Рауль Мир-Хайдаров. «Чингиз Айтматов»
30.08.2016Чингиз Айтматов… Как бы ни упал в стране интерес к литературе, к чтению, имя это еще на слуху, потому что творчество писателя сформировало мировоззрение нескольких поколений некогда великой державы, в которой проживало более 360 миллионов людей. До сих пор на всем постсоветском пространстве хранятся на книжных полках миллионов читателей его книги. Имя это хорошо известно в мире, страна Советов умела пропагандировать свои культурные достижения, уделяя особенное внимание национальным окраинам, где искусство и литература по-настоящему появились только с приходом советской власти.
При всей огромной всенародной любви к нему, Чингиза Айтматова особо почитали на родине – в Киргизии, в Казахстане и Татарстане. Почему? Киргизия в пояснениях не нуждается, а вот про Казахстан нужно объяснить, потому что истоки творчества Айтматова остались далеко, в середине двадцатого века. Казахстан сыграл в формировании писателя огромную роль, о которой ныне мало кто знает. Буквально с первых рассказов, молодого писателя опекал Мухтар Ауэзов – величайший казахский романист, философ, автор знаменитой эпопеи «Путь Абая», романа, открывшего миру историю, быт, культуру казахов. Кстати, роман в 50-х годах имел блистательный перевод на татарский, причем, напрямую, без подстрочника.
Творчество Мухтара Ауэзова сопоставимо с творчеством М.А.Шолохова, представившего миру казачество. Мухтар Омарович имел колоссальный авторитет в Союзе писателей СССР и всем этим авторитетом поддерживал первые шаги Чингиза Айтматова в литературе, ибо сразу распознал незаурядный талант уже в первых пробах пера молодого писателя. Были и сложные годы в жизни Айтматова, и только в Казахстане, опять же благодаря опеке Мухтара Омаровича, он имел возможность достойно жить и заниматься только творчеством.
Татарам, Татарстану Чингиз Айтматов близок тоже по весомым причинам. Каждый читающий татарин, произнося вслух любовно «… Чингиз Айтматов…», считает его своим, родным по крови, все знают, что мать у него татарка, известно, из какой она деревни, да и родственники по материнской линии, слава Аллаху, живы-здоровы. Мать Чингиза Торекуловича никогда не порывала с Татарстаном, часто бывала в Казани и любовь к своей родине привила детям с детства. Оттого и Чингиз часто бывал в Казани, начиная с 60-х годов прошлого века, и даже последний визит в жизни писателя был в Казань.
Свои первые рассказы в начале 70-х я, как и многие, послал Чингизу Айтматову, получил от него одобрение и советы. В конце 70-х, в гостинице «Москва» состоялось мое личное знакомство с ним, представил меня Чингизу Айтматову Мустай Карим. Айтматов в 80-х состоял в так называемой «могучей кучке», в которую входили: Кайсын Кулиев, Расул Гамзатов, Давид Кугультинов, Мустай Карим. Первым из них ушел из жизни Кайсын Кулиев, последним – Чингиз Айтматов.
Известно, что отец писателя – Торекул Айтматов был расстрелян в 1938г. Став известным писателем, депутатом, послом, Чингиз Айтматов все время пытался найти сведения о месте захоронения своего отца, но это ему не удавалось. Власть всегда умела заметать следы своих преступлений. Но пути Всевышнего неисповедимы, иногда открываются даже самые жуткие тайны.
В 1992г., уже после объявления независимости Киргизии, в горном аиле умирает старая женщина, и перед самой смертью открывает дочери тайну, мучавшую ее всю жизнь.
Аил располагался в горах Чон-Таш, однажды осенью, собирая шиповник, она, еще девочкой-подростком, заблудилась и оказалась далеко от села в незнакомом глубоком ущелье. В тот роковой день к ущелью подъехала крытая машина, в которой привезли пятнадцать человек с завязанными глазами и в наручниках. И девочка сама видела из густых зарослей шиповника, как их, одного за другим, спешно расстреляли и, забросав трупы камнями, уехали. Возвращаясь домой по ущелью, девочка еще раз двадцать наткнулась на подобные захоронения и сразу поняла, кем были эти люди. Она училась уже в пятом классе и слышала про врагов народа не раз. Страх так обуял девочку, что она не сказала об этом ни родителям, ни учителям, так и жила со своей страшной тайной всю жизнь.
Когда дочь, судья из столицы, узнала об этом, она конечно, дала делу огласку. В указанном месте нашли сотни захоронений, личности многих погибших удалось установить, были там украинцы, казахи, русские, армяне, корейцы, киргизы, евреи, немцы, узбеки; опознали среди них и Торекула Айтматова. На месте захоронения жертв репрессий воздвигли мемориал «Ата-Бейит», а на гранитных плитах братской могилы выбили имена всех погребенных. Так Чингиз Айтматов узнал место захоронения своего отца, и тогда же наказал своим детям, родственникам похоронить и его неподалеку от него.
Сейчас на могиле писателя стоит скромный обелиск, но, говорят, что скоро там должен появиться достойный памятник. Рядом – мемориал жертвам репрессий.
Сегодня, когда рухнула единая страна, посетить могилы даже самых дорогих нашему сердцу людей не так просто – границы, таможня, дороговизна, насущные проблемы, оттого я посчитал своим долгом рассказать о последнем пристанище на земле любимого всеми нами Чингиза Айтматова.
Рауль Мир-Хайдаров
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ