Е. Асмус. Михаил Шемякин. Ревнитель трепетный культуры. mp3
Всемирно известный художник Михаил Шемякин отметил в 2013 году свое семидесятилетие. Этот удивительно работоспособный человек, высокий профессионал был в 1971 году выдворен за пределы СССР. Однако, любовь к Родине, к России пронес сквозь всю свою жизнь и творчество.
«Я верю и всегда верил в Россию и хотел бы,
чтобы мои исследования и творчество стали
ее достоянием».
Михаил Шемякин
Петербургские дары
Юбилейные торжества назначены были в любимом городе Михаила Михайловича – Петербурге. Особое отношение к Северной столице у Шемякина с детства. Как говорит он сам, наш город до сих пор несет в себе неповторимую ауру ленинградской интеллигенции, ничего похожего в мире он не встречал. На встречу с художником, организованную в Санкт-Петербургской филармонии, где был показан фильм Андрея Загданского о работе Михаила Шемякина над художественной серией «Тротуары Парижа» (выставка этих работ с успехом прошла в «Мраморном дворце»), собралась вся культурная общественность. Многие пожилые дамы, те самые, из рядов «ленинградской интеллигенции» подходили к самой сцене и дарили мастеру разнообразные старинные сувениры. «Я был тронут до слез! – говорит Шемякин – это возможно только здесь, у нас, это особая интонация, особая струна русской души».
Мастерство против хулиганства
Несмотря на то, что Михаил Михайлович проживает большую часть времени во Франции, он активно участвует в творческой и социальной жизни России. По поручению Президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина, правительством Санкт-Петербурга художнику было передано помещение на Садовой, д.11, где в 2002 году был основан «Фонд художника Михаила Шемякина», целью которого является реализация культурных, научных и образовательных программ. Одна из основных сфер деятельности фонда — обучение молодых художников, живущих и работающих на периферии, в отдаленных уголках нашего государства. «Каждый творческий человек обязан непрерывно совершенствовать свое мастерство» — это принципиальная позиция Михаила Шемякина. С этим связано резкое неприятие художником современных «инноваций» типа проекта арт-группы «Война». Михаил Шемякин неоднократно с возмущением и удивлением упоминал в своих интервью, что более чем странно было узнать, как за обычную непристойность, изображенную на разводном мосту, люди получают награды от министерства культуры и денежные премии. Такие истории, считает Шемякин, чрезвычайно вредны для становления и самосознания молодых художников. «Каждый начинающий рисовальщик, — поясняет Шемякин, — будет поставлен перед выбором – просиживать часы, дни, годы в студии, изображая по сто раз одну и ту же натуру, оттачивая свое мастерство, или выйти один раз на улицу, намалевать нечто, обратив на себя внимание общественности, и тут же скандально прославиться! Хотя цена такой славы ничтожна, это большой соблазн для молодого человека! В творчестве всегда есть место фантазии, эпатажу, новаторству, даже вызову, но на первом месте, неизменно, должно стоять мастерство! А для этого нужно учиться, иметь классическое профессиональное образование». Именно в этом и помогает фонд Шемякина периферийным художникам, у которых нет под рукой так, как у нас, петербуржцев, целого города-музея под открытым небом. Михаил, обладатель большой коллекции живописного и графического материала на самые различные темы, устраивает выездные учебные выставки, а также использует интернет пространство, создав проект «Виртуальный музей».
«Я никому не позволю ругать Россию.
Но сам буду ругать!»
«Нельзя смешивать хулиганство, выдаваемое за протест и свободомыслие с настоящим искусством и настоящим свободомыслием» — говорит Шемякин.
Что такое настоящий протест, художник знает не понаслышке. В 1957 году семья Шемякиных вернулась в СССР (до этого они проживали в ГДР, по месту службы Михаила Шемякина старшего) и Шемякин-младший поступил в ленинградскую художественную школу при Академии им. Репина, но через три года был исключен с формулировкой «за эстетическое развращение однокурсников». После чего молодой Шемякин пять лет работал такелажником в государственном Эрмитаже. Что, кстати, не являлось для него трагедией, Михаил Михайлович считает музеи главной мировой образовательной системой и неоднократно рассказывал о том, что когда впервые попал в музей, у него поднялась температура тела чуть что не до сорока градусов. Впоследствии, вынужденно эмигрировав во Францию в солдатском полушубке и пятьюдесятью долларами в кармане, Михаил обрел свободу творчества, но любви к родной стране не утратил и яростно защищает ее от нападок критиков, несмотря на собственное негативное отношение ко многим социальным российским процессам. «Мы жили в СССР в такие годы, — говорит Шемякин, — когда все было запрещено, но теперь, когда вспоминаешь эти времена, то думаешь, что есть кое-что, что хорошо бы вернуть! Было понятие всеобщего единения, того, что у тебя есть великая страна, что у тебя есть твоя земля и есть ощущение, что ты на этой земле кто-то! Даже несмотря на то, что определенные органы старались из человека сделать жалкое и забитое существо. Как тогда говорили, у «советских же, особенная гордость».
Ванька-встанька
Михаил Михайлович, весь жизненный и творческий путь которого посвящен хранению и приумножению истиной культуры, хочет верить, что пройдет время и в нашей стране начнутся, наконец, изменения к лучшему. В его понимании «улучшение» — это повышение значимости настоящего искусства и мастерства, чего, к сожалению на сегодняшний день у нас не наблюдается: кругом суррогаты, заменители, профанация… Но Шемякин верит в русский народ. «Русский народ подобен «Ваньке-встаньке», – считает художник, – «Ванька-встанька» — это символ России. Сколько не бей его, он поднимется снова. Русский народ вынослив как никто в мире. Но нельзя забывать о метаморфозе – после того, как ударили по Ваньке, Ванька вновь встает у него уже совершенно другая морда. Зачастую, не менее страшная, чем у тех, кто ударил».
Российские деньги
«Меньше всего денег, – сообщил Шемякин, – я зарабатываю в России. Здесь никто ничего мне не заказывает!» Но бывает, и по-другому: заказывают, а после забывают расплатиться. Как, например и произошло с небезызвестным балетом «Щелкунчик», для которого Шемякин создал декорации и костюмы. С 2006 года руководство Мариинского театра не может рассчитаться с художником за проделанную работу. В результате конфликт между Шемякиным и Гергиевым будет разрешать суд, потому что договориться «миром» не получается. Однако Шемякин продолжает трудиться на благо родного Петербурга безвозмездно. В настоящее время он пытается помочь инициативной группе получить разрешение на установку «памятнику диссидентам» в Эльфийском садике. Проект самого памятника и все, что требуется для его изготовления, Шемякин уже создал, но понимает, что борьба за его существование может быть долгой и нелегкой. «Кому нужен в нашей стране и в наше время памятник диссидентам?» — комментирует он свою деятельность.
Больше всего Михаил Михайлович возмущен российским крупномасштабным воровством, которое, как он считает, является одной из самых больших проблем нашей страны во все времена ее существования. Потому и не хочет быть похороненным на Родине! « Я нахожусь уже в том временном поясе, когда такой вопрос не кажется смешным! – говорит Шемякин, — и всерьез задумывался над этим. Я не хочу быть похоронен в России, потому что у нас на кладбищах все беспощадно разворовывается. Вот я и представляю, как буду выкопан и распилен на части, а потом меня будут продавать по кусочкам: сапоги отдельно, голова отдельно, вместе с фуражкой…»
Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011
Связь
Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04
1 комментарий
Pingback
31.10.2013http://klauzura.ru/2013/09/soderzhanie-vypusk-11-29-noyabr-2013-goda/