Воскресенье, 20.05.2018
Журнал Клаузура

БЕСПОЩАДНЫЙ ВЗГЛЯД НА ЖИЗНЬ. Несколько слов о Ф.М. Ошевневе и его творчестве

Литературное поколение ростовского прозаика Федора Ошевнева, наверное, единственная творческая генерация отечественной словесности, которую можно в равной мере отнести к советскому и современному российскому ее этапам. И это понятно, советский писатель был человек уважаемый, прилично обеспеченный государством и авторитетный в обществе. Но и путь к такому высокому статусу был долог, едва ли не в первую очередь определяясь принадлежностью к писательскому Союзу, вступить в который раньше сорока мало кому удавалось. Так и выходило, что успевшие уже творчески сформироваться, а затем и порядочно выписаться 30-35-летние авторы все еще числились в начинающих и молодых.

Федор Михайлович родился в 1955 году в бывшем воронежском, а затем вошедшем в состав новообразованной Липецкой области райцентре Усмань. Там же прошли его детство и юность. С воронежской землей были связаны и годы вузовской учебы – шесть лет в областном центре. В 1978 году, по окончанию технологического института, он перебрался в Ростов-на-Дону, работал на нефтемаслозаводе; а еще год спустя стал кадровым военным, начав с командира взвода учебного полка.

Но 1980-е – для него время не только армейской службы, но и литературной учебы. Литературный институт им. А.М. Горького, законченный в 1990-м году, позволил ему приобрести вторую (или уже третью?) профессию, стать «кадровым» писателем. И с этой профессией он уже никогда не расставался.

Хотя именно в то время, когда к нему пришел первый литературный успех, и дебютная повесть «Да минует вас чаша сия» на тему афганской войны, опубликованная «Литературной учебой» (№ 4 за 1989 год), открыла отличные перспективы на вступление в писательский Союз, эта творческая организация, вместе с породившей её страной доживала свои последние годы.

А с концом СССР оборвался и период отечественной литературы, когда писательское ремесло было настоящей профессией, позволявшей автору сосредоточиться на литературном творчестве. Писательство превратилось в хобби, даже если, по сути, являлось судьбой.

Немудрено, что в это время огромное число авторов покинуло художественную словесность, по необходимости ушло в сферы, позволявшие зарабатывать и выживать. Ошевнев литературу не бросил. Просто на время передвинулся в её журналистский сегмент, проработав несколько лет (1987-1994 годы) корреспондентом окружной газеты Северо-Кавказского военного округа «Красное знамя». За годы журналистской работы им было опубликовано в периодической печати более тысячи материалов. Что не могло не отразиться и на особенностях его литературного творчества.

Ошевнев – рассказчик. Очевидно, что большой рассказ – наиболее комфортный для него формат литературного текста. Хотя «Яблони в цвету» и демонстрируют умение войти через хорошо сплетенную воедино серию новелл в большую литературную форму. Сам Федор Михайлович определил это произведение как повесть, однако по своему объему (33 главы, более 400 страниц) оно вполне тянет на полноценный роман.

Есть у автора и другие «крупные» вещи. И все же он рассказчик. Творческая метода Ошевнева классична. Тексты строятся на профессиональном, детальном знании того, о чем он пишет. Что придает произведениям плотную достоверность, так недостающую читателю в половодье современной «приблизительной» словесности, значительную часть которой можно определить как фантазийную. И не только в силу того, что жанр «фэнтези» в последние двадцать – двадцать пять лет резко шагнул вперед, заняв место одного из ведущих, а потому, что недостаток знаний о реальной жизни, многочисленные литераторы компенсируют собственным воображением.

Ошевнев пишет только о том, что знает досконально. А знает он много потому, что годы его службы в силовых структурах пришлись на время великих российских перемен. В такие времена трудно жить, зато у писателя нет недостатка в сюжетах, в ярких характерах и выразительных деталях.

Неудивительно и то, что автор, у которого за спиной четверть века армии и милиции, работает в стиле «жестокого» реализма. В жизни его коллег минимум сантиментов. Таковы и тексты Ошевнева. Но важней другое. В лучших его произведениях присутствует самое необходимое для настоящей прозы – абсолютно беспощадный взгляд на жизнь в сочетании с надеждой. Не в том смысле, что она «умирает последней», а потому, что писатель видит в происходящем живой шанс на лучшее. А еще есть профессиональный юмор и пружинистая фабула; любовь к своим героям, каковы бы они ни были. У прозы Ошевнева много достоинств…

Без малого сорок лет литературной работы сложились в весомый творческий результат – одиннадцать прозаических и публицистических книг, среди которых: «Да минует вас чаша сия: записки офицера», «Яблони в цвету», «Встречный удар», «Чертова дюжина ножей в спину российской милиции», «Чертова дюжина ножей +2 в спину российской армии», «У каждого – свое», «Пернатый муфлон» и другие. Свыше двухсот пятидесяти публикаций в художественной периодике, география которых выходит далеко за пределы России, охватывая пятнадцать стран ближнего и дальнего зарубежья (в том числе США, Германия, Франция, Чехия, Бельгия, Финляндия, Канада, Австралия, Израиль, ДНР).

Но, несмотря на очевидные свидетельства профессиональной успешности/реализованности, есть уверенность, что впереди у Федора Михайловича еще много новых текстов, не только позволяющих нарастить и без того значительный массив уже сделанного, но и способных открыть новые грани его писательского дара.

Сергей Сущий,

член Союза российских писателей,

доктор философских наук

Ростов-на-Дону

      


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика