Пятница, 26.04.2024
Журнал Клаузура

В Ростовском музее изобразительных искусств открылась выставка «НЕПАРАДНЫЙ ПОРТРЕТ. ИСКУССТВО РУБЕЖА ВЕКОВ»

Человек является самым сложным и содержательным объектом изобразительного искусства. Русская и мировая живопись богата выдающимися примерами изображения человека — неиссякаемого источника творчества художника. Портрет – это один из самых распространенных жанров в живописи.

Существуют два основных вида портрета: интимно-камерный и парадный. Каждый из них в процессе исторического развития претерпевал значительные изменения, но принцип художественно-образного отражения оставался неизменным. Следует отметить, что слово «интимный» (непарадный) означает глубоко личный, внутренний, сокровенный, однако из этого не следует, что интимность в портрете означает изоляцию личности от окружающего мира. Окружение, среда, в которой существует человек, дополняет и обогащает наше восприятие, передавая образу  то глубоко личное, что художник вкладывает  в портрет.

Н.Н. Беккер. Портрет женщины с красной шалью

Серебряный век – это время поиска нового художественного языка, и в портретах этого времени отражён этот поиск. К наиболее значительным портретным произведениям начала века в собрании музея, принадлежат остро индивидуальные портреты  Н.Д. Кузнецова, Н.Н. Беккера, А.И. Мухина. А.Я. Головина. Произведения  С.Ю. Жуковского «В комнатах» и  Н.А. Касаткина «Задумавшаяся женщина» раздвигают привычные рамки портрета: в них модель связана с окружающей средой единым настроением, что обогащает и усложняет образное восприятие.  В работах А.А. Бучкури « Крестьянки» и И.С. Горюшкина-Сорокопудова «Девушка в вологодском костюме» отразились поиски народных основ в искусстве,  утверждение национального идеала. Их работы  красочны, полны оптимизма и свежести восприятия. В «Автопортрете» Е.С. Кругликовой, и  «Портрете цыганки» Р.Р. Фалька цвет становится одним из важнейших факторов эмоционального воздействия образа, активно способствует выявлению индивидуальной неповторимости и внутреннего состояния портретируемого.

В рассматриваемый период было создано также немало графических портретов. На выставке представлены  великолепный  рисунок  М.А. Врубеля «Портрет балерины Б.С. Гузикевич», блистательные пастели  С. В. Малютина «Портрет сына», «Тип» А.Я. Головина, «Автопортрет» И.С. Горюшкина-Сорокопудова.

Портрет один из сложнейших и удивительных жанров. При внешней простоте художественных приемов, он очень ёмок и глубок по содержанию. Можно сказать, что с каждой эпохой  он говорит на своем языке, открывая и сохраняя глубокую, нерасторжимую связь времени  и личности.

Представленные в экспозиции произведения, дают возможность познакомиться с творчеством художников,  которые работали  в портретном жанре в конце 19 —  начале 20 века.  На выставке экспонируются около 30 работ живописи, графики и скульптуры из фондов музея.


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика