Вторник, 27.02.2024
Журнал Клаузура

Николай Филиппов. «Открытое письмо Министру Культуры Российской Федерации Мединскому В.Р.»

УВАЖАЕМЫЙ ВЛАДИМИР РОСТИСЛАВОВИЧ!

Не сочтите мое твердое желание быть с Вами в одной команде, возрождающей русскую культуру, русское искусство, навязчивой идеей «fix».

Слишком давно в России не было Министра культуры со своей четкой позицией и программой действий. Министра, понимающего: возрождение отечественной культуры возможно только  при возврате к патриотической и воспитательной роли искусства, при создании благоприятной среды для формирования культурного наследия будущих поколений.

Слишком плачевно состояние российской культуры и российского искусства чтобы не быть в рядах ваших сторонников. Сторонником не на словах, а на деле, способным конкретными делами, многолетним опытом и реальным видением существующего положения, внести свой вклад в процессы реформирования. Готовым уже сейчас предложить культурологические проекты, которые, по моему мнению, значительно ускорят и дополнят ваши начинания.

Я видел, как они устроили бучу по поводу Вашего назначения в известной вам социальной сети, как тиражировали по рунету «дезу» о телепередаче «Спокойной ночи, малыши».

Или тот же стихотворный фарс Кулистикова по поводу фильма «Служу Советскому союзу» — все это звенья одной цепи, начало которой можно четко датировать: январь 1945 выступление Алена Даллеса в конгрессе США. Только несколько строчек наверняка известного вам документа: «из литературы и искусства мы постепенно вытравим их социальную сущность, отучим творцов, отобьем у них охоту заниматься изображением, исследованием тех процессов, которые происходят в глубинах народных масс. Литература, театры, кино – все будет изображать  и  прославлять самые низменные человеческие чувства».

Согласитесь, как это похоже на кино-пасквиль, защищаемый Кулистиковым, на современные постмодернистские «художественные» жесты, абракадабру в литературе, испражнения Бреннера и голого, лающего Кулика.

Апофеозом  этого «свободного самовыражения» стало присуждение премии Кандинского фаллосу, намалеванному арт-группой «Война» на разводном мосту напротив УФСБ по Санкт-Петербургу.

Премии, в  составе жюри которой были и сотрудники прежнего Минкульта. Удивляет, что и их не смутило то, что Василий Кандинский автор известной любому культурному россиянину книги «О духовном  в искусстве».

Возможно, Владимир Ростиславович, Вы думаете, что подобное ушло в прошлое. Ничуть. Газета «Metro» 26 июня 2012 года (заявленный тираж 440 тыс.) с.21 материал «В Москве показан фильм про «Войну»» автор Иван Николаев: «Режиссер изобразил путь «взросления» питерских активистов: от банальных и даже примитивных краж продуктов в супермаркетах и собирания вещей по помойкам до идейных бойцов-революционеров».

С кем борцов, Владимир Ростиславович? С революцией какой, где?

Именно поэтому, я не могу удовлетвориться прогулками со своей собакой и пассивным отношением  к происходящему. Искусство должно не уничтожать человека, а развивать его.

Что по моему мнению необходимым сделать?

1. Прежде всего, возродить систему эстетического воспитания начиная с детского сада. Вспомнить труды Н. Ветлугиной и Л. Венгера о развитии творческих способностей в детях. Стряхнуть пыль, достать из запасников  или шкафов прекрасно работавшие программы по музыкальному воспитанию Д.Б Кабалевского и по изобразительному искусству Б.М Неменского. Провалы в искусстве, деидеологизация и отсутствие малейших намеков на воспитание, берут начало именно здесь. Современные выставки превратились в «тусовки». Люди ходят на них, не понимая, что они видят в экспозиции, тем более что сами авторы часто не понимают, что они сотворили и для чего.

2. Необходимо устроить широкое общественное обсуждение всем известного, но забытого сегодня вопроса: «Что такое искусство? Для чего оно?».

Узкая элитарность сегодняшних «арт-манежей» и других «артов» это среда для экспонирования бездарных и часто откровенно патологических с точки зрения психиатрии произведений. Не частные галеристы и их арт-менеджеры должны управлять, как они говорят «художественными потоками», а профессиональная независимая критика и народное мнение,  для последнего искусство и существует. Цель таких дискуссий:  найти опору и поддержку в разных слоях  российского общества.

Не могу не остановиться здесь на Вашей роли, Владимир Ростиславович, в этом процессе. Вы должны стать выразителем общественного мнения, общественной потребности, культурной безопасности. Того, необходимого для нормальной жизнедеятельности любого государства  состояния общества, когда его члены не хают и поносят, как сегодня, а чтят и знают историю свой страны, идентифицируют себя в многонациональных культурных слоях России, уважают традиции и наследие предков.

3. Серьезная проблема и в том, что за годы буйства постмодернизма  на российской земле выжжены основы русского реалистического искусства. Даже те писатели, художники, скульпторы и другие представители искусствоведческих профессий, которые обучались в  академических институтах, вынуждены подстраиваться под постмодернистскую волну. Это обусловлено необходимостью быть востребованным, в части касающейся (в первую очередь!) получения материальных благ, банального заработка.

Считаю необходимым возродить заказ на реалистические произведения, оплату их из средств Министерства культуры. Знаю не понаслышке, что происходит в провинции, как голодают прекрасные художники и с какой ненавистью и презрением к ним относятся «творцы художественных жестов». Считаю, что только Министерство культуры может помочь им и в творчестве, и в жизни.

Давно, в эпоху немецкого романтизма Новалис сказал слова, которые к сожалению актуальны и теперь: «Искусство идёт за хлебом». В нашей стране оно часто идёт против нас же, получая содержание в виде различных западных грантов и отрабатывая полученное.

Здесь нельзя обойти стороною проблему современного героя в искусстве и литературе. Выросло целое поколение под мощнейшим прессом западной идеологии и «современного искусства». Его герои — банда из «Бригады», зеки и уголовники из «Штрафбата», «лихие ребята» из «Сволочей». Это только в кинематографе.

Нам старательно подсовывают не русского героя, способного только убивать, а  не строить и созидать,  нравственного и социального урода, с теми самыми даллесовскими «низменными инстинктами».

4. Действенным и эффективным средством в возрождении российской культуры и искусства могут стать уже существующие общероссийские конкурсы и премии, например литературные — «Большая книга» и «Русский Букер». Однако  необходимо внимательно присмотреться к жюри этих конкурсов и книгам, которым присуждались премии. В большинстве своем они имеют весьма малое отношение к русской литературе и представляют собой результат писательского «междусобойчика».

5. То, что происходит на кино фронте можно назвать поражением без боя. Великое, не побоюсь этого слова советское киноискусство полностью вытеснено художественными поделками, псевдоисторическими фильмами. Почему это стало возможным? Ведь материальная поддержка оказывается кинематографистам! Прямо по Черномырдину: «Хотелось как лучше, а получилось как всегда».

Причина — эстетические критерии заменены критериями рынка.

Что делать? По-видимому, необходимо  возрождать художественные советы на киностудиях, и деньги давать не просто «под проект», а при утверждении проекта.

6.  Хотелось бы несколько слов сказать об искусстве, в котором я уже 40 лет. О фотографии. Наши споры 70-х годов о силе мгновения, об образной структуре произведений фотоискусства прочно забыты. Везде правит бал торгашеская позиция «Что продается — то хорошо». Ладно, если бы это было только в галереях, которые занимаются продажей фотографий, но та же самая картина и на выставках.

С чего все начинается? Опять же, с воспитания. Я — воспитанник фото-киностудии Московского Дворца пионеров. Вместе со мной ее окончили корреспондент «Известий» В. Ахломов, корреспонденты  «Огонька»  И. Гаврилов, Ю. Феклистов  и многие другие фотографы, ставшие затем основой советской фотожурналистики.

Сегодня множество «Академий» учат за деньги. Чему они учат? Не могу, зная достаточно хорошо современное поле фотожурналистики и артфотографии, назвать ни одного более-менее значительного в творческом отношении имени. У меня сохранилась, написанная моим учителем фотографии И. Гольдбергом «Памятка вожатому. Фотокружок в пионерском лагере».

Что-нибудь есть подобное сегодня? Чем дети занимаются в летних лагерях? А ведь уже не нужно иметь фотоувеличитель, ванночки — век цифровой фотографии. Твори, выдумывай, пробуй. Не творят, не выдумывают, не пробуют.

Более того, у нас в России нет фото образования. Ни  фото редакторов, ни фото критиков, ни фото историков. Нет образования, нет и возможности отличить  хорошую фотографию от посредственной или плохой.

Уважаемый Владимир Ростиславович, не буду дальше занимать Ваше время своими предложениями (их еще у меня не мало), поскольку я говорил,  что эта тема для меня далеко не чуждая.

Хотел бы только добавить, что и мои предложения, и мое желание быть в Вашей команде, не означает, что я стремлюсь получить какой- либо пост, какую-либо зарплату.

Для меня помощь и работа с Вами  — дело чести и гражданского достоинства.

С глубочайшим уважением,

Николай Филиппов.

29 июня 2012 года.

От редакции журнала «КЛАУЗУРА»:

Данное письмо публикуется по просьбе автора, Николая Филиппова и не является официальной позицией редакции.


комментария 4

  1. Ольга Несмеянова

    Удивляет, что есть же еще наивные добрые люди, которые надеются что власть в нашей стране способна что-то сделать людям на благо и в пользу.
    Нет, она способна только на противоположное, и перековывает под это, извращает любую благую идею

    А «причина – эстетические критерии заменены критериями рынка»,т.е. являются не профессиональными в сфере искусства, культуры, а дилетантскими. Чего же автор ждет от них?
    Реально мыслящие люди уже давно ничего не ждут, постов не просят и в соратники не набиваются. Пустое все это

  2. Юрий

    Очень нужное письмо! Упадок киноискусства, а важнейшим из искусств для является кино превратилось в афишу аморальности, русофобства и рекламу различного рода извращений. Хотя автор и не упомянул присуждение какой-то награды отвратительному фильму «Жила была одна баба», но наверное он имел ввиду и не только фильм «Служу Советскому Союзу». Действительно общая тенденция в кино, да и не только укладывается в слова Алена Даллеса. Стыдно за так называемых «носителей культуры» — креативный класс.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика