Четверг, 28.03.2024
Журнал Клаузура

Международный культурный форум глазами волонтера Главного Штаба Эрмитажа

Среди множества мероприятий Санкт-Петербурга в сфере искусства и культуры, Международный культурный форум поражает своими масштабами. Затрагивая широкий спектр направлений искусства и большинство основных культурных учреждений города (от государственных театров до небольших арт-кластеров и музеев), он имеет три основных направления. Фестивальное организует открытые мероприятия для жителей и гостей Петербурга, профессиональное включает события для специалистов различных областей культуры и позволяет осуществить обмен опытом, деловое создаёт условия для реализации проектов и подписания соглашений.

В 2017 году форум проводился с 16 по 18 ноября 2017 года. Увидеть полный список мероприятий, площадок, спикеров и участников можно на сайте, в этой же статье будет представлен личный взгляд на его события со стороны волонтера главной площадки – Главного штаба Эрмитажа.

Участие в волонтерской деятельности обычно мотивируется либо искренним желанием помогать, либо возможностью получить ценный опыт, либо искренней любовью к какому-либо событию или организации и желанием любыми способами поучаствовать в их организации. Чувствовать себя причастным – тоже важная причина. Помощь в организации такого масштабного события как Международный культурный форум – бесценный опыт, поэтому заявок от добровольцев было даже больше, чем требовалось для нужд мероприятия.

Команда волонтеров Главного штаба достаточна велика, а обязанности связаны, в основном, с навигацией внутри здания. При одновременном функционировании 5 площадок форума и музея найти необходимый путь становится непростой задачей. Изначально ее решение – забота организаторов, задействующих все возможные ходы внутри сложной архитектуры Главного штаба для того, чтобы пути гостей форума и посетителей музея не пересекались, а путь до любой площадки можно было объяснить в двух словах.

Также важной частью обязанностей волонтеров является помощь на площадках форума. Таким образом можно услышать интересующие лекции и даже поучаствовать в событиях, закрытых для обычных посетителей.

Мое внимание особенно привлекли несколько мероприятий секции «Архитектура и урбанистика». Первое – лекция итальянского архитектора Чино Дзукки с интригующим названием «Camp shower theory» («Теория душа в кэмпинге»). Благоустройство города как среды для комфортной жизни необыкновенно важная задача сейчас, когда все вокруг должно максимально упрощать жизнь человека, наполненную миллионом задач и стрессовых ситуаций. Включая душ в кэмпинге, мы чувствуем, что вода слишком холодная и поворачиваем кран, чтобы сделать ее теплее. Но, пока вода идет по трубам, ситуация меняется, и нам приходится снова и снова регулировать воду, пока мы наконец не найдем баланс. Но повернуть кран – просто, а перестроить неудачную дорожную развязку или торговый комплекс – дело не только долгое, но и дорогостоящее.

Однако принцип «душа в кэмпинге» можно использовать и в архитектуре. Учитывая опыт предыдущих проектов, наладив постоянный и обширный обмен информацией, можно совершенствовать новые проекты и создавать архитектурную среду, в которой человек будет чувствовать себя комфортно.

При этом важно создавать не временные, рассчитанные на 30-50 лет проекты, а сооружения, которые в будущем будут определять облик города. Все это, прежде всего, вопрос пристального внимания создателя, творца, к каждой детали. На презентации книги Сергея Чобана «30:70. Архитектура как баланс сил», автор отмечает такой недостаток основной части современной застройки как безликость, являющуюся производной от все более и более низкого бюджета. Боле дорогие ключевые постройки (торговые центры, официальные здания) определяют облик города, но серая масса прочих домов разрушает гармонию.

Для достижения баланса в городской среде 30 процентов зданий должны являться ключевыми и содержать в своем экстерьере оригинальные архитектурные и дизайнерские решения, остальные же 70 должны быть более базовыми (и, соответственно, требовать меньше средств для постройки), но при этом выполненными с «любовью к поверхности». Не серый бетон многоэтажек, а элегантность камня, пусть и искусственного, не гладкие фасады, на которых глазу не за что зацепиться, а лаконичная и современная отделка. Нет необходимости впадать в архаику или играть в классицизм, решить поверхность можно и современным архитектурным языком, а сделать это с меньшими затратами призваны помочь современные технологии создания и обработки строительных материалов.

Взаимодействие человека и города рассматривалось и на других мероприятиях форума. Например, в процессе работы секции «Цирк и уличный театр» обсуждалась уличные фестивали как особая форма циркового представления. «Фестиваль — это мощнейшее воздействие, которое вышибает людей из случайных гнезд, которые они себе насидели», — отметил руководитель секции Вячеслав Полунин.

Серьезную социальную, политическую и культурную роль таких фестивалей можно оценить рассмотрев, например, такой проект как как «Караван мира» 1989 года. В его рамках 200 уличных артистов со всего мира прошли путь от Ленинграда до Парижа, невзирая на границы, «железный занавес», Берлинскую стену и показали более 600 спектаклей.

В процессе обмена опытом подобных мероприятий между гостями из разных стран наметились общие тенденции в развитии фестивального движения. Сегодня город все чаще выступает площадкой не для культурного взаимодействия, а для политического, поэтому создание уличных фестивалей может создать более спокойную и комфортную урбанистическую среду и показать, что народы могут обмениваться позитивным опытом, смеяться и восхищаться вместе.

Как значительное мероприятие в культурной жизни страны, форум стал местом подведения итогов. Были рассмотрены результаты деятельности самых разных организаций, вручены премии «Меценат года» за наиболее весомый вклад в поддержку культурных проектов, Премия имени Анатолия Луначарского – уникальная награда, присуждающаяся работникам культуры нетворческих специальностей, а также премия для балетных педагогов, педагогов в области музыкального и изобразительного искусства «Времён связующая нить».

Широкая направленность мероприятий форума позволяет ему охватить не только большую аудиторию, но и обширный спектр проблем, главная из которых, на мой взгляд, взаимодействие через культуру. Ведь она позволяет человеку социализироваться, то есть найти гармонию с обществом, а также найти себя и свое место в мире. Искусство не заменит политику (хотя на форуме не раз звучали абстрактные призывы выражать свое мнение через культурные мероприятия вместо митингов и политических уличных беспорядков), но может сделать нас более человечными.

Елизавета Суровая


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор).
Электронное периодическое издание "Клаузура". Регистрационный номер Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Печатное издание журнал "Клаузура"
Регистрационный номер ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика