К 150-летию со дня рождения Максима Горького (Алексея Максимовича Пешкова)
14.03.2018Антонина Попова
«…Я пишу стихи каждый день»
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков) родился в марте 1868 года. Русский советский писатель. Родоначальник социалистического реализма, основатель Союза советских писателей. Некоторое время жил и работал в Ростове-на-Дону (1891г.), о чём до недавних пор свидетельствовали две мемориальные доски. Одна – на Набережной реки Дон, где он работал портовым грузчиком. Другая – на ночлежном доме старухи Левонтихи на углу пр. Ворошиловского и ул. Донской. (Сохранилась лишь одна – с улицы Донской. В настоящий момент хранится в мемориальном уголке М. Горького в Центральной городской библиотеке, носящей имя писателя).
Проработав в ростовском порту некоторое время, Горький пошёл дальше – на Украину и в Бессарабию. Будущий великий писатель гостил в таборе донских цыган – сэрвов и стал в нём почти своим. Горький живо интересовался цыганскими обычаями, ездил с табором по соседним губерниям, научился управлять лошадьми, овладел ремеслом кузнеца – ковал подковы. Будущий писатель записывал всё в специальную книжечку.
В дальнейшем благодаря этим заметкам Горький создал целый ряд ярких красочных образов. Например: герои пьесы «На дне» — постояльцы ночлежки старухи Левонтьевны, рассказа «Старуха Изергиль» — мудрый Макар Чудра, самоотверженный Данко, гордая старуха – донские цыгане…
Не браните вы музу мою,
Я другой и не знал, и не знаю,
Не минувшему песнь я слагаю,
Я грядущему гимны пою.
—
В незатейливой песне моей
Я пою о стремлении к свету,
Отнеситесь по-дружески к ней
И ко мне, самоучке-поэту.
—
Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой,
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой.
—
Не встречайте же музу мою
Невнимательно и безучастно.
В этой жизни, больной и несчастной,
Я грядущему гимны пою.
Удивительно, но это стихотворение написано молодым Алексеем Пешковым. Оно, к счастью, сохранилось и свидетельствует о характере гражданской направленности ранней поэзии Горького, которая предшествовала его вступлению в литературу.
Но, как известно, в литературу Максим Горький вошёл как прозаик и отзывался о себе как о стихотворце скептически. И несмотря на это, не прекращал писать стихи. В письме к Георгию Андреевичу Вяткину, русскому и советскому прозаику, поэту, драматургу, публицисту, активному участнику литературных процессов в Сибири, одному из основоположников современной сибирской литературы, в 1935году Горький в шутливо-ироническом тоне замечает: «…верно, я грешен, стихи писал и не мало писал, и всегда очень дубоватые. Понимая сие и будучи правоверным прозаиком, я уничтожал их, печатал же в молодости лет – по легкомыслию, а позднее – лишь в случаях крайней необходимости и когда мог оклеветать кого-либо из героев, будто бы – это его, а не мои стихи».
Так, в рассказе «Макар Чудра», песня Лойка Зобара написана Алексеем Максимовичем. Можно вспомнить ещё одно яркое стихотворение Горького, включенное им в рассказ «Женщина» из цикла «По Руси»:
Все родной землею нашей
Мы для счастья рождены
Для того, чтоб быть ей краше,
Солнцем мы земле даны!
—
В этом светлом солнца храме
Мы и боги, и жрецы.
Нами жизнь творима, нами…
Эти строки, словно сотканные из солнечных лучей, предваряют слова рассказчика: «Хочется сказать людям какие-то слова, которые подняли бы головы им, и, сами собою, слагаются юношеские стихи…». Они являются свидетелями настроений юного Алексея Пешкова. Однако, в юношеской поэзии Горького было и другое:
Пусть порой моя песнь прозвучит
Тихой грустью, тоскою глубокой,
Может быть, вашу душу смягчит
Стон и ропот души одинокой…
Здесь очевидны мотивы горечи, разочарования, одиночества. Эти темы возникали вследствие непримиримости юноши с окружающей его ложью, злом, враждой с буржуазно-мещанской средой. Вот, например, одно из таких стихотворений:
Тому на свете тяжело,
Кто сердце чуткое имеет;
Кто всюду видит ложь и зло,
Но правды высказать не смеет;
Кто в омут бедствий погружен
И неразумною толпою
Невежд лукавых окружен, –
Невежд с их совестью слепою;
—
Кто в мире одинок живет
И видит: правду презирают
И крику правды не внимают,
Когда он песню запоет.
Основополагающим содержанием ранней поэзии Горького был наступательный пафос радости жизни, протеста, борьбы.
Программные лозунги Горького «Я в мир пришел, чтобы не соглашаться», «Я грядущему гимны пою» развивались в его высоко идейные произведения «Девушка и Смерть», «Песня о Соколе «Песня о Буревестнике», оказавшиеся именно тем героическим словом, которое говорило о приближающейся революции.
Эти произведения идейно близки друг другу. Они явились гимнами героическому, светлому будущему, были проникнуты идеей утверждения настоящей, достойной человека жизни, наполнены призывом к действию, к борьбе. Эти стихотворения-манифесты говорили о начале нового этапа в истории человечества.
«Песня о Соколе» пропитана страстным революционным пафосом борьбы с врагом, она – пламенный призыв к свободе, к свету, к героическим подвигам. Она – гневный обличитель людей, порожденных временем политической реакции, самодержавия, ставших оплотом общественного строя. «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет» – такова «философия», «мудрость» пресмыкающихся, которую клеймил Горький.
Своим революционным оптимизмом стихотворение в прозе «Песня о Соколе» близка как к поэме-сказке «Девушка и Смерть», так и к «Песне о Буревестнике». Девушка, познав высокое счастье жизни, утратила чувство страха, боязни смерти, «Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!.. Я видел небо…» – заявляет Сокол. «Пусть сильнее грянет буря!» – восклицает Буревестник.
Эти три замечательные стихотворения определили три этапа в формировании революционных воззрений Горького.
«Песня о Буревестнике» выражала революционное настроение рабочих масс накануне революции. К началу 90-х годов 19 века борьба рабочих становится более политизированной. Среди лозунгов рабочих на демонстрациях появляется лозунг: «Долой самодержавие!». Писатель становится «буревестником», «буреглашатаем».
«Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» оказали огромное влияние на формирование революционного сознания рабочих. Они играли роль мощных революционных прокламаций. В них пролетарский писатель применил и развил лучшие традиции передовой русской поэзии XIX века. «Песнями» Горький достиг новой и высшей ступени в агитационно-пропагандистской, политической лирике, представленной в XIX веке гражданскими стихами Рылеева, свободолюбивой лирикой Пушкина и Лермонтова, демократической гражданской поэзией Некрасова.
Революционный пафос стихотворений Горького перекликается с оптимистическим пушкинским мотивом: «Да здравствует солнце! Да скроется тьма!», и лермонтовской острой ненавистью к палачам свободы, гения, славы, и некрасовским призывом идти «в огонь за честь отчизны, за убежденья, за любовь!».
Многие поэты XIX века прибегали к иносказательному образу бури, к образу-символу для выражения идеи политической борьбы. Отчетливо эта идея выражена Пушкиным в «Арионе», Лермонтовым в стихотворении «Парус», мотив свободы звучит в популярном «Пловце» Языкова.
Но горьковские Сокол и Буревестник – качественно новые идейно-художественные образы. Они были разные, т.к. отражали разные этапы рабочего движения и идейного пути самого Горького, эти образы-символы отличаются от художественных образов русской литературы XIX века прежде всего неистребимым революционным оптимизмом, знаменующим собою начало нового освободительного периода — периода «движения самих масс». Предшественники горьковских героев жаждут свободы, рвутся к воле, но они чаще всего лишены возможности бороться и обычно одиноки. Горьковские герои вступили в борьбу, идут навстречу врагу, радуются смертельной схватке с ним, поскольку верят в победу, знают, что они не одиноки, что за ними идёт народ. Сокол и Буревестник олицетворяли собою лучших борцов за идеалы пролетариата.
«Своими Песнями Горький создал качественно новый жанр. Песни о Соколе и о Буревестнике вставлены в прозаический текст – рамку, с которым они сливаются общим тоном и внутренним ритмом.
«Девушка и Смерть», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» заключают в себе, вместе с другими произведениями Горького, то принципиально новое, что Горький внёс в русскую литературу на рубеже двух веков, осуществляя, свой эстетический принцип: «Настало время нужды в героическом…» Эти стихотворения Горького предвещали начало новой, пролетарской, социалистической литературы». (С. Касторский).
Источник:
«Стихотворения М. Горького», 2-е издание. Л.: Изд-во «Советский писатель», 1951 г. (Малая серия «Библиотека поэта». Основана Максимом Горьким).
НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ