Вторник, 08.10.2024
Журнал Клаузура

Анастасия Зарецкая. «Баренц экологический фильм фестиваль – 2013. Впечатления»

С 24 по 28 апреля в Петрозаводске прошёл экологический кинофестиваль. Все эти дни я участвовала в просмотре. И теперь поделюсь своими впечатлениями. Программа порадовала разнообразием тем, жанров, сюжетов, географией. Как бы я не стремилась посмотреть все фильмы, удалось увидеть только часть, к счастью, большую. К концу фестиваля сложилось такое мнение: да, действительно, экологическое кино на сегодняшний день может быть увлекательным и зрелищным не менее, чем популярное игровое кино. Да и само понятие «экологическое кино» стало более широким. Если в документальном жанре традиционно раскрывается некая экологическая проблема, при этом форма подачи — на очень высоком уровне. Сразу вспоминается фильм Ютты Круг «Последний улов». В этой картине автор исследует проблему постепенного исчезновения тунца в Средиземноморье объективно, документально и при этом «остросюжетно», почти как детективная киноистория. Человек с чемоданчиком, интригующая музыка и т.д. – такой удачный набор, чтобы «зацепить» зрителя. Жюри фестиваля отметило в этом фильме сразу несколько плюсов: картина раскрывает проблему с разных точек зрения, экологической, экономической и социальной. Режиссёр даёт объективную оценку сложившейся ситуации, в фильме есть герои, чьи характеры раскрываются на протяжении всей ленты. В итоге «Последний улов» выиграл гран-при на фестивале.

В художественном жанре понятие «экологическое кино» ещё сложнее, глубже и неоднозначнее. Вообще уместно ли оно для художественного фильма? Тогда сразу возникает вопрос: «Что такое экология вообще?» В моей голове чуть было не произошла путаница, как тут же вспомнила слова одного пожилого профессора. К сожалению, я не могу передать их точно, но смысл был в том, что экология очень тесно связана со счастливой жизнью человека. Тогда многое становится понятным. Как бы бешено не развивалась цивилизация, человек по своей сути, точнее по своей природе, всё равно будет стремиться к гармонии и созиданию. Осознанный этот процесс или инстинктивный, всё равно, это заложено внутри, в каждом из нас. В этом своём стремлении человек становится ближе к природе, это естественный процесс, когда человеческая природа освобождается от «скорлупы» цивилизации. И тогда можно говорить об «экологии», как внешней (наши взаимоотношения с окружающим миром и между собой), так и внутренней (т.е. «экология души»). С этой точки зрения, фильм Валерия Пендраковского «Ушёл и не вернулся» как раз и рассказывает о стремлении человека к гармонии, об «экологии души». Фильм победил в номинации «Лучший художественный полнометражный фильм».

Аналогичную тему можно проследить в фильмах «Её комната» (реж. Мирка Каллио) и «Баллада о Рустоме» (реж. Ajita Suchitra Veera). Если в первом фильме, символичном, даже скорее, сюрреалистичном, подчас сложном для восприятия, раскрывается природа жизни человека, переполненная страхами, стрессами, часто кошмарами, но при этом каждое утро преображающаяся всего лишь от лёгкого прикосновения луча солнца, настежь распахнутого окна и пения птиц. Второй фильм повествует о стремлении человека к гармонии с природой и окружающим миром. Это стремление также естественно, как и стремление к созиданию, творчеству. В этом смысле творчество (главный герой пишет книги) представляется не просто как интеллектуальный, осознанный процесс, а наоборот, как некая созидающая сила самой природы, воплощённая в конкретном человеке. По сути, творчество есть часть самой природы.

Как интересно получается, что так называемое «экологическое кино» затрагивает одни из самых сложных тем, как человек и окружающий мир, поиск гармонии, даже размышляет над тем, что есть творчество, искусство.

Об искусстве, как о созидающей силе природы человека рассказывается в таких фильмах, как «11 изображений человека» (реж. Анастасия Лапсуй и Марку Лехмускаллио) и «Оживший камень» (реж. Сергей Попов и Ольга Подольская). Оба фильма повествуют о первобытных людях, для которых гармония с природой было основой, сутью их жизни. Нам же они оставили послания в виде наскальных рисунков и петроглифов, как напоминание о том, кто мы. Оба фильма заняли призовые места.

Разнообразие программы кинофестиваля было обусловлено введением новых номинаций в этом году. Например, «Природа и малые народы». Здесь победил фильм «Тайна Хуртуях Тас» (реж. Юрий Курочка), рассказывающий о людях Хакасии, чей уклад и образ жизни неразрывно связан с природой. «Фильм о Карелии» — также новая номинация. Здесь победил уже упомянутый фильм «Оживший камень». «Карельский взгляд» — номинация, специально предназначенная для местных карельских режиссёров. Здесь победили Владимир Рудак и Алексей Бабенко, представившие фильм «Карельская деревня». Фильм повествует нам о таком исчезающем «виде», как деревня. Процесс исчезновения не минуем для всех российских и в том числе карельских деревень. А ведь именно деревня некогда представляла собой идеальный способ сосуществования человека и природы. Фильмы «О заповедных территориях» показывают не только природные красоты, но и говорят о насущных проблемах. Например, молодые ребята из Мурманска, начинающие журналисты сняли небольшой, но очень актуальный сюжет о Хибинах («Спасти необъятное: дорогой горных великанов», реж. Анатолий Копырин и Дарья Польская). Ребята исследуют проблему создания национального парка. Удивил и зрителей, и жюри фильм-дебют «Тагикакс: мы были китобоями» (реж. Кира Яскеляйнен). Этот фильм стал победителем в номинации «Лучший документальный короткометражный фильм». Фильм повествует о судьбе жителей крайнего севера, чьи предки когда-то были китобоями.

В общей программе кинофестиваля более 40 фильмов. Все они разные, при этом все они обращены к человеку, ищущему, порой задающему вопрос: «Кто мы?» Экологическое кино заставляет задуматься и напоминает нам о том, что, прежде всего, мы не потребители, а люди, взаимозависимые частички, гармонично связанные с окружающим миром и природой.

Анастасия Зарецкая


1 комментарий

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика