Четверг, 19.04.2018
Журнал Клаузура

Россияне в истории Узбекистана: Династия учителей

Учитель… В этом слове столько смысла!

Пожалуй, для любого учитель — это человек,

знающий ответы на все вопросы, способный

правильно рассудить, все расставить по своим

местам, человек счастливый и радостный,

добрый и мудрый.

(Народная поговорка)

Наши герои: Гафуров Хамит ака, Гафуров Асгар Хамитович, Гафурова (Гареева) Шамсинур Шакировна, Гафуров Марсель Асгарович, Гафурова(Богоутдинова) Флюра Галеевна, Гафурова Элвира Марсельевна, Гафурова Гульмира Марсельевна, Гафурова Альбина Марсельевна. Это представители четырёх поколений династии учителей, у которых общий учительский стаж насчитывается более 200 лет.

Представители этой династии успели обучить русскому языку и культуре многих жителей Ташлакского района в Узбекистане. Их работа настоящий героизм, и она основана на энтузиазме. Это они оставили, оставляют и оставят заметный след в истории образовательной системы Республики Узбекистан.

Основатель династии – Гафуров Хамит ака родом из села Гайниямак, Алышайского района Башкирии. Он работал учителем русского языка и литературы в Гайниямаке. Его сын Гафуров Асгар Хамитович родился, в 1919 году. Детство Асгара прошло в Гайниямаке. Окончив семилетку, поступил учиться в Уфимское педагогическое училище. 1 сентября 1939 г. Асгар Гафуров начал  работать в школе вместе с отцом — преподавал русский язык и литературу.  Когда началась Великая Отечественная война, отсюда ушли на фронт – отец и сын. Хамит Гафуров воевал на 1-Украинском фронте, а сын, Асгар Гафуров был в составе 1-Белорусского фронта. Они дошли до Берлина.

Однажды, в начале 1945 года, в адрес семьи Гафуровых пришло письмо-фронтовое, с чёрной вестью. В письме сообщалось, что военнослужащий – старший сержант артиллерии Гафуров Асгар Хамитович пропал без вести. Мать и сестра Асгара горько плакали от горя. Школьная администрация успокаивала семью и оказывала поддержку, как могли. Их горе разделили с ними односельчане. Прошли дни, месяцы, приближалась великая победа. Буквально перед победой, в конце апреля, 1945 года семья Гафуровых получила еще одно письмо – уведомление, где сообщалось, что военнослужащий — сержант сапёрного отряда Гафуров Хамит погиб в боях за Берлин. Семья Гафуровых и вся школа были в шоке. Все плакали, вспомнив своего учителя. В те годы таких семей было много, оплакивавших своих, не вернувшихся с войны мужей, сыновей, братьев и других родных.

9 мая 1945 года, на центральной площади Гайниямака из единственного радиорупора жители узнали о капитуляции врага. Все жители — стар и мал, со слезами радости обнимались и поздравляли друг – друга  с долгожданным днем победы.

На фото: Второе, третье и четвертое поколение династии учителей

Возвращение.

Жизнь людей Гайниямака постепенно  стала входить  в своё русло, как и в других регионах  страны.  Были трудности: не хватало хлеба и соли, одежды и обуви, а также многого другого. Но люди понимали, что после войны сразу трудно поднимать страну. Они терпели. Они проявили терпение и сострадание, в годы Великой Отечественной войны. После победы Великой Отечественной войны все семьи Советского Союза, в том числе семьи Гайниямака, стали ждать солдат с фронта.  Жители Гайниямака жили и работали с  надеждой на лучшее  будущее. Они знали, что придет  хорошее время. Когда начались дни без тревог, тогда возвращались с фронта солдаты-победители. Но многие солдаты не вернулись – они остались на поле боя! Многие семьи были в трауре, переживали большое горе — потери своих родных и оплакивали их. Вернувшиеся с фронта, выглядели уставшими и постаревшими, после продолжительного сражения с врагом. Многие воины были инвалидами: у некоторых потеряны нога или рука,  некоторые победители были в черных очках, они повествовали о потере зрения, у некоторых были забинтованы головы и т.п.

…Было летнее утро, августа 1945 года, когда повозка заехала в село Гайниямак. Повозка подъехала к небольшому дому. Из нее выпрыгнул стройный солдат и направился к калитке. Его действия выражали, что он хорошо помнит и знает, как открывается калитка. Он с легкостью открыл её и направился к дому, с радостью и криком:

 Папа-а, мама-а, сестра-а  —  ваш учитель, ваш сын, ваш защитник вернулся с войны! Встречайте победителя!

(В тот момент, к сожалению, Асгар не знал о гибели отца). Мать бросилась к Асгару и горько плакала, крепко обняв сына. Сестра стояла у двери со слезами и смотрела на брата, не могла произнести ни слова от неожиданного счастья. Спустя некоторое время Асгар узнал обо всем: о гибели отца и о письме-уведомлении, где сообщалось о страшном бое и о пропаже без вести Асгара Гафурова. И тогда Асгар рассказал им о сражении за маленькую деревню, где он был тяжело ранен от упавшего снаряда и остался в окопе в бессознательном состоянии. Его однополчане освободили деревню, и их рота двинулась дальше. На следующее утро его случайно нашли ребята, которые ходили за дровами в лес. Привезли его в деревню и сообщили об этом в нужную инстанцию. Он был отправлен в госпиталь. После выздоровления он снова отправился на фронт и скоро он стал свидетелем великой победы! Возвратился в Гайниямак победителем…

Свадьба Асгара.

Нступил сентябрь 1945 года. Начался новый (1945-46) учебный год. Асгар Гафуров продолжал преподавать в родной школе. До возвращения Асгара Хамитовича с фронта в годы войны в школе работала учителем русского языка и литературы Гареева Шамсинур Шакировна — молодая, красивая, энергичная, девушка.  После окончания педагогического училища она была направлена в сельскую школу Гайниямака. Двадцатилетняя стройная девушка с голубыми глазами привлекла внимание Асгара, которому было 26 лет. Они начали вместе работать. Девушка была родом из поселка Раевка(ныне райцентр Алышайского района). Она часто обращалась за советами к Асгару и получала от него бесценные советы по методике преподавания  русского языка и литературы. Она часто сидела на уроках Асгар Хамитовича и приобретала новые навыки учительской работы. Научилась вести уроки. Свой опыт работы  Асгар с удовольствием передавал молодой учительнице. Он стал наставником Шамсинур. Они совместно готовили конспекты, тематические вечера и другие мероприятия по русскому языку. Часто организовывали в школе вечера стихов, вечера романсов. Были успехи и поражения, радовались вместе за успехи в работе и совместно устраняли все недостатки в работе. Они стали хорошими друзьями. Эта дружба потом превратилась в самое нежное чувство  человека – любовь. Это чувство дало им надежду и уверенность. Их уроки проводились более насыщенно и интересно. Асгар Хамитович много рассказывал ученикам об эпизодах войны, показывал газетные статьи, фотографии. По рассказам учителя ребята часто писали изложения и сочинения на тему войны. А Шамсинур Шакировна украсила уроки своим звонким голосом, читая стихи Пушкина, Лермонтова, Ахматовой и других классиков. Творческие работы учеников они тоже проверяли вместе. Работы учеников строго обсуждались, они выражали своё мнение и оценки ставились согласованно, после долгих споров. Такие методы преподавания прививали ученикам большой интерес к русскому языку, укрепляли их письменную и разговорную речь. На основе таких творческих работ и споров, эти учителя стали более привязанными друг — другу, чем было в начале их деятельности. Их любовь стала основой новой семьи. Через год после знакомства, осенью 1946 года, они сыграли свадьбу. Свадьба была не пышная, очень скромная, но весёлая.  Все присутствовавшие на  свадьбе от всей души поздравляли молодоженов и желали им счастливой семьи учителей. С той поры, в 1946 году была основана династия учителей русского языка и литературы – династия Гафуровых, в селении Гайниямаке, России.

Сразу после завершения Великой Отечественной войны в стране начались восстановительные работы. Были непредвиденные трудности. Война научила всех терпению. Терпеть – если нет или не хватает еды! Терпеть – если нет одежды или порвана она! Терпеть – если тебя ругают на работе или в колхозе, одним словом: терпеть, терпеть и еще раз терпеть…

На фото: Учительница русского языка и литературы школы Гафурова Ф.Г.

Шёл декабрь 1947 года, семья продолжала работать в школе. Как известно, была маленькая зарплата, на которую трудно было приобрести что-то для семейных нужд или думать о новой одежде. Это была большая проблема, такая проблема существовала во всех семьях в послевоенные годы.

Раздумье.

Однажды, в зимний вечер Шамсинур обрадовала мужа, ласково сообщив о скором пополнении в семье. Асгар ака обрадовался и сказал супруге: — Спасибо тебе дорогая моя, за радостную весть. Теперь мы должны думать о будущем нашего первенца. Расти детей в Гайниямаке трудно, многие мои ровесники уезжают в другие края. Дай, я тоже попробую найти хорошие места и обосноваться в новых краях, чтобы благополучно обустроить семью. Если ты позволишь, я поеду в Узбекистан, чтобы найти и работу, и жильё, и новую родину. Помнишь, я тебе рассказал о моем фронтовом друге Алишере из Ферганской долины. Как тебе известно, недавно я получил письмо от Алишера, где он приглашает нас посетить солнечный Узбекистан, если нам понравится, мы можем остаться там… Разговор между супругами был долгий, но в итоге он был полезно разрешен для молодой семьи. Скоро Асгар уехал в Узбекистан, к другу в поисках хорошей жизни.

На фото: Третье и четвертое поколение династии учителей

Ташкент — город хлебный, Фергана – гостеприимный край!

После завершения войны, Ташкент, как столица Узбекистана привлекла многих любителей Востока. Ташкент Асгару показался огромной рекой, где он не сможет плавать и в один прекрасный день утонет. Эти мысли не давали ему покоя, и он спешно направился в Ферганскую долину.

Когда он сошёл с поезда на станции Горчаково города Маргилана, был солнечный, зимний полдень. На привокзальной площади стояли повозки – такси. Асгар подошёл к одному извозчику, показал ему адрес и спросил, как можно поехать туда. Извозчик был одет в длинное национальное пальто -чапан, он не понял русскую речь, кивнул головой показал в сторону вокзала. Асгар вернулся в здание вокзала и обратился к дежурному по станции. Дежурный на ломаном русском языке сказал, что он поможет найти его друга. Они вместе подошли к одному извозчику, и дежурный по станции на своем языке объяснил ему, куда и как везти гостя, как найти его друга. Он посадил Асгара на повозку, она тронулась в сторону села «Заркент», Ташлакского района Ферганской области, где проживал друг Асгара.

В гостях.

Повозка остановилась около старого дома с высоким забором. Резная калитка, сделанная из дерева, привлекла внимание Асгара. В  центральной части калитки висело большое, медное кольцо. Извозчик несколько раз ударил в калитку кольцом, изнутри послышался голос мужчины:

– Хозир, чикяпман. (Сейчас, иду).

В калитке показался мужчина с усами и обратился к извозчику. Это был Алишер, фронтовой друг Асгара. Извозчик объяснил ему кое-что и показал бумагу с адресом, направив свой взгляд в сторону Асгара. Только тогда он заметил гостя, с радостью подошёл к нему и крепко обнял.

Асгар Хамитович остался в гостях у друга на долго. Близко познакомился близко с местностью, с жителями села «Заркент», «Зириллама» «Жаркишлок». Его друг Алишер показал ему несколько школ. Асгару понравилась школа имени Алишера Навои в селе «Зириллама», куда он устроился на работу учителем русского языка и литературы. С февраля по июль работал со старанием. Ему начислили хорошую зарплату, и он  получил отпускные. После получения денег он отправился в Россию. Асгар поехал в родные края, в родное село Гайниямак, чтобы привезти семью в солнечный Узбекистан — в село «Зириллама».

Смерть матери.

В начале августа с подарками и с радостью Асгар прибыл в родное село. С радостью прибыл, но попал в беду. Мать Асгара была тяжела больна. Она уже лежала второй месяц в постели. Она ждала сына. Когда Асгар зашёл в комнату, какая-та волшебная сила подняла её с постели. Она села на край кровати. Обняла сына крепко, плакала тихо, молча. Потом долго смотрела на посвежевшего сына и тихо сказала:

— Сынок, твое лицо чистое, свежее и радостное, значит места и люди очень  хорошие, в Узбекистане. Поправлюсь: поедем туда, обязательно. Она снова легла в постель и тихо уснула. На седьмой день мать умерла. Её похоронили. Асгар думал: Мир создан странно. Человек рождается, живёт и однажды умирает. Это закон природы. Подчиняясь закону природы, Асгар долго плакал над могилой матери…

Отъезд.

Асгар, его жена и сестра начали подготовку к отъезду в Узбекистан. 19 августа 1948 года семья Асгара пополнилась, родился сын. Ему дали имя – Марсель. В начале сентября сестра Асгара вышла замуж осталась в Гайниямаке. После свадьбы Асгар и его семья, отправились в солнечный Узбекистан.

На фото: Марсель Гафуров отмечает свои 66 лет

В конце сентября 1948 года семья Асгара прибыла в село «Зириллама». По ходатайству администрации школы, где работал Асгар, Заркентский сельский совет выделил две маленькие комнаты, рядом со школой. Их снабдили необходимыми вещами для ведения хозяйства. Жители села стали помогать молодой семье. Асгар продолжал преподавать в школе. Лидерские качества Асгара Гафурова открыли путь к руководящей работе. Он стал завучем школы, параллельно преподавал, из-за нехватки учителей русоведов. Как завуч, он внедрял много новых методов обучения русского языка и других предметов. После тяжелого рабочего дня, его ждали сын и супруга. От общения с семьёй у него проходила усталость.

Работа.

Иногда Шамсинур с малышом заходила  в школу, знакомилась с учителями, учениками. Жажда работы любовь к ученикам заставили её выйти на работу, когда Марсель был в полугодовалом возрасте. Ухаживала за Марселем тётушка Халима. Она была вдовой фронтовика Садирдин ака. Единственный сын, Худоберди, тоже не вернулся с фронта. Она жила одна и поэтому с удовольствием согласилась присматривать за  младенцем. Можно сказать, что она стала узбекской бабушкой молодой башкирской семьи. Таким образом, в школе появилась новая учительница русского языка и литературы – Гафурова Шамсинур Шакировна. Она обучила местных женщин вязанию платков и носков. В школе Асгар и Шамсинур стали проводить занимательные уроки. Ребятам было интересно. Скоро они завоевали уважение учеников, учителей и жителей села «Зириллама». Они были счастливы от того, что у них любимая работа, и чудесное окружение.

В сенябре 1949 года, Гафурова Шамсинур была направлена в соседнюю школу, в село «Жаркишлок», учителем русского языка и литературы. Эта школа стала для неё настоящей мастерской, где она работала учителем, завучем и бессменным директором до ухода на заслуженный отдых в 1985 году. Её стаж работы – 43 года. Она воспитала целый отряд учителей русоведов. Например: М.Алкасымову, К.Мадрахимову, М.Гафурову, М.Халилову, Х.Тухтаеву,  Д.Рахманову,  А.Карабаева, Х.Кадырова и многих других, которые успешно работают учителями русского языка и литературы в школах района. З.Исроилов – заместитель хокима Ташлакского района, Р.Кушаков – руководитель районной строительной организации и т.д.

Шамсинур она умерла в 2003 году и она похоронена на кладбище село «Зириллама».

Продолжатели династии:

Марсель Гафуров окончил 8 классов в школе села «Жаркишлок», где директором работала его мать. Завершил учебу в школе-интернате, получив среднее образование. В 1966 году поступил учиться на филологический факультет Житомирского педагогического института. Далеко от родителей, в Житомире, Марсель Асгарович многому научился. Он подружился со многими студентами из разных регионов. В 1971 году, успешно окончил институт и получил диплом учителя русского — английского языков. Вернулся в свой родной кишлак «Зириллама».

С сентября 1971 года он начал работать в школе №14, в селе «Жаркишлок». Школа была маленькая, и соответственно количество уроков тоже было небольшое. Такого специалиста с двумя языками надо было направить в большие школы. По приказу райОНО Марсель Гафуров был направлен в село «Кумарык», в школу №21. В школе обучалось более 2000 учеников, и многие его ученики стали преподавателями- языковедами и переводчиками. Перед уходом на пенсию Марсель Асгарович Гафуров преподавал в Заркентском академическом лицее, где ныне работает его дочь – Гафурова Гульмира Марсельевна. Один из его учеников, Акрамжон, преподаёт русский и английские языки в школе № 62 в Кувинском районе. Многие ученики этого мастера работают учителями языковедами в Ташлакском районе. Это – И.Турдиев (шк.№2), М.Исмаилова (шк.№12), У.Турдикулова (шк.№11), Р.Ашуров (шк.№22), Н.Пулатова (шк.№7), Д.Якубова (шк.№1), К.Шералиев (шк.№32), Н.Мамаджанова (шк.№41) и другие.

Марсель Асгарович учитель с большим опытом. Он умеет найти общий язык с учениками и с большим мастерством преподает русский и английский языки сельским ученикам, в глубинке Ферганской долины. Он- универсальный учитель: помимо дипломной квалификации, отлично знает свой родной башкирский язык и культуру, научился хорошо говорить на узбекском языке и знает азиатскую культуру. Он успешный, признанный специалист- языковед, опытный пропагандист культуры и быта многих народов Азии и Европы. Семья Гафуровых-активные носители великого русского языка в селах «Заркент» и «Зириллама». Его трудовой стаж составляет 42 года. После ухода на пенсию Марсель ака и Флюра опа организовали репетиторские курсы. Жители района часто отправляют своих детей к ним, чтобы сельская детвора путем репетиторства осваивала великий русский язык. Эта семья династии учителей, является центром русской культуры и языка в Ташлакском районе.

Хозяйка семьи Гафуровых.

Гафурова Флюра Галеевна не только хозяйка семьи, но и единомышленница нынешней главы династии Марсель Асгаровича. Она родом из древнего города Бухары. Родилась в селе Жондор  27 марта 1949 года. Её родители оказались в Средней Азии еще до войны. Это были 1937-38 годы. Те годы вся страна восхищалась, Ташкентом, потому что он действительно был городом хлебным! Многих жителей Поволжья приютили  не только в Ташкенте, но и во многих городах и районах Узбекистана.

На фото: Нынешняя  хозяйка династии Гафуровых – Флюра Галеевна

В конце 1937 года её родители приехали в село Жондор, под Бухару. Отец Флюры — Богоуддинов Гали Хисамидинович, 1911 года рождения был из Казани, а её мать Хабидулина Ганиямал Темирбулатовна из Уфы. Здесь они поженились. У них в семье родились 10 детей. Флюра была четвертой. Она поступила в 1970 году на филологический факультет Бухарского педагогического института. В 1975 году она окончила институт, была направлена на работу в Ферганскую область. Таким образом, она оказалась в школе № 21, где трудился Марсель Асгарович. После двухгодичной совместной работы в школе Марсель и Флюра поженились. Флюра оказалась в семье  династии учителей. За прошедшие годы она работала в школах №№ 12 и 27. Многие её ученики тоже стали учителями и работают в школах Ташлакского района. Это учителя-русоведы Б.Исмаилов(шк.№3), И.Хамракулов(шк.№9), М.Журабаев(шк.№13), Д.Мелибоев(шк.№25) и другие.  Её общий стаж работы — 39лет. Ныне она на пенсии, но не перестает преподавать. К ней домой приходят дети в надежде: хорошо говорить на русском языке.

Четвертое поколение династии учителей.

Правнучки Хамит ака Гафурова, внучки Асгара и Шамсинура, дочки Марсель и Флюры Гафуровых – Эльвира, Гульмира и Альбина ныне продолжают деятельность династии учителей.

На фото: Марсель Гафуров (слева второй) со своими учениками в Заркентском лицее.

Гафурова Эльвира Марсельевна родилась 25 июля 1984 года в селе «Зириллама». Училась в поселке Ташлак в русскоязычном классе. После окончания школы поступила на филологический факультет Ферганского Государственного университета. Окончила университет и вышла замуж за москвича. У Эльвиры растет сын-Тимур. Она работает в одной из школ в Подмосковье, преподает русский язык и литературу.  Стаж работы- 14 лет. Каждое лето «москвичи из Ферганы» приезжают на каникулы в село «Зириллама» к родителям.

Гафурова Гульмира Марсельевна  родилась в селе «Зириллама» 27 мая 1986 года. Училась в узбекской школе №11, где раньше работал  её дедушка – Гафуров Асгар Хамитович. Окончила школу с аттестатом отличия и поступила на филологический факультет с уклоном английского языка, в Ферганского государственного университета. Она закончила университет в 2008 году. Гульмира тоже пошла по стопам отца – преподает русский и английские языки в академическом лицее, где раньше работал её отец Марсель Асгарович. Её рабочий стаж уже 7 лет. У неё растет сын – Арсен. Они живут в поселке Киргили.

Младший член династии — Гафурова Альбина Марсельевна. Она родилась 15 марта 1988 года, училась, как сестра Гульмира в узбекской школе № 11. После школы поступила на филологический факультет с уклоном английского языка в Ферганский государственный университет.  В 2010 году окончила университет. Сейчас она преподает в агропромышленном колледже Ташлакского района. Её стаж — 5 лет. Самое интересное: она стала невесткой в узбекской семье и у них растет дочь Динара. Они живут в селе «Зириллама», недалеко от родителей и являются частыми гостями в доме.

Каждое воскресенье семья собирается вместе, только отсутствует семья Эльвиры, так как она прилетает только на летние каникулы. Они проводят выходной день весело и шумно. Иногда внуки играют в игры «Детский сад», «Школа», «Учитель» с соседскими детьми. В такие моменты, когда они рассказывают стихи ровесникам, когда они рисуют на асфальте, когда они обучают их каким-то играм, тогда невольно приходит мысль: Они непременно станут учителями. Это будет новое, пятое поколение – династии учителей Гафуровых. Потому что праправнуки династии учителей – Тимур, Арсен и Динара уже прокладывают путь к знаниям, чтобы стать учителями.

Очень хочется сказать им:

Доброго пути вам, продолжатели династии Гафуровых!

Посвящается моей первой учительнице русского языка и литературы

Гафуровой Шамсинур Шакировны

Рустамжон Бадалов

руководитель клуба «Подвижники русского языка»

г. Маргилан, Узбекистан


НАПИСАТЬ КОММЕНТАРИЙ

Ваш email адрес не публикуется. Обязательные поля помечены *

Копирайт

© 2011 - 2016 Журнал Клаузура | 18+
Любое копирование материалов только с письменного разрешения редакции

Регистрация

Зарегистрирован в РОСКОМНАДЗОР
Рег. № Эл ФС 77 — 46276 от 24.08.2011
Рег. № ПИ № ФС 77 — 46506 от 09.09.2011

Связь

Главный редактор - Дмитрий Плынов
e-mail: text@klauzura.ru
тел. (495) 726-25-04

Статистика

Яндекс.Метрика