Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Писатель «между небом и землёй». К юбилею русского прозаика и поэта Виктора Ивановича Герасина

Слово к 75-летию писателя.

«Я отдам мысль Божественному Духу, отыскивая следы
Сокровенных красот и всегда восходя к свету…»

Св. Григорий Богослов

«Писатель «между небом и землёй» — так говорит о себе известный русский прозаик и поэт Виктор Иванович Герасин.

То есть, он мыслит себя живущим в этом бесконечном пространстве, ищущим, надеющимся и верящим в непостижимую Божественную сущность человека.

Сентябрь 2014 года для писателя – юбилейный.

Обычно, в таких случаях принято подводить итоги пройденного пути. Они весомые: и по более, чем тридцати изданным книгам, и по тиражам, количеству читателей, и по тематической палитре. Об этом уже много сказано, написано и опубликовано и им, и читателями, и литературоведами.

Вместо перечисления творческих наработок юбиляра всплывает ассоциация: его творчество, как дитё, которое всем нравится, независимо от того, приодето оно или нет, своё оно или чужое. И близкие, и все, кто к нему прикасаются, любят его и всякий раз восхищаются чистотой и непосредственностью.

На таком впечатлении не сказывается время и его приоритеты. Видимо, потому, что герасинские повести и рассказы правдивы, реалистичны, в них – сама жизнь, такая, как в «Черёмуховых холодах», «Васильках», или в рассказах «Сыпал снег Буланому под ноги…», «Тенёвый лес» и др., — сложная, противоречивая, порой несправедливая, но всегда взывающая к одному, — человеколюбию во всех его проявлениях.

Персонажи В.Герасина миролюбивые, они борются за выживание, кто как может, сохраняют свой род от деда-прадеда без оглядки на новые, порой совсем непонятные, поветрия в быту, в морали, культуре. Они устают от трудностей, от того, что превращаются в «тягло» жизни от зари до зари (рассказы «Мать моя», «Ген усталости»).

«Ген усталости выработался в нас, в русских. И давно уже. Сколько можно переносить? — спрашивает Анна Петровна-героиня рассказа «Ген усталости». — Хотя бы в одном прошлом веке. Я посчитала как-то, а народ-то наш воевал почти полвека: войны да революции. Кровушка и кровушка. Недостаток да недостаток. А в итоге нищета сплошная. Он и новый век не лучше прошлого начался, реформы, перестройки, переналадки. Люди шарахаются туда-сюда, никак места себе в этой жизни не найдут, никак покоя не обретут. Вот и устали люди. Вот он в нас поголовно и вошел этот самый ген усталости. А нас все не отпускают, все давят, все душат. И это из поколения в поколение так. От прадедов к дедам нашим, от них — к отцам, от отцов — к нам. А от нас — в детей наших передался этот ген усталости. От детей к внукам. А нас все душат, душат. И когда только это кончится? Нам бы поколениях в трех отдохнуть от войн, от неразберихи нашей русской, глядишь, и мы стали бы спокойными, приветливыми да улыбчивыми. Нет, конца — края не видно».

Автор обострённо зоркий. На обочине его зрения нет ничего второстепенного, всё преисполнено глубокого смысла, — от пробивающейся в тальниках травинки, солнечного луча до лошадиного, собачьего, кошачьего, если хотите, горя. Всё, что его окружает, — подарок Божий, и не иначе.

Надо обладать недюжинным талантом художника, чтобы человеческую природу всего сущего трансформировать в природу Божественной воли и предначертания.

Эта способность заметна во многих рассказах, но особенно — в краеведческих очерках и повестях последних лет.

В них писатель не просто размышляет о жизни, о судьбах святителей, своих же земляков. Его строки – суть озарения Божественной истиной, льющейся искренне сквозь обыденное авторское восприятие мира. Именно озарения, ибо Душа наша, как говорил Блаженный Августин в своей «Исповеди», — хранилище тех знаний, которые открываются человеку через Божественное откровение.

Поэтому энергетика написанных В.Герасиным произведений не оставляет равнодушным читателя, поднимает из глубины каждого сердца нерастраченные милосердные чувства сострадания и любви к ближнему.

Автор никого не осуждает за проступки, наоборот, старается найти им объяснение, ибо человек, на подобие Шалицы (одноимённая повесть), или Клавдии Фёдоровны (рассказ «Слабая»), или двух подруг Марьи и Настасьи (рассказ «Родные души»), порой хаотично барахтается в житейской куче проблем, не всегда воспринимая их сердцем и не поворачиваясь к ним лицом.

Вряд ли нам, читателям, удастся предугадать, на кого больше ориентирована писательская душа: на заблудшего или того, кто не знаком с внутренним борением с самим собой. Так или иначе, он придерживается христианской любви, человечности, помня слова грузинского старца Гавриила (Ургебадзе): «Если увидишь убийцу, или блудницу, или пьяницу, валяющегося на земле, не осуждай никого, потому что Бог отпустил его повод, а твой повод держит в руках. Если твой тоже отпустит, ты окажешься, может быть, в куда худшем положении».

Тем не менее, в каждом герасинском произведении сквозь сюжетные коллизии пробивается свет той истины, которую призвана постичь душа оступившегося человека. Очень показательны в этом отношении повесть «Убит в побеге», рассказы «По краю, « У каждого своя икона» и другие.

«Сережа молча взял из рук Кабана икону, подумал — отмывать ее теперь придется от их грязных рук. И так же молча пошел домой. А под телогрейкой становилось все теплее и теплее от иконы. Она будто радовалась там, что Сережа отыскал ее и несет домой. И вновь на душе у Сережи стало легко, спокойно, умиротворенно. И Комар с Кабаном вдруг показались ему не такими уж злыднями. И даже жалко ему стало их — пропащие они. Нет у них своих икон».

Наполняя характеры своих персонажей человеческими страстями, писатель не абсолютизирует их, — будь то вера, любовь или ненависть, добро или зло,- понимая, что только нравственный остов человека, Божественная сущность способны помочь ему сделать верный жизненный выбор. Не будь этого, Алёна большая не воспитала бы чужого сына, (одноимённый рассказ), Семёныч не купил бы лошадь-доходягу (рассказ «Лошадь»), Серёжка не любил бы так Шарика (рассказ «Серёжкины ночи»), Вадим не переживал бы так за своего Кудряша (рассказ «Обо всех нас») и т.д.

Преодоление обычных людских страстей, которые воруют у человека его свободу, становится у писателя мотивационным фоном для личностного становления героев, избрания ими единственно правильного жизненного пути. Об этом автор повествует в повестях «Костёр на снегу», «Мост», рассказах «Мы с зятем», «Лошадь» и других.

Читая повесть «Для всех быть всем …», мы благодарно замираем от благоговения перед силой Духа Амвросия Оптинского, чьё имя, как и святителя Питирима, (повесть «Живоносный источник» ) «в земле Тамбовской просиявшее».

К силе такого мощного воздействия художественного слова В.Герасин стремился изначально, всю свою, более чем полувековую, творческую жизнь. Он не останавливался в художественном поиске, от ранней поэтической лирики пришёл к классической реалистической православной прозе.

Глубоко нравственный, христианский оселок изображения деревенской жизни с каждым произведением крепчал и выводил автора на актуальные обобщающие мировоззренческие проблемы бытия.

Автор не предлагает никаких готовых рецептов их решения, но последовательно настаивает на том, что естественное состояние человека – Божественное, то, в котором нет зла.

И вся наша жизнь, словно лестница, состоит из ступенек добра и зла. По ней мы движемся, выбирая свою опору – любви или нелюбви; творя благое дело, — поднимаемся, наоборот, – греховно опускаемся.

Волчица у В.Герасина в рассказе «Суть зверя» действует по своей природе, она не знает ничего иного, потому и зверь притягателен, Божественен, ибо не ведает злого умысла. А при наличии его в тех же обстоятельствах человек превращается в преступника.

«Дух всевидящ и вездесущ. Он присутствует во всем и каждом. Но поступает каждый по своей сути».

Виктор Герасин мудр не заученным знанием, не формальным опытом и стереотипами. Если он пишет о стройке, то ты понимаешь, рассказывает тот, кто с этим делом знаком не понаслышке. Если о пасеке,- то кажется, что встретился с пасечником, о лошадях или голубях – лучшего конюха или голубятника и не сыскать. И так во всём, о чём он повествует. Поэтому его размышления, как говорил святой апостол Иаков, правдивы и чисты, миролюбивы и скромны, милосердны и не лицемерны.

Творческие изыскания прозаика и сегодня направлены на пробуждение Души к осознанию Божественной реальности через своё, авторское её видение. У светского творческого человека оно не столь озарено молитвой, смирением и страданием, но так или иначе питается результатами созерцания, реальной действительностью.
В.Герасин в этом отношении очень близок к размышлениям Феофана Затворника:

«Оглянись кругом и рассмотри: чем заняты все люди, из-за чего так хлопочут, на кого работают? Все до одного работают на желудок и все хлопоты об удовлетворении его требований: дай есть, дай пить. Сколь же великое благо обещается в будущем одним обетованием упразднения этого нашего тирана!

Станьте теперь на эту точку и решите: куда же обращена будет неутомимая жажда деятельности, принадлежащая веку сему, в другом веке, когда не будет нужды хлопотать о желудке или вообще о житейском? Решить это надо теперь, чтобы приготовиться к тому, что нас ожидает в бесконечном будущем».

Именно к выбору этого важного решения, причём, избегая назидания, и призывает писатель своего читателя. Но не только.

В наш век, да, собственно, как и во все другие, роль добродетелей, этих «одеяний духовного брака» также немаловажна. Ведь ими очищается Душа, которая «подобно пленнице «пещеры иллюзий» Платона, пробуждается к познанию реальности «после длительного, изнурительного пути к выходу из пещеры». Теперь душа видит солнце.

Это состояние исследователи феномена сознания называют озарением. Оно включает в себя ряд уровней созерцания, или, фактически, ступеней молитвы, просветления.

Трилогия «И стало быть…», состоящая из упомянутых ранее краеведческих повестей, анализируя этот путь, не только знакомит, но и вразумляет читателя. Это ли не успех православного художественного слова?

Какой бы мировоззренческий аспект повествований В.Герасина мы не затронули, — то ли веры, то ли любви, то ли надежды, которыми жили и живут целые поколения, — везде писатель остаётся, по Григорию Богослову, «разумным самосожжением, жертвой слова, животворной силой для других»» во имя Света Жизни. Это чувство у него бесконечно, как бесконечен путь его художественной прозорливости и судьбоносного предсказания.

Для него творчество – это всегда любовь к правде, как первое и последнее для своего самовыражения. Совсем по Гёте.

И главное для него: не останавливаться на достигнутом.

Ведь нет более пагубной, расслабляющей, парализующей волю ошибки, чем принять часть своей судьбы за конечную цель или надолго остаться в праздности, «ничегонеделании и отдохновении», забывая, что это принадлежит только юности и умирает вместе с ней.

Сколько талантливых сочинителей погубило себя из-за этого, предавшись славе однажды написанных строк!
Такой ошибки у писателя В. Герасина мы не наблюдаем… Скромности ему не занимать. Он и сегодня весь в работе, трудится редактором электронного журнала «Новлит» ( Главный редактор Игорь Якушко), публикуется на многих ведущих литературных интернет-ресурсах. Все новые произведения изданы и переизданы на бумаге. Он полон творческих планов и задумок. Потому и держится, потому и живёт, несмотря на непростые жизненные обстоятельства.

Богата история Тамбовского края. Области есть чем и кем гордиться. В её земле много имён не только «воссияло», но и светят на ней сейчас, среди которых и имя Виктора Ивановича Герасина.

В завершение сказанного не ставлю точку. Скорее – «точку с запятой», (которая, кстати, как знак препинания, явилась к нам в ХУ веке), помня при этом правило, что части предложения, разделяемые точкой с запятой, имеют бОльшую самостоятельность, чем части предложения, разделяемые запятой.

То есть у В.Герасина за прежним этапом творчества последует другой, не менее насыщенный и содержательный.

Удачи Вам, Виктор Иванович, новых интересных произведений, верных поклонников и читателей! С юбилеем!

Светлана Андреевна Демченко – кандидат философских наук, доцент, член Союза писателей России, член Национального Союза журналистов Украины, член Русского общества им. А.С. Пушкина Международного Совета Российских Соотечественников.

Медаль «За развитие русской мысли» учреждена ООД «Россия Православная»
в честь замечательного русского философа И.А.Ильина

с надписью «Служить России и только России».

Медаль вручается лучшим представителям православной интеллигенции за большой вклад в возрождение государственной,национальной и православной России, за углубление правосознания народа и за прославление нашей Родины.

Медалью награждены  соратники, ученики, последователи Ивана Александровича.  Среди награжденных: профессор Питтсбургского университета Н.П. Полторацкий и ученик Ивана Александровича – А.А. Квартиров. (Посмертно).  Медали удостоены ученые в США, Франции и России. В их числе профессор русской словесности Вассерколледжа А.Е. Климов, профессор философии Карлинского колледжа Ф. Гриера, родной племянник И.А. Ильина – С.И. Ильин, ученица философа – М.А. Дерюгина, писатель и публицист М.В. Назаров, писатель В.И. Белов, издатель трудов Ивана Александровича, доцент Российского университета Дружбы народов Ю.Т. Лисица и другие.

В 2014 г. Центральный Совет ООД «РОССИЯ ПРАВОСЛАВНАЯ» принял решение наградить медалью «За развитие русской мысли» к юбилею — 75 лет — Тамбовского писателя Виктора Ивановича Герасина, члена Союза писателей России.

Приказ по ООД «Россия Православная» № 6 от 05.09.2014г.

Председатель Центрального Совета ООД» Россия Православная»
Вячеслав Васильевич Остапчук.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика