Среда, 30.10.2024
Журнал Клаузура

Надежда Середина

Надежда Митрофановна Середина 

член Союза писателей России с двадцатилетним стажем

Училась в Литературном институте им. А.М. Горького у преподавателей:  Владимира Гусева, возглавлявшего Московский Союз писателей РФ, Андрея Битова, возглавлявшего русский ПЕН-центр, Руслана Киреева, Анатолия Приставкина, Михаила Лобанова, Натальи Корниенко.

Работала в театре помощником режиссёра по литературной части, преподавала русский язык и литературу, переводила  американскую литературу. Произведения переведены на английский и немецкий. Живет в Москве и многих других выдающихся мастеров слова.

Прозаик и публицист Надежда Середина автор 25 книг прозы. Член  русского ПЕН — центра с 2007 года.  С 1997 года печатается в толстых журналах, более 300 публикаций в журналах и газетах. Автор романов: «Подростки» (Лауреат международного литературного конкурса имени А. Платонова. Российско-Баварский центр. 2012); «Черная птица на белой сирени» (Победитель Воронежского областного конкурса Союза журналистов России в номинации «Живёт село – живёт Россия». 2000 г.); «Тайна личной жизни» (О культурном пространстве России, Испании и Франции). Отмечена премией журнала «Мир женщины» за лучший рассказ (Москва. 2001). Призер 6-го Международного конкурса им. М. Волошина. Приз читательских симпатий. 2008 г.) и литературного конкурса «Пастернаковское лето» (Отрывок из повести «Гремячий ключ». Москва. 2014). Награждена Московской городской организацией Союза писателей России Дипломом  литературного конкурса «Лучшая книга 2014 – 2016» за книгу «Дорога в Иерусалим». Детская премия «Аист» за книгу «Жил-был барсук». Русский литературный центр. 2016

Василий Яров в «Книжном обозрении» пишет: «Что может ныне «держать» роман? Фабулы все давно рассекречены, сюжеты – пересказаны…  Остается язык.  Остается подпороговая информация о стране пребывания и действия. Остается уложенный в прозаические формочки – шепоток деревьев и птиц. Большая часть романа [«Черная птица на белой сирени»] Надежды Серединой посвящена деревне. Сюда, в  деревню, на Верхний Дон, стекаются, как дождевые капли в ямку, все герои книги… Деревня оказывает на них на всех действие разное, но сильное и отрезвляющее».

«Середина пишет о деревне, и пишет правдиво, талантливо, ярко…» —  Роман Сенчин. (Москва.  Литературная Россия).

«Чувство собственного стиля не подводит Надежду Середину, фраза, построенная по известному закону, звучит по-новому. К счастью, героев книги [Сборник рассказов «Девочка с улицы»] окружает пока еще узнаваемая и дающая природа. …Середина умеет просто писать повествование – это серьезное достоинство, оттого ее рассказы энергичны и напоминают водяную воронку, которая втягивает и уже не отпускает до конца. При перечитывании это повторяется. Даже самые «заземленные» из рассказов в книге Н. Серединой полны тонких поэтических наблюдений.

В рассказах Н. Серединой есть некий евангелический настрой. Они и просты как-то по-евангельски и кажутся бесхитростными, но эта бесхитростность от таланта, а не от легковесного наития.  И еще – от особого узнанного угла зрения, хотя, скорее всего, и нет никакого угла и преднамеренности, а есть только открытое сердце женщины, наполненное знанием, что такое страдание.  Оттого даже ее ирония – это труднейшее искусство – попадает в цель. Все это – простые приемы, но они относятся к настоящей литературе». Поэт, литературный критик Валерий Макаров. (Воронеж. Коммуна).

В 2014-2015 годах писательница жила в Иерусалиме. Книга «Место встречи – Иерусалим», написанная по впечатлениям  путешествия, позволяет, с одной стороны, опознать традиционные для Надежды Серединой темы, с другой – уловить новые веяния в ее творчестве. И это очень ценно: автор, оставаясь верным себе, в то же время не стоит на месте, развивается, впускает в свой стиль современность. Тональность книги от исповедальных страниц до трагического мироощущения современной эпохи.

Автор создаёт целостность мира, несмотря на эпоху глобальных  конфликтов. От сюжета существования личности к сюжету существования страны – таков диапазон творчества автора. И как речка вливается в море, так сюжет отдельного человека вливается в сюжет города, региона, этноса.

Герой романа Марк живёт в Израиле два десятилетия. Он эмигрант из СССР. Чтобы безбедно жить, подрабатывает, экскурсоводом, переводами и написанием статей. Иерусалим – город вечного поиска истины, где сосуществуют почти все религиозные конфессии и малые религиозные общины. Каждая общность исповедует своё право понимания истины.  В романе просматривается сюжет существования человека, который оказался за пределами своей страны, своего города, своих родных и близких, привычного языкового окружения, семьи, друзей, но выживание не стало для него пыткой, он нашёл в Иерусалиме вторую родину. В книге сюжет существования расширяется – это нескольких наций, их взаимопроникновение и взаимообогащение на почве культуры. И, действительно, «Сюжет существования – важнее всяких экономических законов». И в сюжете существования сохранилась человечность, та любовь к жизни, которая отличает человека от «нечеловека». Страна, из которой он выехал четверть лет назад. Он выехал из той страны, которой уже нет. Он покинул её, когда она была на грани катастрофы. В герое застыл страх крушения. Но автор преодолевает в романе трагизм, найдя особую интонацию для своего сюжета.

В романе «Где мой отец?» нравственный камертон – право человека на счастье, на существование в любви и в мире. Автор смел в своём сюжете, отстаивая право на любовь каждого из героев. Тема, открытая В. Набоковым в романе «Лолита», звучит более пронзительно и откровенно. Н. Середина  ищет выход и находит – прощение оказываются выше обид и непонимания, а  любовь — сильнее унижений и попирания человеческого достоинства.

Издания: за последние годы: 1. Дорога в заповедник: Повесть. — Курган,2013. С.112. 2.  Где моя мама?: Роман. – Москва: «Художественная литература и жизнь», 2014. С.96. 3. Где моя мама?.. (в соавторстве с Калининым Игорем) Социальная драма. //Москва. «Тар-принт». 2014. С.54. 4 Дорога в Иерусалим – исповедь паломника: Повесть. – Москва: Московская городская организация Союза писателей России. НП «Литературная Республика», 2015. С.102. 5. Жил-был барсук. Сборник рассказав.2016. 6.  Место встречи – Иерусалим. Роман. 2016.

Публикации: 2015. Ключ Сергиева Посада. Отрывок из повести. // Сборник. Московская городская организация Союза писателей России. 2015. С.130-132. Монах. Рассказ.  // Журнал. Молодая гвардия. — Москва, 2015. Неопалимая купина. Рассказ. // Сборник Золотое руно. Москва, 2015. 2016. Неопалимая купина: Новелла. // Литературный альманах. Золотое руно. Издательство ООО «Реал Принт». 3/2016. Андрей Платонов и Алексей Варламов: Эссе. // Журнал. Клаузура. – Москва, 2016. — (№3”16). С.13-23. Борис Евсеев и постсоветская литература: Эссе. // Журнал. Клаузура. – Москва, 2016. — (№4”16). Проза провинциальных журналов. Очерк. // Журнал. Клаузура. – Москва, 2016. — (№5” 16). Щенок и женщина. Новелла. //Журнал. Литературная учёба. – Москва. 2016. Где мой отец?: Роман. //Журнал. Север. – Петрозаводск, 2016. — (Сентябрь-октябрь). С. 5 – 55. Где мой отец?: Роман. (Продолжение) //Журнал. Север. – Петрозаводск, 2016. — (ноябрь-декабрь). С. 130 – 166. Рассказы, опубликованные в журналах: Ключ Сергия Радонежского. Эссе. 2015. 4(71); Дикий велосипед. Рассказ.2016. 2 (73); Ясенец или неопалимая купина. Отрывок из повести. 2016.3 (74); Поющие фонтаны. Новелла. 2016. 4 (75); Сон степной Флоры. Новелла. 2017. 2 (77). С.46-47. Дорога в Иерусалим.

Литература о творчестве: Юдин В., Хрупкая сила слабого пола: //Рец. – Независимый курьер. – Воронеж, 1993. – 10 нояб. (№ 214). [Митькин Д.], Вторая книга Надежды: Рец. // Курьер. – Воронеж, 1997. – 10 июля. Макаров В. На обрыве: Рец. // Коммуна, 1997. – 24 октября. Кройчик Л. Обзор журнала «Подъем» Ст. // Курьер, 1998. – 3 сент. Сенчин Р. Растворение: Чем порадовал и чем огорчил журнал «Подъем» // Лит. Россия. – М., 1998. – 18 янв. (№ 51). Чернов В. На баррикадах птицы не живут: Рец. // Молодой коммунар. – Воронеж, 1998. – 22 дек. (№ 162). Что было, то было: Инт. // Коммуна. – Воронеж, 1998. – 31 дек.(№ 241). Короче//Молодой коммунар. – Воронеж, 1999. – 16 февр. (№18). Лицом к лицу// Коммуна. – Воронеж, 1998. Прочитали, обсудили: // Молодой коммунар. – Воронеж, 1998. Звонки читателей: Отзыв//Здравствуй. – Воронеж, 1999 – Июнь (№ 6). Яров В. Деревня вытрезвляет?: Рец. // Кн. обозрение. – М., 1999. – 27 сент. (№ 39). Письма читателей: // Здравствуй. – Воронеж, 1999. – Окт. О литературе и критике: Инт. // Лит. Россия. – М., 2000. – Июнь. Ермакова Н.Н. Этот старый новый русский: Рец.//Здравствуй. – Воронеж, – 2001. – Июль (№ 27). [Митькин Д.], Зачем ума искать и ездить так далеко?: [Сигнальный экземпляр] Воронежский курьер. – Воронеж, 2001. – 19 июня. – (№ 66). [Митькин Д.] Зачем? [Сигнальный экземпляр] Воронежский курьер. – Воронеж, 2001. – 24 июля. – (№ 80) . Чупринин С. Новая Россия: мир литературы: Энциклопедический словарь-справочник. Т. 2. — М.: Рипол-Классик, 2003. Говорят критики. Надежда Середина – автор 10 романов. Ст. //Художественная литература и жизнь. – Воронеж, 2006. – 3 марта. № 3-4 (№ 18-19). Воронежская историко-культурная энциклопедия. Центр духовного возрождения Чернозёмного края. — Воронеж, 2006. Имена и книги. Библиографический справочник: Кн. изд-во. Река времени. – Воронеж. – 2008. Юдин В., Полёт в детство: Рец. – Вперёд. – Воронеж, 2009. – 9 апр. – 15 апр., № 13 (№ 10012). Юдин В., Как мой учитель был учителем моего учителя: Ст. – Худ. лит. – Воронеж. 2010. – янв., № 1 (34). Гришаева А., Творческий юбилей: Ст. – Худ. лит. – Воронеж. 2010. – янв., № 1 (34). Юдин В., В Красном Логе с Надеждой: Ст. – Худ. лит. – Воронеж. 2010. – июнь, № 3 (36). Успенская Софья, Книга как явление природы://Ст. – Молодой коммунар. – Воронеж, 2011. – май,  № 4 (24). Сакун Ольга,  Что для писателя счастье?://Ст. – Перспектива. – Воронеж, 2011. – 7 апреля,  № 36 (12815). Чертков В. У каждого свой заповедник. \\ Московский литератор. 2014.


комментария 3

  1. Александр Кибальник

    Уважаемая Надежда Митрофановна! Очень желаю опубликоваться в Вашем журнале. Выйдите на мою страничку,там все есть. А в Проза РУ — мои рассказы и повести. Суть — жизнь русских вРоссии.

НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика