Суббота, 27.11.2021
Журнал Клаузура

ХУДОЖНИК МЕСЯЦА — ЛЮБОВЬ ТАЛИМОНОВА. Наталья Алексеева. «Космос и мегалиты» (о художнице, поэтессе, писательнице Любови Талимоновой)

1992-1993гг.– картины Л. Талимоновой на космической станции «МИР».

1994г., апрель – выставка в Кремле, на праздновании 60-летия Ю. Гагарина.

1994 г., август – выставка в РАН, где проходил Х Международный конгресс  Ассоциации участников космических полётов, наградивший Л. Талимонову Дипломом конгресса за своеобразие в разработке идей школы русского космизма.

Это лишь некоторые штрихи биографии Л.А. Талимоновой – художника, поэта, писателя и иллюстратора.

На фото: Американский астронавт Джон Фабиан вручает Любови Талимоновой Диплом и приз Х Международного конгресса космонавтов

Ярких звёзд хоровод,

И Луны жёлтый круг,

Млечный Путь через весь небосвод.

Как тоскует Душа о далёких мирах,

И стремится подняться туда,

Где простор без конца,

И где времени нет,

И где светит счастья звезда.

Я закрою глаза,

Поднимусь в вышину,

И среди тишины

Будет арфа играть.

Это ветер пространств

Среди множества звёзд,

Как далёкий серебряный звон

Отзывается в сердце моём.

Это звёзды поют,

Подпевает Луна,

Млечный Путь через весь небосвод.

И душа, как стрела,

Улетает в далёкое небо.

Эти строки принадлежат Любови Талимоновой (1971-2011), воспевшей в своём творчестве разноцветный и прекрасный, мудрый и добрый космос.

Невероятная  Вселенная

_

Свободный Дух

_

Дорога к поющим звёздам

_

Дух мысли

Мысль художницы проникает в глубины Вселенной и приносит оттуда лучезарные, полные света и радости картины. Эти картины безупречны по композиции, в них изумительная перспектива. Цветовые комбинации моделируют некий реальный и ирреальный мир, обладая магией превращения, прикосновения к загадкам Космоса, к его сверкающим, звучащим сферам. И «лишь вначале, – по отзыву одного из зрителей, – композиция как бы постигается рациональным умом, но с какого-то момента пространственные трактовки цветоформы превращаются в поэзию и музыку». «Свет других миров», «Дорога к поющим звёздам», «Невероятная Вселенная», «В бескрайнем небе», «Мир тонких лучистых энергий», «Превращения в сине-зелёном Космосе», « Затмение Солнца и загадки Земли», «Космос. Корабль Арго», «Отражение времени во временном пространстве», «Розовые ангелы», «Дух огня», «Видимые и невидимые миры» – это названия лишь некоторых картин. В них живёт мир неведомый, светящийся нездешним светом, где такая свобода, которую не выразить словами.

Кто я? И для чего я в этом мире? –

Я вечный странник,

Кочующий пилигрим.

Где место моё? –

Везде и нигде.

Оно там, о чём мечтаю,

В стране, где летается легко.

Но где такая страна? –

Она во мне, она со мной,

И я кочую по её дорогам звёздным.

Так говорит о своём миро-ощущении сама художница.

Затмение Солнца и загадки Земли

_

Всё её творчество глубоко созвучно нашему космическому времени, оно продолжает традиции фенома, который принято называть русским космизмом. Н.Ф. Фёдоров, К.Э. Циолковский, А.Л. Чижевский, В.И. Вернадский, И.А. Ефремов раздвинули земные границы в сторону космической беспредельности. «Гималайская ветвь» русского космизма в лице Е.И. и Н.К. Рерихов дала миру Учение Живой Этики. Уже более 100 лет философы, поэты, художники  формируют новое планетарное мышление. Л. Талимонова также внесла своеобразный вклад в развитие школы русского космизма. Помимо картин и стихов, она написала и проиллюстрировала «Сказки о созвездиях», «Болотный Принц», «Путешествие во Времени», «Сказка о лунных эльфах» и др. книги.

В бескрайнем небе

Однако есть ещё одно направление в творчестве Любови Талимоновой, которое взаимосвязывает Землю и Небо. Это серия живописных работ под названием «Мегалиты», это её стихи, сказки и видеопритчи о древних строителях мегалитов.

Что известно сегодня о мегалитах ( от греческого megas – большой и  litos – камень)? Они есть в Западной Европе, в Северной Африке, на Кавказе, в Тибете, – об этом пишет Ю.Н. Рерих в книге «По тропам Срединной Азии». Сравнивая мегалитические памятники Карнака в Бретани с мегалитами Тибета, Ю.Н. Рерих высказывает предположение, что ряды камней – это большое изображение стрелы, которая являлась символом поклонения солнцу и огню, являлась символом молнии в древней религии Тибета. Стоунхендж (Англия), Карнак (Франция), ирландская Тара стали своего рода местами паломничества. Но всё же, это скорее дань моде, чем искреннее желание, прикоснувшись к древностям, постичь смысл и назначение величественных камней, дошедших до наших дней из глубокой древности.

Люба тоже посетила и Стоунхендж, и Карнак, и многие другие памятники мегалитической культуры. Но это было позже. Сначала она  их рисовала. Рисовала так, как это представлялось её богатому воображению, проникая мыслью в глубь времён. «Солнце, Луна и древние камни», «Прошлое. Туман», «Солнце, Луна и древние люди», «Город ушедших. Город духов», «Праздник Луны», «Звуки неба», «Мегалиты уходят в бесконечность», – это далеко не полный перечень работ о мегалитах.

Память ушедших лет,

Прошлых жизней след

Храню.

Времена кровавых побед,

Расцвета дни

Смотрю.

Период взлёта душ

И знаний больших –

Ушёл.

Мы остались одни

В бесконечности.

Память о прошлом храня,

В мире цветном живу.

Жизнь – память моя.

Память

_

Знания в символах

Когда французские археологи увидели эту небольшую работу Л.Талимоновой, они спросили: «Ты была в Бретани? Ты знаешь Эр-Гра?»

Конечно же, художница не была в Бретани и до этого разговора не слышала об Эр-Гра, но членам археологической ассоциации «Кергаль», изучающим мегалиты, этот гиганский камень, весом более 300т., был хорошо известен. Разрушенный землетрясением в незапамятные времена, Эр-Гра находится именно в таком месте, которое изображено на картине «Знания в символах».

Последовало приглашение провести выставку картин в самом центре забытой мегалитической цивилизации, рядом с Карнаком и Эрдевеном. «Странное, сказочное, фантастическое путешествие в вечность, где звёзды смешиваются и говорят с мегалитами Земли, а камни говорят с людьми», – так написал о картинах один из посетителей выставки во французком короде Плюарнеле. Побывала Люба в Эрдевене и в Карнаке, на полуострове Киброн и на острове Гавринис, увидела замечательные древности французской Бретани.

 Мегалиты уходят в бесконечность

_

Добрая сказка

_

Эрдевен

И всё таки, почему некоторые мегалиты до сих пор называются Камень-Дух? Почему в Англии сохранились огромные валуны, называемые «Глаз богини»? Почему Чингиз-Хан посещал Тогон-Шулун? Что знали древние, и почему строили мегалитические комплексы? В процессе поиска ответов на эти вопросы в воображении художницы одна за другой возникают картины далёкого прошлого. Она старалась запечатлеть их на бумаге или холсте. Рисовала быстро, без подготовительных эскизов.

Глядя на картины Любови Алексеевны, невольно начинаешь думать, что мегалиты земли и звёздное небо взаимосвязаны, что камни поставлены так и там, что могли служить древним землянам своего рода инструментом (или машиной) для связи с другими мирами. Возникает ощущение, что художница не фантазирует, а вспоминает нечто абсолютно реальное и с фотографической точностью наносит на холст или бумагу, вкладывая в каждую картину часть своей души. И тогда по-другому воспринимается и «Солнечная богиня», и «Танец огня», и «Эрдевен» и множество других картин.

Солнечная богиня

Ответ на вопрос: «Почему художница рисует мегалиты?», возможно, кроется в словах маленькой героини из видеопритчи «Звёзды, которые светят днём»: «… в прошлый раз, когда я стояла на этом месте, то увидела, как во сне, как мираж, прошлые времена. Всё остальное было таким же, только трава повыше. Я видела себя, вернее своё отображение в прошлом… < > Ты всегда удивляешься, Моран, почему я так люблю это место. Сама не знаю. Иногда мне кажется, что оно было как-то связано со мной. И было это давно-давно…»

В попытке приподнять пыльный занавес веков Л. Талимонова пишет и иллюстрирует книги «Предсказатели прошлого», «Древний мир в моих ладонях», рисует новые картины о мегалитической цивилизации. В представлении автора древние люди были умны, высоконравственны и высокодуховны, жили по законам Истины, Добра и Красоты. Они строили мегалитические комплексы с целью запечатлеть свои великие знания о мире, о звёздах, о бесконечности жизни на бескрайних просторах Вселенной, и донести эти знания до далёких потомков.

И она поёт гимн древним людям:

Когда-то счастье было большим,

И на земле жили Добро и Радость,

А под ярким солнцем ходили полубоги-люди.

Их жизнь казалась необычайно простой,

Но это только казалось.

Полубоги-люди внешне были просты,

Но так красивы Душой и большой силой Духа.

Их жизнь казалась простой,

Как будто мечтой, как стрелой,

Уходящей в небо.

Те люди много мечтали,

Они жили оседло и нигде не бывали.

Но мысли их Землю вокруг облетали,

И не было места Земли,

Которого бы полубоги-люди не знали.

Их знания были очень большими,

За ними люди в Космос летали,

Знали о звёздах, о человеке, о мире,

О всём том, что теперь позабыли.

Неся в мир Красоту и Гармонию, Л. Талимонова  мечтала о добром и светлом мире на планете Земля – одном из множества островов жизни и разума в беспредельном океане Вселенной.

Пусть для добрых людей

Будет вечным небо

С сиянием поющих звёзд.

Пусть для добрых людей

Каждый день восходит солнце,

Прогоняя ночь.

Чтобы мир стал красивым и светлым,

Пусть миром людей

Управляет добро.

Свет других миров

_


комментария 2

  1. Владимир

    Интересная тема-мегалиты и звезды, ритуал и наука, а женщина по-прежнему в ожидании чего-то важного свыше и радуга, как надежда! Большое спасибо!

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика