эксперименты, не научившись толком основам.

Салонные произведения зачастую обвиняют в излишней эротизации и слащавости. Но, позвольте. Обнаженные тела богинь и современные эротические перформансы и инсталляции, частая тема которых — смерть, кровь и секс. Вы готовы на этом воспитывать свои вкусы или вкусы своих детей?

Многие поспорят – зачем сравнивать салонное искусство и современное. Можно же сравнить его с классическими направлениями – романтизмом, классицизмом, импрессионизмом. Да, можно, конечно. Но сравнивать хорошее с хорошим. Ничего не лучше, всё просто разное. Так же и салонное искусство – не плохое, оно просто другое, со своими убеждениями и взглядами.

Бугро. Рождение Венеры 1879

Гораздо хуже идейное искусство, если эта самая идея в нем вызывает отвращение. Лучше не делать никак, чем делать плохо. А салонные мастера исполняли свои работы профессионально. И с этим никто не сможет поспорить. Это вам не фаллосы на Литейном мосту рисовать и выдвигать их как мега-искусство. Это – то, чему многим современным художникам еще всю жизнь можно учиться. Некоторые современные мастера – это не мастера, а так. Они гонятся за чем-то новаторским, чудовищным, нестандартным. Всё потому, что писать картины просто хорошо и понятно, а не с надуманным смыслом и в извращенных формах, не умеют. А за «глубокой» мыслью проще скрыть бездарность. Всё прекрасное имеет право на жизнь, и мы будем очень глупы, если затопчем красоту в слоновий навоз, из которого потом сделает картину кто-нибудь типа Криса Офили.

Марина Абрамович. Из клипа о сербских традициях.


комментариев 10

  1. Несмеянова О.А.

    «Есть и в наше время образцы прекрасного салона»

    Например?

    Вобще у меня предложение в главреду — авторов, кто будет загадоШно намекать на какие-то там дивные искусства, не приводя примеров, не публиковать. Опыт показывает, что мнения могут быть самые разные. Особенно у дилетантов. Ни правды, ни тем более приближения к истине в таком разнобое не откопать. Это только вводить в заблуждение читателей и от раза к разу делать все более невнятной позицию журнала

    Сколько раз я обращалась в коментах к авторам ПОЯСНИТЬ, какое искусство конкретно они имеют ввиду — ОТВЕТОВ НЕ ПОЛУЧАЛА НИ РАЗУ. Возникает уверенность что человек не понимает о чем пишет.

  2. Несмеянова О.А.

    простите а в комментах матом ругаться можно?
    alexander

    А очень хочется?)))

    Если нельзя ругаться, то хотя бы сообщите по-какому поводу у вас это желание возникло? ну просто интересно

  3. KLAUZURA

    «простите а в комментах матом ругаться можно?»
    Отвечаю:
    Нет, Уважаемый Александр! Использовать не нормативную лексику запрещено!

  4. alexander

    простите а в комментах матом ругаться можно?

  5. Анастасия Матвиенко

    Спасибо всем за комментарии.
    Ольга Несмеянова.
    «Вы вобще в курсе смысла термина “салонное искусство” на сегодняшний день?»
    А что, каждый день меняются значения? Каждый сам решает, на чем ему воспитывать детей. Я лишь противопоставила салонное искусство современному.
    Академизм ругают ни чуть не меньше, чем салонное искусство. И эти понятия перекликаются.

    Есть и в наше время образцы прекрасного салона. И я побоюсь назвать эти работы китчем.

    А думать советскими понятиями, причисляя к коммерции салонное искусство, я не собираюсь. В советские времена много чего писали… А назвать художников, вкладывающих душу в салонные произведения, коммерсантами по меньшей мере неуважительно. Многие из них даже не ищут выгоды.

    Татьяна Татьяна.
    Я не утверждают, что все выпускники Академии на подбор плохие. Не понимаю, где вы это прочитали? Я лишь привела мнение их же преподавателей. Неужели вы согласны, что все они соответствуют уровню тех мастеров, которые выпускались в 18-19 веках? Смешно. А о том, что есть таланты и сейчас — никто не спорит. Только много ли..

  6. Татьяна Татьяна

    Да, с понятиями тут трудно. И иллюстрации не соответствуют. Портрет Маковского — это не салонная живопись.
    И еще. Академия художеств (Питерская) готовит отличных мастеров. Скорее всего автор не знает полностью процесс подготовки в современных вузах. А жаль.

  7. Ольга Несмеянова

    Подмена смыслов и понятий — вы специально все так перепутали или по незнанию?
    Вы вобще в курсе смысла термина «салонное искусство» на сегодняшний день? это к примеру такие авторы как Шилов, Сафронов, Сатаров, Блохин Н. О них не слова. ВЫ НА ИХ работах хотите воспитывать детей? Их искусство реабилитировать?… сызмальства прививать детям представление о красивой жизни, ничего общего не имеющей с реальностью? вы уверены что им на пользу пойдет? кроме того, эти работы демонстрируют ПЛОХОЙ ВКУС. Он и так плохой или очень плохой кругом, вы считаете это надо покрепче вбивать с детства?

    Что же касается приведенных примеров, которые вы считаете салонными, то если говорить о стиле — это академизм. Салонные — т.е. принадлежащие или похожие на работы французских академистов. Впрочем про это у вас есть, но «салонное искусство» — этот термин сегодня имеет несколько иной смысл, это высококачественнй китч говоря простым языком. Вы на китче предлагаете воспитывать детей?
    Вобще такая путаница(намеренная?) в понятиях так или иначе дискредитирует журнал
    Надо хотя бы пояснить что имели ввиду и для чего соединяете постмодернизм и академизм? как крайности? но академизм в защите не нуждается, работы художников висят в лучших музеях и заслуженно — почто слезы непонятно? идите и показывайте академистов детям. Но (извините) салонное искусство это для детей не пример, это чистой воды коммерция, не искусство вобще(читайте соотв. статью в БСЭ, БРЭ)

  8. Аркадий Паранский

    Опечатка в предыдущем — почти со всем согласен.
    Извините.

  9. Аркадий Паранский

    Ну что же, почти совсем согласен. Уровня Маковских, Егорова, Семирадского, Крачковского и многих, многих других современным, с позволения сказать, «мастерам» не достичь никогда.
    «Многие историки искусства пишут, что сейчас академии выпускают бездарей, которым далеко даже до самых посредственных мастеров предшествующих веков. Они умеют только ставить эксперименты, не научившись толком основам.» Дело в том, что даже эксперименты, как мне думается, они ставить не умеют, так как постановка эксперимента базируется на знании и умении, которого нет. И это называется не эксперимент, а «фокусничание».
    Является ли это «фокусничание» — искусством? Полагаю — нет…

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика